дело №2-67/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтова К.Р. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании права и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
Мамонтов К.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее ответчик, администрация) о признании права и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Требования мотивировал тем, что в июле 2018 обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 02.08.2018 истцу направлено уведомление, которым администрация отказала в постановке на учет, мотивировав тем, что у Мамонтова К.Р. отсутствует необходимый 15-летний стаж работы. Истец полагает, что право у него возникло в связи с выработкой требующегося по ранее действовавшему законодательству 10-летнего стажа работы. Действиями ответчика нарушены права истца на предоставление мер социальной поддержки, а отказ в постановке на учет является незаконным.
С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства РК.
В судебное заседание стороны и представитель третьего лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Истец и представитель третьего лица ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, представитель ответчика о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела в предыдущих судебных заседаниях Мамонтов К.Р. иск поддержал, просил его удовлетворить. Представитель ответчика иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, придерживался доводов, изложенных в письменных возражениях на иск, согласно которым администрация полагает, что по ныне действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, право истца состоять на учете граждан, на получение социальной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не определяется в связи с отсутствием необходимого стажа работы в указанных районах и местностях. Ранее действующее законодательство к истцу не применимо, поскольку с заявлением о постановке на учет Мамонтов К.Р. обратился в период действия Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002, который предусматривает необходимость наличия 15-летнего стажа работы в РКС и МКС. Кроме того, представитель ответчика полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку получив оспариваемое решение в августе 2018, с иском в суд Мамонтов К.Р. обратился только в феврале 2019.
В письменных возражениях на иск представитель третьего лица Минстроя РК просит в удовлетворении требований Мамонтову К.Р. отказать. Анализируя положения Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 отмечает, что для постановки на учет указанной категории граждан в качестве одного из условий необходимо наличие 15-летнего стажа работы в РКС и МКС, при этом, время нахождения на пенсии по старости и инвалидности учитываться не должно, т.к. это обстоятельство влияет только на определение норматива предоставления жилищной субсидии, а не на постановку на учет.
Исследовав и проанализировав материалы дела, а также материалы учетного и пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец родился в <данные изъяты>
По состоянию на 04.02.1999 страховой стаж Мамонтова К.Р. составил 14 лет 05 месяцев 24 дня, в т.ч. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 13 лет 06 месяцев 11 дней, что подтверждается справкой ПФР.
Из справок МСЭ № и № следует, что истцу 04.02.1999 первично устанавливалась 2 группа инвалидности до 1 марта 2000 года, а 13.11.2003 была бессрочно повторно установлена вторая группа инвалидности.
31.07.2018 Мамонтовым К.Р. в администрацию подано заявление о принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с составом семьи 1 человек.
Постановлением ответчика от 02.08.2018 № Мамонтову К.Р. отказано в принятии на вышеуказанный учет.
02.08.2018 в адрес истца за исх.№ ответчиком направлено уведомление, которым сообщено о принятом по его заявлению решении об отказе в постановке на учет. В качестве оснований к отказу приведено отсутствие установленного ст.1 Федерального закона №125-ФЗ 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно справке администрации сельского поселения «Митрофан-Дикост» истец зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>
По имеющимся сведениям БТИ и Росреестра право собственности на недвижимое имущество за Мамонтовым К.Р. не зарегистрировано.
На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в администрации сельского поселения «Митрофан-Дикост» истец не состоит.
Заключением межведомственной комиссии ответчика от 29.01.2016 дом, в котором расположена квартира истца, признан пригодным для постоянного проживания.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992, регулируются положениями Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.1 вышеуказанного Закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, законом предусмотрена возможность получения жилищной субсидии посредством отмены для них ограничения по стажу работы, закрепленного в качестве одного из требований в абз.1 ч.1 ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ст.3 Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Положение).
На основании пп.«г,д» п.9 Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом РФ); копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства.
Согласно пп.«а» п.12(1) Положения, основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Основанием к отказу в постановке на учет истца послужило отсутствие у Мамонтова К.Р. необходимого 15-летнего стажа работы в РКС и МКС.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего до 01.03.2003, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах РФ. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется ч.2 ст.6 настоящего Федерального закона. Частью 2 статьи 6 предусмотрено, что при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
Из представленных сторонами доказательств следует, что с заявлением о постановке на учет истец обратился 31.07.2018, т.е. в период действия Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из установленных судом обстоятельств следует, что впервые инвалидность 2 группы истцу установлена 04.02.1999 по общему заболеванию <данные изъяты>). 27.01.2000 Мамонтову К.Р. повторно установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию (<данные изъяты>). 22.02.2001 истцу повторно установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию (<данные изъяты>). 14.02.2002 Мамонтову К.Р. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Из изложенного следует, что истцу в период с 04.02.1999 по настоящее время устанавливалась II группа инвалидности в связи с общим заболеванием, инвалидом I или II группы вследствие трудового увечья он не признавался.
Учитывая, что Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отменяет требования по стажу только для инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, к которым истец не относится, то для признания за Мамонтовым К.Р. права на получение жилищной субсидии ему необходимо иметь не менее 15 календарных лет стажа в районах Крайнего Севера.
Из представленных в дело доказательств, содержащихся в пенсионном деле истца следует, что стаж работы Мамонтова К.Р. в МКС на 04.02.1999 составил 13 лет 06 месяцев 11 дней, что менее требуемых 15 лет.
Законодательство, действующее на момент обращения Мамонтова К.Р. по вопросу постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, возможности суммирования продолжительности указанных периодов (трудового стажа и периода инвалидности) не предусматривало.
Положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 №125-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2011, было установлено, что инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в РКС и приравненных к ним местностях, жилищная субсидия предоставляется с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого ч.2 и 3 ст.5 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч.2 ст.5 этого закона при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера, однако, с 01.01.2012 приведенные положения Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 не действуют.
В соответствии с законодательством, действующим в период возникновения спорных правоотношений, суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и времени нахождения на пенсии по инвалидности осуществляется только при определении норматива предоставления жилищной субсидии. Так, согласно положениям ст.5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По нормам указанного Федерального закона, действующим с 01.01.2012, круг лиц, которые имеют право на получение жилищных субсидий, определен в ст.1 Закона. Вместе с тем, истец, как инвалид II группы по общему заболеванию, не имеющий требуемого законом трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, к указанной категории граждан не относится.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 №8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ.
По нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу Федерального закона №131-ФЗ от 25.07.1998, у Мамонтова К.Р. также не определяется право на получение жилищной субсидии, поскольку не смотря на то, что по состоянию на 01.08.1998 у него имелся необходимый 10-летний стаж работы в МКС, вместе с тем, он не состоял на учете по улучшению жилищных условий, что подтверждено информацией, предоставленной суду администрацией СП «Митрофан-Дикост», а также заключением межведомственной комиссии ответчика от 29.01.2016 о признании жилого дома, в котором расположена квартира истца, пригодным для проживания.
Поскольку обязательным условием для приобретения права на получение жилищной субсидии по ранее действовавшему законодательству наряду с требованием о 10-летнем стаже работы в РКС и МКС также являлось нахождение на учете по улучшению жилищных условий, то отсутствие у гражданина одного из указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии оснований в постановке на учет.
При указанных обстоятельствах, по своей сути, отказ ответчика в постановке истца на учет как гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является обоснованным, поскольку в установленном законом порядке Мамонтов К.Р. на учет по улучшению жилищных условий не вставал, а наличие у него стажа работы в МКС более 10 лет по ранее действовавшему законодательству не предоставляет такого права.
Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока давности на обращение в суд с заявленными требованиями признаются не основанными на законе, поскольку требований о признании решения, связанного с отказом в постановке на учет, по данному делу истцом не заявлено. Поданный Мамонтовым К.Р. иск направлен на защиту нарушенного права по предоставлению мер социальной поддержки, в связи с чем, срок исковой давности по заявленным истцом требованиям является общим и на момент подачи иска не истек.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Мамонтова К.Р. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании права и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 13 мая 2019.
Судья Р.В.Чулков