РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,
с участием истца Гладких Д.Н., представителя истца – адвоката Анкудиновой Т.И., действующей на основании удостоверения № от 13.05.2016 и ордера № от 15.04.2021,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Саниной О.И., действующей на основании доверенности № от 28.12.2020, сроком по 31.12.202,
в отсутствие представителя третьего лица ПАО «Иркутскэнерго»,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-807/2021 по исковому заявлению Гладких Д.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец Гладких Д.Н. указал, что 11.02.2021 он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о назначении ему досрочной страховой пенсии, предоставил все необходимые документы. 18.02.2021 ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе было вынесено решение № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Считает, что данное решение вынесено незаконно, так как нарушается его право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. В период трудовой деятельности с 03.07.1990 по 19.06.2007 истец непрерывно работал во вредном производстве на Усть-Илимской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах: котлотурбинном, цехе топливоподачи. В указанные периоды полный рабочий день и полную неделю непосредственно был занят на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В период работы занимался обслуживанием аппаратуры релейной защиты и автоматики аппаратуры в цехах: котлотурбинном, цехе топливоподачи. В должностные обязанности входило: ТО устройств РЗА (релейной защиты автоматики), к ним относятся стабилизаторы напряжения, система возбуждения генераторов, система бесступенчатого регулирования и т.д. Кроме этого, производил чистку оборудования, регулировку, настройку, результаты измерений заносились в протоколы проверок. Обслуживаемое электрооборудование находилось в котлотурбинном цехе в главном корпусе и там же находилось рабочее место. Списком № 2 1956 года предусмотрены слесари и дежурные электромонтеры, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных, топливоподачи и пылеприготовления. Спорный период работы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Считает, что при таких обстоятельствах, отказ в назначении пенсии является незаконным. Уточнив требования, просит признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № от 18.02.2021 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии Гладких Д.Н.; обязать ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе включить Гладких Д.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы: с 03.07.1990 по 31.12.2001 в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах: котлотурбинном, топливоподачи Усть-Илимской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго»; обязать ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Гладких Д.Н. досрочную страховую пенсию с 01.03.2021.
Из текста письменных возражений представителя ответчика от 29.04.2021 на исковое заявление, следует, что при определении права Гладких Д.Н. на досрочное назначение страховой пенсии было установлено следующее. Согласно записям в трудовой книжке отражен период работы с 03.07.1990 по 31.12.2001: принят электрический цех электромонтером по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах котлотурбинном, топливоподачи на Усть-Илимской ТЭЦ «Иркутскэнерго». Согласно выписке из ИЛС ЗЛ период работы с 03.07.1990 по 31.12.2001 работодателем указан без кода-льготы. Дата регистрации Гладких Д.Н. в системе обязательного пенсионного страхования - 10.12.1998. Период работы Гладких Д.Н. на Усть-Илимской ТЭЦ «Иркутскэнерго» с 03.07.1990 по 31.12.1991 не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку не представлены, документы подтверждающие занятость полный рабочий день на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым обслуживанием, занятым на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, с 01.01.1992 по 31.12.2001 на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, по коду льготы 2140000а-18455, предусмотренных Списком № 2. Стаж на соответствующих видах работ для Гладких Д.Н. по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 составил 0 лет 0 месяцев 0 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 29 лет 07 месяцев 14 дней, при требуемом стаже не менее 20 лет. Страховой стаж составил 31 год 01 месяц 12 дней, при требуемом 25 лет. Считает, что решение территориального органа ПФ от 18.02.2021 № принято обоснованно, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований истцу необходимо отказать.
В судебном заседании истец Гладких Д.Н., его представитель Анкудинова Т.И. заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам иска.
Истец Гладких Д.Н. в ходе судебного разбирательства пояснял, что в спорный период времени работал на одном и том же рабочем месте, характер его работы не менялся. В его обязанности входили обслуживание и ремонт аппаратуры релейной защиты. Ремонты были, как правило, плановыми, но случались и аварийные ремонты.
Представитель ответчика Санина О.И. с требованиями истца не согласилась, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ПАО «Иркутскэнерго» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Директор филиала направил письменный отзыв, согласно которому, в период с 03.07.1990 по 19.06.2007 будучи в должности электромонтёра 2-5 разряда по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики характер работы Гладких Д.Н. был связан с ремонтом и техническим обслуживанием устройств РЗА и автоматической системы пожаротушения в цехах котлотурбинном, топливоподачи. Был занят выполнением работ в течение полного рабочего дня. Техническое обслуживание релейной защиты и автоматики заключалось в следующем: проверка и ремонт релейной защиты и автоматики систем возбуждения турбогенераторов, электродвигателей котлоагрегатов, синхронных электродвигателей, преобразователей ЩПТ, стабилизаторов напряжения, подвесных магнитных сепараторов топливоподачи, автоматической системы пожаротушения находящихся на У-И ТЭЦ; ремонт и ревизия коммутационной и пусковой аппаратуры (автоматических выключателей; пускателей, контакторов, кнопочных постов, ключей управления, датчиков пожаротушения, задвижек и т.д.) на щитах управления, а также по месту установке механизмов. В состав работ по ремонту и техническому обслуживанию устройств РЗА входит: чистка, протяжка, замена изношенных деталей, снятие электрических характеристик, настройка аппаратов релейной защиты; ремонт с полной или частичной разборкой пускателей, контакторов, выключателей, кнопочных постов; чистка от пыли, грязи аппаратуры по месту её установки; восстановление уплотнений, а также ремонт элементов конструкций, шкафов сборок, ящиков зажимов. Приведен список обслуживаемых узлов и агрегатов.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации установлено, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Гладких Д.Н. родился 01.03.1971 года, следовательно, 01.03.2021 года ему исполнилось ровно 50 лет.
Истец Гладких Д.Н. просит назначить ему страховую пенсию по старости со дня достижения 50-летнего возраста.
Поэтому для назначения страховой пенсии по старости Гладких Д.Н., в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет, проработать не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, иметь стаж работы на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.
Из решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № от 18.02.2021 следует, что стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 29 лет 07 месяцев 14 дней, при требуемом стаже не менее 20 лет; страховой стаж составил 31 год 01 месяц 12 дней, при требуемом 25 лет.; стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил 0 лет 0 месяцев 0 дней, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавшего до 01.01.2015 года.
С учетом статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015.
Разделом XIV Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрены слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым обслуживанием, занятым на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Электрослесарям по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым на ремонте и обслуживании только автоматики в цехах: котельных, котлотурбинных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления как слесарям и электромонтерам дежурным, слесарям и электромонтерам по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым обслуживанием, занятым на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 239 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г.» Список № 2 1956 года применяется к случаям, имевшим место до 1 января 1992 года. После 1 января 1992 года применяются Списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
Разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, код позиции 2140000а-18455.
Из Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств...» (утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29) следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5).
Работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций (п. 14).
Рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой ими работы (п. 15).
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Гладких Д.Н. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 11.02.2021 в возрасте 49 лет (полных 50 лет – 01.03.2021).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № от 18.02.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Стаж работы Романова В.В. на соответствующих видах работ составил 0 лет 0 месяцев 0 дней, при требуемом стаже по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не менее 12 лет 6 месяцев.
Однако доводы истца о наличии у него необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и доказаны совокупностью представленных доказательств.
Исследовав копию трудовой книжки истца №, выданную 01.09.1988 судом, применительно к спорному периоду, установлено следующее:
- 03.07.1990 принят в электрический цех электромонтером 3 разряда по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах котлотурбинном, топливоподачи на Усть-Илимскую ТЭЦ Иркутскэнерго (приказ № 253к от 02.07.1990) (запись № 7);
- 01.12.1992 присвоен 4 разряд электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в этом же цехе (приказ № 857к от 09.12.1992) (запись № 8);
- 07.02.1996 присвоен 5 разряд электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в этом же цехе (приказ № 71к от 05.02.1996) (запись № 9);
- 19.05.2000 Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации переименовано в Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО Иркутскэнерго);
- 19.06.2007 переведен в этом же цехе мастером производственной лаборатории 1 группы (приказ № 550к от 19.06.2007) (запись № 12).
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета период работы истца с 03.07.1990 по 31.12.2001 работодателем квалифицирован как обычные условия труда.
Согласно отзыву третьего лица ПАО «Иркутскэнерго» в период с 03.07.1990 по 19.06.2007 будучи в должности электромонтёра 2-5 разряда по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики характер работы Гладких Д.Н. был связан с ремонтом и техническим обслуживанием устройств РЗА и автоматической системы пожаротушения в цехах котлотурбинном, топливоподачи. Был занят выполнением работ в течение полного рабочего дня. Техническое обслуживание релейной защиты и автоматики заключалось в следующем: проверка и ремонт релейной защиты и автоматики систем возбуждения турбогенераторов, электродвигателей котлоагрегатов, синхронных электродвигателей, преобразователей ЩПТ, стабилизаторов напряжения, подвесных магнитных сепараторов топливоподачи, автоматической системы пожаротушения находящихся на У-И ТЭЦ; ремонт и ревизия коммутационной и пусковой аппаратуры (автоматических выключателей; пускателей, контакторов, кнопочных постов, ключей управления, датчиков пожаротушения, задвижек и т.д.) на щитах управления, а также по месту установке механизмов. В состав работ по ремонту и техническому обслуживанию устройств РЗА входит: чистка, протяжка, замена изношенных деталей, снятие электрических характеристик, настройка аппаратов релейной защиты; ремонт с полной или частичной разборкой пускателей, контакторов, выключателей, кнопочных постов; чистка от пыли, грязи аппаратуры по месту её установки; восстановление уплотнений, а также ремонт элементов конструкций, шкафов сборок, ящиков зажимов. Приведен список обслуживаемых узлов и агрегатов котлотурбинногт цеха и цеха топливоподачи.
В материалы дела представлены: копия приказа № от 30.05.1994 о результатах аттестации рабочих мест (установлены вредные условия труда); копия перечня рабочих мест на УИ ТЭЦ по состоянию на 01.04.1994 с указанием на вредный фактор; копии штатных расписаний на период 1990-2002 г.г. ( с указанием на вредный фактор при установлении оплаты труда), копия плана кабельных отсеков вагоноопрокидывателя; расчетные листки за период с 1990 по 2001 г.г. (с указанием на начисление доплаты за вредный фактор); копии квалификационных характеристик электромонтера (с указанием на характер выполняемой работы по ремонту и обслуживанию оборудования); копии инструкций по охране труда (с указание на присутствие в работе вредных производственных факторов); копии из журналов учета работы по распоряжениям (электрический цех); копии рабочих журналов группы «Автоматика» ЭТЛ ЭЦ.
Анализируя исследованные в ходе судебного разбирательства письменные доказательства, соотнося их между собой, суд приходит к выводу о том, что работая в должности электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах котлотурбинном, топливоподачи в спорный период времени с 03.07.1990 по 31.12.1991 Гладких Д.Н., был занят полный рабочий день на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики, в цехах: котлотурбинном, топливоподачи; с 01.01.1992 по 31.12.2001 был занят на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики, в цехах: котлотурбинном, топливоподачи, и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, что позволяет отнести его должность к Списку № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, Раздел XIV, которым предусмотрены слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым обслуживанием, занятым на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления и Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», в соответствии с которым право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, код позиции 2140000а-18455.
Из положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд РФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно положениям п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила № 1015), периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п. п. 11 - 17 Правил № 1015.
Таким образом, законодательством РФ при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Согласно положениям п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (действовала до 18.02.2017), территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений, в том числе о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
В соответствии с п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд РФ, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, внесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц подлежали сведения о периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, по которым в полном объеме завершена правовая обработка, на что обращено внимание в Письме Пенсионного фонда РФ от 29.04.2015 № ЛЧ-25-26/5481 «О реализации ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Учитывая, что ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни ФЗ «О страховых пенсиях», ни ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременность и правильность представления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже, сам по себе факт невыполнения страхователем этих обязанностей не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
Таким образом, тот факт, что работодатель не квалифицировал спорные периоды времени как дающие право на досрочное назначение пенсии, не может повлечь за собой неблагоприятных последствий для Гладких Д.Н.
По мнению суда, представлено достаточно доказательств, позволяющих установить условия и характер работы истца. Совокупностью письменных доказательств установлено оборудование на котором работал истец и характер выполняемой им работы.
Стороной ответчика не представлено доказательств иных условий и характера выполняемой работы истца в спорный период времени.
Стаж на соответствующих видах работ, установленный в судебном заседании, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П, превышает требуемый размер - не менее 12 лет 6 месяцев. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ в назначении пенсии является незаконным.
Учитывая вышеизложенное, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 33 от 18.02.2021 нельзя признать законным.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о необходимости назначения истцу пенсии с момента возникновения права на указанную пенсию, то есть с 01.03.2021.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гладких Д.Н. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № от 18.02.2021 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить Гладких Д.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 03.07.1990 по 31.12.2001 в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики в цехах: котлотурбинном, топливоподачи Усть-Илимской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Гладких Д.Н. досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2021