КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Лощаков Д.В. Дело № 33-10186/2019
А-2.127
22 июля 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Славской Л.А.,
судей Русанова Р.А., Сучковой Е.Г.,
с участием прокурора Андреевой А.Г.,
при секретаре Сургутской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Белоголовкина Константина Сергеевича к администрации Минусинского района о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Пестова О.В.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 07 мая 2019 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию Минусинского района предоставить Белоголовкину Константину Сергеевичу на территории Минусинского района по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка»».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Белоголовкина К.С. с иском к администрации Минусинского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что истец Белоголовкин К.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец лишен родительских прав. Жилого помещения за истцом не закреплялось. В 2018 году органом опеки и попечительства администрации Минусинского района в адрес Министерства образования и науки Красноярского края направлено учетное дело истца для решения вопроса о постановке на соответствующий учет, однако, не смотря на наличие всех необходимых сведений <дата>2018 года учетное дело было незаконно возвращено для доработки без принятия решения. В настоящее время Белоголовкин К.С. зарегистрирован и проживает в Минусинском районе, своего собственного жилья не имел и не имеет.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Минусинского района Пестов О.В. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, рассмотреть жалобу в отсутствие представителя администрации Минусинского района. Считает, что обеспечение лиц категории детей-сирот жилым помещение относится к полномочиям субъекта РФ. В связи с тем, что финансовое обеспечение для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств, предоставленных бюджету муниципального образования в виде субвенций из бюджета края, орган местного самоуправления Минусинского района до поступления в местный бюджет денежных средств обязанность по предоставлению жилого помещения не возникает. Заявитель при наличии правоустанавливающих документов становится на учет в министерстве образования края для предоставления жилого помещения по договору социального найма, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родителей. Приобретение жилых помещений для детей – сирот осуществляется в соответствии с законом 44-ФЗ, в зависимости от суммы, необходимого количества жилых помещений, путем проведения закупочных процедур. Полагает, что у администрации Минусинского района отсутствует обязанность по приобретению для Белоголовкина К.С. жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу, помощник межрайонного прокурора Солтукаева А.В., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Не явившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия не представили, в силу чего дело подлежит рассмотрению согласно статье 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда, заслушав прокурора Андрееву А.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством
этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961«О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 14 указанной статьи, жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2015 года № 9-4103).
Из материалов дела следует, что Белоголовкин К.С., <дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Белоголовкина Н.Н. умерла <дата> года, а отец Белоголовкин С.Ю., решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23.10.2003 года лишен в отношении Белоголовкина К.С. родительских прав. С 03.12.2003 года опекуном истца назначена Белоголовкина А.Т. Жилого помещения за истцом не закреплялось. В 2018 году в адрес Министерства образования Красноярского края направлено учетное дело истца Белоголовкина К.С. для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 20.08.2018 года учетное дело возвращено для предоставления дополнительных сведений. Решение соответствующего органа о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей принято не было.
Возлагая на администрацию Минусинского района обязанность по предоставлению Белоголовкину К.С. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, в установленном порядке заявил о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, однако по независящим от него обстоятельствам на учет поставлен не был, в связи с чем жильем до настоящего времени не обеспечен; достиг установленного законом возраста предоставления жилого помещения; собственного жилого помещения не имел и не имеет. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Белоголовкина К.С. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы представителя администрации Минусинского района о наделении полномочиями по принятию решений о предоставлении жилого помещения органов исполнительной власти Красноярского края, судебная коллегия не принимает, поскольку из материалов дела следует, что решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Министерством образования Красноярского края принято не было, а в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости соблюдения установленного механизма предоставления жилья, включая постановку на учет и принятие органом исполнительной власти решения о предоставлении жилого помещения, судебная коллегия не принимает, поскольку из материалов дела следует, что такие действия в отношении истца не были совершены по не зависящим от Белоголовкина К.С. обстоятельствам, однако возложенная на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения не исполнена.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка представленным в материалы дела доказательствам дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, исходя из задач гражданского процессуального законодательства, с целью правильного исполнения судебного постановления, судебная коллегия полагает уточнить резолютивную часть решения в части площади предоставляемого истцу жилого помещения, поскольку решение суда в данной части не в полной мере отвечает положениям законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 07 мая 2019 года изменить и принять новое решение.
Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края предоставить Белоголовкину Константину Сергеевичу на территории Минусинского района Красноярского края жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».
Председательствующий:
Судьи: