Дело № 2 - 146/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 г. с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи - Лиджиева В.Т.,
при секретаре - Зайцевой А.А.,
с участием прокурора - Ульциновой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ФИО1 <адрес> Республики Калмыкия в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федеральной службы Росимущества по <адрес> и неопределенного круга лиц к ФИО1 <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, признании недействительным образование земельных участков и исключении из государственного кадастра недвижимости записей государственного кадастрового учета о них,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя следующим.
В ходе проверки законности распоряжения водными объектами на поднадзорной территории, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 08№ покрыты водами русел рек <адрес> и рек без названия, что подтверждается информацией <данные изъяты>-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) и согласно, запрошенным выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежат на праве собственности ФИО1 <адрес>ному муниципальному образованию Республики Калмыкия. Между тем, ФИО1 РМО РК были переданы в аренду земельные участки с кадастровыми номерами № ФИО15 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № ФИО14 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № - ФИО3 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 08:12:310101:361 - ФИО13 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 08:12:100101:982 - ФИО4 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № - ФИО12 (срок действия договоров аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно); № - ФИО5 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № - ФИО16 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно сведениям из ЕГРИП установлено, что видом экономической деятельности в сфере воспроизводства морских, пресноводных биоресурсов обладают только 3 арендатора спорных земельных участков: индивидуальные предприниматели ФИО16, ФИО5, ФИО15; у арендатора - ИП ФИО4 сфера деятельности по воспроизводству рыбы и водных биоресурсов прекращена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; арендаторы ФИО13, ФИО14, ФИО3 и ФИО12 прекратили деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Российская Федерация в лице уполномоченного органа в собственность ФИО1 РМО Республики Калмыкия земельные участки и расположенные на нем водные объекты, использование которых по отдельности невозможно, не передавала и не наделяла ФИО1 РМО Республики Калмыкия полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении этих участков и русел рек на них. Таким образом, нарушенное право Российской Федерации подлежит восстановлению путем прекращения зарегистрированного, вопреки требованиям закона, права собственности ФИО1 РМО Республики Калмыкия в отношении указанных земельных участков, а так же и прекращение договоров аренды.
Главе ФИО1 РМО внесено ДД.ММ.ГГГГ № представление об устранении нарушений федерального законодательства путем принятия мер к прекращению права муниципальной собственности на земельные участки, занятые поверхностными водными объектами, принадлежащие в силу закона Российской Федерации. По результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления достаточных мер по устранению указанных в представлении нарушений в установленный срок предпринято не было.
ФИО1 РМО РК расторгнуты по соглашению сторон договора аренды земельных участков с кадастровым номером № с арендатором ФИО5, с кадастровым номером № с арендатором ФИО4, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ограничение прав и обременение указанных объектов недвижимости отсутствуют.
Согласно запрошенной в ФИО1 РМО Республики Калмыкия информации договор аренды земельного участка с кадастровым номером № заключенный с арендатором ФИО3, будет расторгнут с момента принятия наследства наследником - ФИО17 Ввиду отсутствия согласия на расторжения договорных отношений со стороны арендаторов ФИО12, ФИО15 договоры аренды будут расторгнуты в судебном порядке. Согласно письму отдела водных ресурсов по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному индивидуальному предпринимателю ФИО16, земельный участок с кадастровым номером № не является водным объектом федеральной собственности, что противоречит ранее представленным в прокуратуру района сведениям указанного государственного органа от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за №. ФИО1 РМО Республики Калмыкия не представлены сведения о проделанной работе по расторжению договоров аренды с ФИО6, арендующим земельный участок с кадастровым номером 08:12:200101:1302, с ФИО13 арендующим земельный участок с кадастровым номером №. Постановлениями ФИО1 РМО Республики Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ и 276 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право аренды земельных участков под водой с кадастровыми номерами № с арендаторами ФИО7 и ФИО12 ФИО1 РМО соответствующие сведения в регистрирующие органы не направлены, сведений о прекращении договора аренды в ЕГРН не имеется.
Просит суд признать отсутствующим зарегистрированного права собственности ФИО1 РМО Республики Калмыкия на указанные земельные участки и признать недействительным образование указанных земельных участков, исключить из государственного кадастра недвижимости запись государственного кадастрового учета о них.
До вынесения судом решения по существу третьи лица ФИО15 ФИО12, ФИО17 представили возражения, из которых следует, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности и арендованные ими земельные участки законно отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а расположенные в границах участков искусственные водоемы используется для разведения аквакультуры, как одного из видов сельскохозяйственного производства и не являются частью федеральных водных объектов. Прекращение права собственности ФИО1 РМО РК повлечет расторжение договора аренды и приведет к убыткам. Просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
В судебном заседании прокурор ФИО8 поддержала исковые требования.
ФИО1 РМО Республики Калмыкия, по доверенности ФИО9 не признала исковых требований, указав что спорные земельные участки находятся в собственности РМО, зарегистрированы и пруды, расположенные на этих участках были созданы колхозами в 1962 г. и 1965 г.
ФИО1 Нижне-Волжского бассейнового водного управления по доверенности ФИО10 возражал против заявленных требований прокурором, указав, что спорные водные объекты не относятся к федеральной собственности
Третьи лица ФИО12, ФИО17, ФИО16, ФИО15 и его ФИО1 по доверенности ФИО18 не признали исковых требований, поддержав доводы своих возражений.
ФИО1 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Третьи лица ФИО13, ФИО14, ФИО1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Калмыкия, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, и не представили своих возражений.
Суд, выслушав прокурора, ФИО1 ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.
В силу ст. 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений ст.ст. 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в настоящей статье, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ)
В силу ст. 102 ЗК РФ землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты. Если водные объекты полностью находятся в пределах земель сельскохозяйственного назначения и (или) земель других категорий, такие земли не относятся к землям водного фонда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 РМО РК были переданы в аренду земельные участки с кадастровыми номерами № - ФИО15 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № - ФИО14 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № ФИО3 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), № - ФИО13 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № ФИО4 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № ФИО12 (срок действия договоров аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно); № ФИО5 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); № - ФИО16 (срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО1 <адрес>ное муниципальное образование.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой ФИО1 <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка законности распоряжения водными объектами на поднадзорной территории, по результатам которой выявлено, что вышеуказанные земельные участки заняты поверхностными водными объектами и в силу закона относятся к категории земель водного фонда и формирование этих участков и дальнейшее распоряжение ими не соответствует требованиям ст. 102 Земельного кодекса РФ. Так же прокуратурой района выявлено, что нарушенное право Российской Федерации подлежит восстановлению путем прекращения, зарегистрированного, вопреки требованиям закона, права собственности ФИО1 РМО РК в отношении указанных земельных участков.
Между тем, суду не было представлено истцом доказательств того, что спорные земельные участки являются собственностью Российской Федерации, кроме представленных сведений о водных объектах в ФИО1 <адрес> Республики Калмыкия и водных объектах на территории Республики Калмыкия, относящиеся к федеральной собственности, представленных Нижне-Волжским бассейновым водным управлением, представлений, внесенных прокурором района ФИО1 РМО РК об устранении нарушений федерального законодательства, переписок, запросов.
Тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, из сведений о водных объектах в ФИО1 <адрес> Республики Калмыкия и водных объектах на территории Республики Калмыкия, относящиеся к федеральной собственности, представленных Нижне-Волжским бассейновым водным управлением от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д.20 - 21, л.д. 34-35), следует всего лишь то, что реки, в соответствии с водным законодательством, являются федеральной собственностью, и Водный кодекс РФ не регламентирует право собственности на площади акваторий прудов на реках.
Кроме того, в судебном заседании ФИО1 Нижне-Волжского бассейнового водного управления по доверенности ФИО10 пояснил, что спорные пруды в реестре федеральной собственности не значатся и сведения о них, представленные прокурору, ошибочны и оснований для передачи данных водных объектов в собственность Российской Федерации не имеются.
Как пояснили в судебном заседании ФИО1 ответчика ФИО9, третьи лица ФИО12 и ФИО15 спорные водоемы были созданы колхозами и совхозами в 1962 г. и 1965 г. для орошения полей и в 90-х годах самими арендаторами они были восстановлены, наводнены для разведения и выращивания рыбы и до настоящего времени находятся в аренде для этих целей.
Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ установлено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, находятся в собственности муниципального образования.
Исходя из положений п. 2 ст. 102 ЗК РФ если водные объекты полностью находятся в пределах сельскохозяйственного назначения, то такие земли не относятся к землям водного фонда.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 148-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, спорные земельные участки законно отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а расположенные в границах вышеуказанных земельных участков искусственные водоемы используются для разведения аквакультуры, как вида сельскохозяйственного производства и в силу вышеуказанных норм закона и установленных обстоятельств дела, никак не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, признании недействительным образование спорных земельных участков и исключении из государственного кадастра недвижимости записей государственного кадастрового учета о них, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора ФИО1 <адрес> Республики Калмыкия в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федеральной службы Росимущества по <адрес> и неопределенного круга лиц к ФИО1 <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, признании недействительным образование указанных земельных участков и исключении из государственного кадастра недвижимости записей государственного кадастрового учета о них - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: В.Т. Лиджиев.