Решение по делу № 2-1626/2023 от 28.08.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года                                                                         г. Самара

    Самарский районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Коваленко О.П.,

    при секретаре Канаевой О.О.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1626/2023 по иску Лунева Андрея Владимировича к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Лунев А.В. обратился с иском с учетом уточнений к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, взыскании неосновательного обогащения, в котором просил признать незаконными выставленные платежи за май 2021 в виде судебного взыскания в пользу <адрес> размере 2 179 рублей; признать незаконными выставленные платежи за январь 2022 года порча ОДИ (замок)» в размере 1150 рублей; возложить обязанность на ТСЖ «Луч» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за май 2021 дополнительную строку прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес> за январь 2022 года дополнительную строку прочие услуги порча ОДИ (замок), предоставить новые квитанции за май 2021 и январь 2022; признать незаконными выставленные платежи Отопление МОП за: январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля; возложении обязанности на ТСЖ «Луч» предоставить новые квитанции без строки отопление МОП за январь 2021, февраль 2021, март 2021, апрель 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021, декабрь 2021, январь 2022, февраль 2022, март 2022, апрель 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022; взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 7 572 рубля 92 копейки.

В обоснование заявленных требований указала, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный дом находится в обслуживании ТСЖ «ЛУЧ». В мае 2021 и в январе 2022 года в квитанции по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги появилась дополнительная строка прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес> порча ОДИ (замок)». Размер оплаты по данным строкам составляет 1150 рублей (замок) и 2 179 рублей (судебное взыскание). Письменное обращение в ТСЖ по данному вопросу не дал никакого результата. В связи с чем, истец вынуждена обратиться с указанным иском в суд.

Определением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, производство по гражданскому делу по иску Лунева Андрея Владимировича к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, прекратить в части требований о признании незаконными выставленных платежей за май 2021 в виде судебного взыскания в пользу <адрес> размере 2 179 рублей; признании незаконными выставленных платежей за январь 2022 года порча ОДИ (замок)» в размере 1150 рублей; возложении обязанности на ТСЖ «Луч» исключить из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за май 2021 дополнительную строку прочие услуги «судебное взыскание в пользу <адрес> за январь 2022 года дополнительную строку прочие услуги порча ОДИ (замок), предоставлении новых квитанций за май 2021 и январь 2022, также исключении из платежного документа задолженности в размере 71770,68 рублей, прекращено в связи с отказом от исковых требований в данной части.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, указав, что услуга по отоплению мест общего пользования многоквартирного дома не предоставлялась, оказание такой услуги не предусмотрено действующим законодательством. Заявление Лунева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ об исключении незаконных платежей, направленное в адрес ТСЖ «Луч», оставлено без удовлетворения.

Представители ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать в полном объеме, указав, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного отопления, в доме установлен общедомовой прибор учета, в местах общего пользования (далее МОП) находятся радиаторы отопления. В спорный период ТСЖ «Луч» расчет отопления производился отдельно на жилое помещение и отдельно на МОП по формуле 3(6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Представитель третьих лиц ПАО «Т Плюс», АО «Энергосбыт Плюс» в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГЖИ Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав сторону, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лунев А.В. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 110 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0819002:881, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Луч», которое, согласно Уставу, является некоммерческой организацией, созданной для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (далее - МКД), с общей площадью помещений 11278,80 кв.м,, общей площадью <адрес>,93 кв.м, подключен к системе централизованного отопления, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

Поставку тепловой энергии в помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, осуществляет ПАО «Т Плюс».

Согласно ответу ПАО «Т Плюс» на судебный запрос, между ПАО «Т Плюс» и ТСЖ «ЛУЧ» заключен договор на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в части горячего водоснабжения № ТЭ1810-06607. По указанному договору оплата со стороны ответчика в адрес ПАО «Т Плюс» производится добровольно, дебиторская задолженность отсутствует. В данном многоквартирном доме по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета, с ДД.ММ.ГГГГ расчет за общедомовые нужды производится по нормативу в связи с тем, что в МКД закрытая схема теплоснабжения. В части сведений по жилым помещениям, собственники МКД, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ перешли на прямые договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией по коммунальным услугам отопления и горячего водоснабжения. Все лицевые счета в настоящий момент действующие, и открыты с даты перехода на прямые договоры, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты по жилому помещению на ФИО1 открыт лицевой счет , что подтверждается выпиской по лицевым счетам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Начисление платы за услуги теплоснабжения по указанному адресу производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилым домов (пункт 42.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Установлено, что многоквартирный жилой дом, общей площадью жилых и нежилых помещений 11542,56 кв.м., состоит из 88 квартир общей площадью 9266,46 кв.м., площадью нежилых помещений, имеющих индивидуальное отопление, 1619, 5 кв.м, площадью нежилых помещений, в которых нет приборов отопления 656,6 кв.м, общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества (помещения общего пользования) 1206 кв.м.

Доказательств полного отключения мест общего пользования МКД от централизованной системы отопления многоквартирного дома, распложенного по адресу: <адрес>, материалы дела не содержат.

Ответчиком истцу выставлялись квитанции в отопительный спорный период времени:

за отопление: за январь 2021 – 6129,42 рубля (3,437045 Гкал), февраль 2021 – 5855,59 рублей (3,283498), март 2021 – 5457,69 рублей (3,060375), апрель 2021 – 4215,57 рублей (2,363864), октябрь 2021 – 4309,17 рублей (2,325637), ноябрь 2021 – 3561 рубля (1,921852), декабрь 2021 -4541,54 рубля (2,451047), январь 2022 – 6126,67 рублей (3,306529), февраль 2022 – 5120 рублей (2,763234), март 2022 – 4628,06 (2,497736), апрель 2022 – 2857,83 рубля (1,542353), ноябрь 2022 - 4617,87 рублей (2,351185), декабрь 2022 – 6240,01 рублей (2,862246);

и за отопление МОП: : январь 2021 - 575,65 рублей, февраль 2021 - 498,85 рублей, март 2021 - 464,95 рубля, апрель 2021-362,89 рубля, октябрь 2021-376,47 рублей, ноябрь 2021 - 311,03 рублей, декабрь 2021- 396,69 рублей, январь 2022-535,13 рублей, февраль 2022-447,19 рублей, март 2022- 404,23 рубля, апрель 2022- 272,46 рубля, ноябрь 2022- 306,67 рублей, декабрь 2022- 441,71 рубля.

Согласно выставленной квитанции за декабрь 2022 г. по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 110 кв.м., сумма за отопление составила 6681,72 рубля, в том числе индивидуальное отопление квартиры 6240,01 рублей, ОДН - 441,71 рубля.

Сторонами не оспаривалось и подтверждено квитанциями, истцом оплата за отопление произведена в полном объеме.

Так односторонний отказ от исполнения обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную статьями 307 - 310 ГК РФ, а обязанность оплачивать коммунальные услуги предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3 часть 1 статья 36 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 37 того же Кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребления тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает тепло-энергия с целью отопления помещений этого дома - и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 6 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 2021 года N 16-П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно подпункту "е" пункта 4 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к указанным Правилам.

В многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых проектное значение температуры воздуха поддерживается системой отопления при помощи теплопотребляющих установок. При этом не может быть взыскана плата за отопление в отношении помещения, которое в соответствии с проектной и технической документацией дома относится к неотапливаемым.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).

На основании правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2019 года N 308-ЭС18-25891, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года N 823-ст). По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления для обогрева соответствующего помещения, не может служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354:

- в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1));

- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);

- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).

Предусмотренный абзацем 3 пункта 42(1) Правил N 354, во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно материалам дела, спорный МКД подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 года N 46-П).

Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе, и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

Исходя из этого, полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 16-П указано, что положения абзаца 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Правительству Российской Федерации надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести в кратчайшие сроки изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности.

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению, исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.

Такой подход, по общему правилу, обуславливает недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

В пункте 37 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, разъяснено, что отказ собственников от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

Совокупность приведенных норм материального права и акта легального толкования в их системном единстве предполагает, что собственник помещения в доме, оборудованном центральным отоплением, освобождается от оплаты коммунальной услуги по отоплению лишь при совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: изначальное отсутствие в помещении элементов отопления (либо демонтаж системы отопления в установленном законом порядке с переходом на иной вид теплоснабжения); надлежащая изоляция проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления.

С учетом того, что отказ собственников или пользователей помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что в свою очередь может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Учитывая приведенное правовое регулирование, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

Материалами дела подтверждено, что многоквартирный дом подключен к системе центрального теплоснабжения, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети. Наличие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома, что уже не исключает факт оказания ответчиком коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования.

Следовательно, вопреки доводам истца собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

В связи с чем, оснований полагать, что услуга по отоплению мест общего пользования, выставленная к оплате ответчиком, незаконна и подлежит исключению из квитанций вопреки доводам истца, у суда не имеется.

Пунктом 42(1) Правил определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Так, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий).

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии (абзац четвертый).

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац пятый).

Формулы 3, 3(1), 3(3) приведены соответственно в пунктах 3, 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам и предполагают расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме в указанных выше случаях исходя в том числе из общей площади этого помещения и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

При этом формулой 3 предусмотрено определение объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, по формуле 3(6), содержащейся в пункте 3(6) приложения N 2 к Правилам. Данная формула требует учитывать общую площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, а также общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, общую площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Как следует из пояснений ответчика, расчет по отоплению произведен ответчиком по формуле 3(6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при этом наличие отопительных приборов в местах общего пользовании в формулах не отражены.

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6) Правил.

Каких-либо существенных нарушений со стороны ответчика при расчете платы по услуге «отопление» и «отопление МОП» судом не установлено, ответчик производил расчет отдельно по отоплению конкретного жилого помещения и отдельно по отоплению мест общего пользования. При рассмотрении спора, требований о производстве перерасчета истец не заявлял, настаивая на взыскании неосновательного обогащения с ответчика. При этом, при применении истцом собственного расчета по отоплению с учетом отопления мест общего пользования, у истца за спорный период получилась недоплата.

Истцом не учтено, что освобождение Лунева А.В. от оплаты за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования приведет к тому, что данная сумма будет перераспределена между собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением, пропорционально принадлежащим им долям, что нарушит их права

Принимая во внимание, что услуга по отоплению мест общего пользования рассчитана на основании Правил N 354, оснований для применения компенсаторного механизма, у суда не имеется.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Доказательств того, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение за спорный период, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, исковые требования Лунева А.В. к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, взыскании неосновательного обогащения не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

В иске Лунева Андрея Владимировича к ТСЖ «Луч» об исключении из квитанции незаконных платежей, взыскании неосновательного обогащения, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023.

Председательствующий:                                                                            О.П. Коваленко

2-1626/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лунев Андрей Владимирович
Ответчики
ТСЖ "Луч"
Другие
Государственная жилищная инспекция Самарской области
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
ПАО "Т Плюс"
Суд
Самарский районный суд г. Самара
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky.sam.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Дело оформлено
06.02.2024Дело передано в архив
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее