Дело №2-106/2024
Категория 2.102
УИД 39RS0013-01-2024-000075-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего Коршаковой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Е.А., с участием истца Мирошниковой Светланы Евгеньевны, представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Озерская центральная районная больница» по доверенности Неживой Татьяны Васильевны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирошниковой Светланы Евгеньевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Озерская центральная районная больница», Отделению Социального фонда Российской Федерации по Калининградской области о признании права на специальную социальную выплату, произведении специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мирошникова С.Е. обратилась с иском, уточнив его в порядке ст.39 ГПК РФ, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Озерская центральная районная больница» (далее по тексту – ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ»), Отделению Социального фонда Российской Федерации по Калининградской области (далее по тексту – ОСФР по Калининградской области) о возложении на работодателя обязанности включить сведения о главной медицинской сестре Мирошниковой С.Е. в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №256), и направить в ОСФР по Калининградской области для осуществления выплат за период с ДД.ДД.ДД по настоящее время. Возложить на ОСФР по Калининградской области обязанность произвести истцу специальные социальные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, за период с ДД.ДД.ДД по настоящее время. Взыскать с ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В иске указано, что истец работает в должности главной медицинской сестры ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ», ее специальность «Организация сестринского дела», сертификат «Организация сестринского дела», она имеет среднее профессиональное медицинское образование по специальности «медицинская сестра». В период с января по июль 2023 года включительно ей начисляли специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, однако с августа 2023 года такие выплаты прекращены. Она не включена в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568. Полагает, что имеет право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подп. «д» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, как специалист со средним медицинским образованием районной больницы. Главная медицинская сестра по Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников относится к числу руководителей, но она не является руководителем медицинской организации.
В судебном заседании истец Мирошникова С.Е. свои требования поддержала по основаниям, изложенные в иске с учетом его уточнения, дополнительно пояснила, что специальные социальные выплаты по постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 должны выплачиваться работникам государственных и муниципальных медицинских организаций. Обязательным условием является работа медицинской организации в системе ОМС. Получатели выплат должны работать в центральной районной больнице, иметь среднее медицинское образование. Постановление Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 не распространяет специальные социальные выплаты на руководителей медицинских организаций и их заместителей. Она не является руководителем медицинской организации или заместителем главного врача. Главная медсестра по Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников относится к числу руководителей, но она не является заместителем руководителя медицинской организации.
В соответствии с подп.«д» п.2 постановления Правительства РФ №2568, специальная социальная выплата устанавливается специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц без каких-либо исключений. Наличие среднего специального медицинского образование подтверждает диплом Калининградского медицинского училища по специальности «медицинская сестра». Считает, что относится к получателям специальной социальной выплаты.
Представитель ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» по доверенности Неживая Т.В. с иском с учетом его уточнения не согласилась, просила в его удовлетворении отказать в полном объеме. Указала, что согласно п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 специальная социальная выплата установлена категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Истец в ГБУЗ «Озерская ЦРБ» занимает должность главной медицинской сестры.
В соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», главная медсестра относится к руководителям. Согласно должностным обязанностям, Мирошникова С.Е. не принимает участия в оказании первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорую медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь, в т.ч. высокотехнологичную медицинскую помощь, а, следовательно, не участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования, либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Таким образом, законных оснований для включения истицы в реестр медицинских работников, дающий право на получение специальной социальной выплаты, у ответчика не имеется.
Представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ОСФР по Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Ранее суду представителем ОСФР по Калининградской области представлен в письменном виде отзыв на иск, согласно которому ответчик заявленные исковые требования не признает, поскольку истец права на получение специальной социальной выплаты не имеет, т.к. ее должность – главная медсестра отнесена к категории руководителей, на которых действие постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 не распространяется. Начисленная Мирошниковой С.Е. сумма специальной социальной выплаты за период с ДД.ДД.ДД по ДД.ДД.ДД в размере 43 120 руб. является излишне выплаченной.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» по доверенности Неживой Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно абз.5 ч.1 ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Понятие заработной платы сформулировано в ч.1 ст.129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
Подпунктом «д» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, к такой категории медицинских работников отнесены специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.03.2023 №99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568.
Согласно п.3 Разъяснений должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 20.12.2012 №1183н.
При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (п.4 Разъяснений).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Понятие медицинского работника дано в подп.13 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Под медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно ч.2 ст.32 и ч.ч.1-4 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ч.1 ст.33 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе, методы лечения). В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанных норм в их взаимосвязи, право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, т.е. медицинские работники непосредственно участвующие в оказании первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи.
Исходя из Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н, к должностям руководителей относятся: главный врач (начальник) медицинской организации; директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.) медицинской организации - врач-специалист; заведующий (главный врач, начальник) структурным подразделением, осуществляющим медицинскую деятельность, иной организацией; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, действующей с 01.09.2023, должность главной медицинской сестры также относится к должности руководителей медицинских организаций.
Согласно ст.273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Сопоставляя положения ст.273 ТК РФ с нормой, приведенной в п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, суд приходит к выводу, что социальная выплата не положена главному врачу (начальнику) медицинской организации, осуществляющему непосредственное руководство учреждением в целом, а также заместителям руководителя (начальника) медицинской организации.
Должность главной медицинской сестры отнесена в Номенклатуре к должностям руководителей, однако это лицо не является исполнительным органом медицинской организации, то есть ее фактическим руководителем, также оно не является заместителем руководителя организации.
В связи с изложенным, суд полагает, что главная медицинская сестра, участвующая в оказании первичной медико-санитарной помощи по ОМС, имеет право на социальную выплату. Если она исполняет только административно-управленческие функции, то назначение ей социальной выплаты не положено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Мирошникова С.Е. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» с ДД.ДД.ДД года – в должности главная медицинская сестра.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 №541н, которым утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, главная медицинская сестра должна соответствовать следующим квалификационным требованиям - высшее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью», стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.
Истец имеет среднее профессиональное образование по специальности «медицинская сестра», диплом серии № от ДД.ДД.ДД. В соответствии с сертификатами специалиста, в т.ч. от ДД.ДД.ДД регистрационный № Мирошникова С.Е. допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Организация сестринского дела» (сертификат действителен в течение 5 лет). Стаж ее работы более 10 лет.
Должностная инструкция главной медицинской сестры ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ», утвержденная главным врачом в ДД.ДД.ДД года, предусматривает следующие должностные обязанности главном медицинской сестры (раздел II):
2.1.Обеспечивает рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение его квалификации.
2.2.Организует получение работниками подчиненных подразделений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Способствует внедрению в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала.
2.3.Осуществляет своевременную выписку, распределение и хранение перевязочных материалов, медикаментов и др., в т.ч. ядовитых и наркотических средств, ведет учет их расходования.
2.4.Ведет всю необходимую учетно-отчетную документацию.
2.5.Ведет табели учета рабочего времени.
2.6.Контролирует:
-работу среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов;
-транспортировку больных внутри отделений больницы;
-учет, распределение, расходование и хранение медикаментов средним медицинским персоналом;
-выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений, квалифицированного ухода за пациентами;
-соблюдение в медицинской организации лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, санитарных правил и норм;
-санитарно-гигиеническое содержание отделений больницы, одежды и белья больных;
-проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
-своевременность и качество дезинфекций помещений, где находились инфекционные больные.
Из пояснений главного врача ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» Кораблева М.Г. от ДД.ДД.ДД на запрос суда, Мирошникова С.Е. в оказании первичной медико-санитарной помощи участия не принимала и не принимает, к оказанию какой-либо экстренной помощи пациентам не привлекалась.
Таким образом, Мирошникова С.Е. не относится в категории медицинских работников, на которых распространяется действие постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, поскольку не принимает участия в оказании первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, следовательно, не участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования, либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признании за истцом права на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, и возложении на работодателя обязанности включить сведения о Мирошниковой С.Е. в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, и направить в ОСФР по Калининградской области для осуществления выплат за период с ДД.ДД.ДД по настоящее время. А также для возложения на ОСФР по Калининградской области обязанности произвести истцу специальные социальные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, за период с ДД.ДД.ДД по настоящее время.
Доводы истца об обратном, со ссылкой на приказ № от ДД.ДД.ДД ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» «О перепрофилировании ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ», судом отклоняются по следующим основаниям.
Как установлено вступившим в законную силу 16.03.2022 решением Озерского районного суда Калининградской области от 18.11.2021 (дело №2-217/2021), приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 30.03.2020 №190 утверждена маршрутизация взрослого населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Калининградской области.
Главному врачу ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 08.10.2020 №601 постановлено перепрофилировать 55 коек для оказания медицинской помощи пациентам с острыми респираторно-вирусными инфекциями и внебольничными пневмониями.
Во исполнение указанного Приказа № от ДД.ДД.ДД, приказом № от ДД.ДД.ДД главного врача ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» постановлено провести перепрофилирование 55 коек для оказания медицинской помощи пациентам с острыми респираторно-вирусными инфекциями и внебольничными пневмониями. …. Заместителю главного врача по медицинской части К.В.Н., главной медицинской сестре Мирошниковой С.Е. – усилить санитарно-эпидемиологический режим в медицинском учреждении, обеспечить соблюдение маршрутизации пациентов между медицинскими и внутри медицинской организации (сегрегацию потоков пациентов), провести дополнительный инструктаж и обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при работе медицинского персонала с пациентами, организовать изоляцию всех пациентов, поступивших с острыми респираторно-вирусными инфекциями и с установленной пневмонией, до проведения этиологической расшифровки заболевания.
с ДД.ДД.ДД по ДД.ДД.ДД Мирошникова С.Е. выполняла свои трудовые обязанности в соответствии с требованиями приказа Озерской ЦРБ № от ДД.ДД.ДД: должна была усилить санитарно-эпидемиологический режим в медицинском учреждении, проводить дополнительный инструктаж и обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при работе медицинского персонала с пациентами – это работа организационного характера, которая не связана с контактом с инфицированными, в том числе больными коронавирусной инфекцией пациентами.
Мирошникова С.Е. не контролировала санитарно-эпидемиологический режим в терапевтическом отделении для взрослого населения с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких (красная зона). Сведения о работе с контактными инфекционными, в том числе больными коронавирусной инфекцией COVID-19 пациентами не установлены.
В список медицинских работников контактных по предписанию от ДД.ДД.ДД № не включена. В красной зоне истец не работала, чего не отрицала в судебном заседании.
Доказательств непосредственной работы с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, не представлено.
Предоставленные Мирошниковой С.Е. в настоящем судебном заседании журналы регистрации инструктажа по новой коронавирусной инфекции ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» от ДД.ДД.ДД (последняя запись ДД.ДД.ДД) и от ДД.ДД.ДД (последняя записьДД.ДД.ДД) указывают о проведении ею устного инструктажа лишь с медицинским персоналом больницы.
Более того, приказом ГБУЗ КО «Озерская ЦРБ» от ДД.ДД.ДД №, во исполнение приказа Министерства здравоохранения Калининградской области № от ДД.ДД.ДД, восстановлен штатный режим работы медучреждения.
Ссылка Мирошниковой С.Е. на проект должностной инструкции, согласно которой в ее должностные обязанности включено оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в т.ч. клинической смерти (остановка жизненно-важных функций организма человека (кровообращения и(или) дыхания), и работа в составе врачебно-сестринской или фельдшерской бригады по оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальнй период, не может быть принята во внимание, поскольку названная инструкция не согласована, не утверждена, не подписана, т.е. действующей не является.
Само по себе указание в должностной инструкции главной медицинской сестры, при условии ее утверждения, в качестве должностной обязанности оказание первичной медико-санитарной помощи пациентам, не свидетельствует о том, что истец относится к категории медицинских работников, на которых распространяется действие постановления Правительства РФЫ от 31.12.2022 N2568, ввиду недоказанности в настоящее время осуществления данной трудовой функции истцом.
Отказ в удовлетворении основных требований исключает удовлетворение требований о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, в связи с чем в удовлетворении заявленного иска надлежит отказать в полном объеме
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мирошниковой Светланы Евгеньевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Озерская центральная районная больница», Отделению Социального фонда Российской Федерации по Калининградской области о признании права на специальную социальную выплату, произведении специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 25 июля 2024 года.
Судья: