11RS0№__-07 Дело №__
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.С.,
при секретаре Суровицыной А.А.
с участием представителя ответчиков, действующего на основании доверенности, Савенюк А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ____ Республики Коми 25 марта 2024 года исковое заявление Б к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ____ о признании незаконным отказа в приятии на работу, понуждении возобновить процедуру приема на работу, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Б с учетом уточненных исковых требований от __.__.__ (л.д. 123-125) обратилась в Интинский городской суд с исковым заявлением к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по ____ о признании незаконным отказа в приеме на службу, возложении обязанности возобновить процедуру трудоустройства на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по ____ Федеральной службы судебных приставов по ____, взыскании компенсации морального в размере 100 000 руб.
В обоснование исковых требований истец указала, что __.__.__ она обратилась к директору ФССП – главному приставу Российской Федерации Аристову Д.В. с письменным заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по ____ Федеральной службы судебных приставов по ____. Истцом был сформирован и направлен пакет документов через территориальный орган – УФССП России по ____ для последующего направления его по назначению в соответствии с адресом в заявлении. __.__.__ истцом от ответчика получено письмо от __.__.__ о нецелесообразности рассмотрения кандидатуры истца для поступления на службу в органы принудительного исполнения. При этом указанная формулировка не отражает причины и отказа в приеме ее на работу. Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин является незаконным. У работодателя имелись вакантные должности на момент обращения истца с заявлением о приеме на работу. Профессионально-квалификационные качества истца полностью соответствуют требованиям вакансии работодателя, поскольку истец являлась сотрудником ОСП по ____ УФССП России по ____ на протяжении 10 лет. __.__.__ истцом направлено заявление в адрес УФССП России по ____ о разъяснении причин отказа рассмотрения ее кандидатуры для поступления на службу в органы принудительного исполнения. __.__.__ истцом получено второе письмо от ответчика, в котором указано о том, что по результатам предварительного изучения представленных ею документов принято решение о нецелесообразности рассмотрения ее кандидатуры для поступления на службу. Вышеуказанный текст письма также не отражает причины и мотивы отказа в рассмотрении кандидатуры истца для поступления на службу в органы принудительного исполнения. Отказ работодателя в приеме на службу нарушает требования ст. 64 ТК РФ, поскольку является безосновательным. Истец указывает о том, что подверглась дискриминации, в связи с чем, требует восстановления нарушенных прав. В связи с неправомерными действиями работодателя истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Истец, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указав о том, что Б при обращении с заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения был нарушен порядок подачи такого заявления, а именно, заявление было направлено почтой, а не подано лично, как того требуют положения действующего законодательства. Более того, представленный Б пакет документов также не соответствовал предъявляемым требованиям, копия трудовой книжки не была надлежащим образом заверена, анкета не была составлена собственноручно, диплом об образовании, ИНН, паспорт, документация воинского учета представлены в копиях, а не в оригинале. Б дан письменный ответ о нецелесообразности рассмотрения ее кандидатуры для поступления службу, поскольку именно такая формулировка предусмотрена Порядком №__.
Суд, заслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, материалы личного Б, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Б состояла в должности судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____ с __.__.__ по __.__.__. Истец уволена по собственной инициативе.
В период прохождения службы в ОСП по ____ УФССП России по ____ Б привлекалась к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 12 Федерального закона от __.__.__ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом от __.__.__ №__-ко в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2020 год (л.д. 27).
Также в период прохождения службы в ОСП по ____ УФССП России по ____ решением Интинского городского суда от __.__.__ по делу №__а-1649/2018 действия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства были признаны незаконными.
__.__.__ Б в адрес УФССП России по ____ направлено заявление о приеме ее на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____. К заявлению о приеме на службу Б приложены следующие документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации; анкета по форме, установленной Правительством Российской Федерации, заполненная в электронном виде, собственноручно написанная автобиография; копия диплома об образовании по специальности «<....>»; копия трудовой книжки, не заверенная в установленном законом порядке работодателем Б; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы принудительного исполнения; сведения, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона от __.__.__ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Заявление Б поступило в УФССП России __.__.__ (л.д. 119) и __.__.__ для предварительного согласования направлено в центральный аппарат ФССП России (л.д. 106), согласно письму руководителя ФССП России от __.__.__ (л.д. 209).
Руководством ФССП России по результатам рассмотрения документов, представленных Б с учетом результатов проверочных мероприятий, а также ее личных и деловых качеств при исполнении служебных обязанностей сотрудника в предыдущем периоде прохождения службы, положительного решения о приеме на службы не принято, о чем письмом от __.__.__ №__-Е3 было сообщено в УФССП России по ____ (л.д. 60).
УФССП России по ____ __.__.__ в адрес Б направлен письменный ответ о нецелесообразности рассмотрения ее кандидатуры для поступления на службу в органы принудительного исполнения (л.д. 72).
Не согласившись с указанным ответом __.__.__ Б в УФССП России по ____ направлено заявление с просьбой разъяснить причины и мотивы отказа в приеме ее на службу в органы принудительного исполнения (л.д. 34).
На указанное письмо Б __.__.__ УФССП России по ____ дан ответ, согласно которому по результатам предварительного изучения документов (об образовании, опыте работы) для поступления на службу в органы принудительного исполнения на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____ принято решение о нецелесообразности рассмотрения ее кандидатуры для поступления на службу.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2 данного Закона) – далее – Федеральный закон № 328-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Таким образом, к спорным правоотношениям положения Трудового кодекса Российской Федерации применяются лишь в части, не урегулированной специальными нормами.
Для поступления на службу в органы принудительного исполнения гражданин лично представляет в орган принудительного исполнения документы, указанные в ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 328-ФЗ, а именно:
1) заявление с просьбой о поступлении на службу в органы принудительного исполнения по форме, установленной федеральным органом принудительного исполнения (далее - заявление);
2) паспорт гражданина Российской Федерации;
3) анкету по форме, установленной Президентом Российской Федерации;
4) собственноручно написанную автобиографию;
5) документы об образовании и (или) о квалификации;
6) документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
7) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случая, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, или заверенную работодателем копию трудовой книжки, если гражданин на момент представления документов работает и за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранено право на ведение работодателем трудовой книжки;
8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;
10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;
11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы принудительного исполнения;
12) сведения, предусмотренные статьей 20.2 Федерального закона от __.__.__ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч. 3, 4 ст. 18 Федерального закона № 328-ФЗ документы, указанные в пунктах 2 и 5, 6 и 8 части 1 настоящей статьи, после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.
Порядок приема документов для поступления на службу в органы принудительного исполнения и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждаются федеральным органом принудительного исполнения.
Исходя из Приложения №__ к Приказу ФССП России от __.__.__ №__ «Об утверждении Порядка приема документов для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Перечня должностных лиц, имеющих право принимать документы для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Перечня уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и принятия по ним решений, Формы заявления с просьбой о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации» к должностным лицам, имеющим право принимать документы для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации являются должностные лица кадрового подразделения федерального органа принудительного исполнения Российской Федерации, в должностной регламент (должностную инструкцию) которых входит обязанность оформления приема на службу и должностные лица кадрового подразделения территориального органа принудительного исполнения Российской Федерации, в должностной регламент (должностную инструкцию) которых входит обязанность оформления приема на службу.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен особый прядок обращения с заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения, который предполагает личное присутствие кандидата на вакантную должность и предоставление им ряда документов в оригинале.
Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 328-ФЗ).
Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем на срок до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина (ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 328-ФЗ).
Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом принудительного исполнения (ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 328-ФЗ).
Приказом ФССП России от __.__.__ №__ утвержден Порядок проведения в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения, мероприятий, направленных на выявление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его поступлению на службу в органы принудительного исполнения (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка уполномоченный руководитель поручает работнику кадрового подразделения федерального органа принудительного исполнения или кадрового подразделения территориального органа принудительного исполнения (далее - кадровое подразделение) организовать проведение проверочных мероприятий, направленных на выявление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению гражданина на службу в органы принудительного исполнения, в соответствии с настоящим Порядком; изучение данных о гражданине осуществляется в два этапа (п. 5 Порядка); первый этап (предварительное изучение данных о гражданине) включает: проверку на соответствие гражданина квалификационным требованиям к должности, на которую он рассматривается; собеседование гражданина с руководителем подразделения органа принудительного исполнения, в котором предполагается прохождение службы (п. 6 Порядка); собеседование с гражданином проводится руководителем подразделения органа принудительного исполнения, в котором предполагается назначение на должность, с участием работника кадрового подразделения, в ходе которого выясняются мотивы поступления на службу в органы принудительного исполнения, разъясняется характер предстоящей деятельности; о результатах проведения предварительного изучения данных о гражданине работник кадрового подразделения докладывает уполномоченному руководителю, который принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) проведения в отношении гражданина второго этапа проверочных мероприятий (п. 8 Порядка); в случае принятия решения о целесообразности проведения в отношении гражданина второго этапа проверочных мероприятий уполномоченный руководитель поручает работнику кадрового подразделения организовать: проведение в отношении гражданина в течение трех месяцев со дня принятия заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверку достоверности сообщенных им сведений, проверку уровня физической подготовки, направление гражданина для прохождения медицинского освидетельствования, проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору (п. 9 Порядка).
Таким образом, процедура приема на службу в органы принудительного исполнения включает в себя 2 этапа, результатом первого из которых является вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения в отношении гражданина второго этапа проверочных мероприятий. Такое решение принимается с учетом результатов проверки на соответствие гражданина квалификационным требованиям к должности, на которую он рассматривается, а также собеседования.
Исходя из письменных материалов дела на момент обращения Б к ответчику с заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____, в ОСП по ____ УФССП России по ____ имелось 2 вакантные должности судебного пристава-исполнителя (л.д. 55).
Согласно сведений ГУ РК «ЦЗН по ____» к лицам, претендующим на замещение указанных должностей, предъявлялись следующие требования: наличие высшего образования по специальности «Юриспруденция», «Психологические науки», «Экономика и управление», «Образование и педагогические науки», возраст от 18 до 40 лет, отсутствие статей за нарушение трудовой дисциплины, а также судимости (л.д. 98).
В силу положений п. 7 Приказа ФССП России от __.__.__ №__ «Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации» к должностям среднего начальствующего состава органов принудительного исполнения по иным должностям не предъявляются требования к стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки.
В соответствии с п. 7 Приказа ФССП России от __.__.__ №__ для замещения должности судебного пристава-исполнителя необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и (или) направлений подготовки высшего образования «Психологические науки», «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки», для замещения следующих должностей.
Исходя из п. 5 Приказа ФССП России от __.__.__ №__ для замещения должностей среднего начальствующего состава органов принудительного исполнения необходимы: профессиональные знания Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти; законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну; правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения; правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также профессиональные навыки в установленной сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на органы принудительного исполнения; оперативного и качественного исполнения поручений, планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти и организаций; подготовки служебных документов; уверенного пользования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения; исполнительской дисциплины.
Таким образом, при приеме на службу органы принудительного исполнения критериями оценки кандидатов, претендующих на вакантные должности, являются не только наличие определенного образования и стажа работы, но и из деловых качеств, в том числе, знание действующего законодательства.
Б, __.__.__ г.р., на момент подачи заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения достигла возраста <....> лет, имела высшее образование по специальности «<....>».
Исходя из ответа ФГБОУ ВО «<....> университет» Б имеет право выполнять трудовые функции, где квалификационным требованием к образованию является специальность «<....>», квалификация «<....>» (л.д. 168).
Таким образом, на момент подачи заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения Б соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к должности судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____, по уровню ее образования, а также стажу работы, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании __.__.__.
Из совокупного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что Федеральным законом № 328-ФЗ предусмотрен специальный порядок поступления на службу в органы принудительного исполнения, который предполагает, в том числе, личное обращение с заявлением о приеме на службу и предоставление оригиналов ряда документов, таких как паспорт, документ об образовании, воинском учете, ИНН.
При подаче заявления о приеме на службу на должность судебного-пристава-исполнителя ОСП по ____ Б не присутствовала лично, направив пакет документов посредством почты через доверенное лицо, что не отрицалось истцом в судебном заседании. Соответственно Б не были представлены работодателю оригиналы таких документов как паспорт, документ об образовании, воинском учете, ИНН.
Также Федеральным законом № 328-ФЗ предусмотрены определенные требования к порядку заполнения предоставляемых кандидатами на вакантные должности документов. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 328-ФЗ для поступления на службу в органы принудительного исполнения гражданин лично представляет в орган принудительного исполнения анкету по форме, установленной распоряжением Правительства РФ от __.__.__ №__-р, согласно которой она подлежит заполнению собственноручно.
Вместе с тем, приложенная Б к заявлению о приеме на службу в органы принудительного исполнения анкета была заполнена при помощи технических средств.
Таким образом, Б нарушен порядок обращения с заявлением о приеме на службу в органы принудительного исполнения, а ряд приложенных ею документов не соответствовал требованиям, предъявляемым к ним законодателем.
Исходя из письменного ответа ФССП России по ____ от __.__.__, с учетом результатов проверочных мероприятий, а также оценки личных и деловых качеств при исполнении служебных обязанностей сотрудника в предыдущем периоде прохождения службы, положительного решения о приеме Б на службу не принято.
Таким образом, ответчиком исходя из анализа предоставленных Б документов сделан вывод об отсутствии у нее необходимых деловых качеств для занятия вакантной должности судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____, связанных, в том числе, со знанием действующего законодательства, с учетом нарушения ею порядка предоставления заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения, несоответствия ряда поданных ею документов предъявляемым к ним действующим законодательством требованиям, а также с учетом анализа качества исполнения служебных обязанностей сотрудника в предыдущем периоде прохождения службы.
Довод истца о том, что ответы об отказе в ее приеме на службу от __.__.__ и от __.__.__ не содержат конкретных причин и мотивов отказа не умаляет законности принятого ответчиком решения с учетом допущенных Б нарушений при подаче заявления о приеме ее на службу в органы принудительного исполнения.
Более того, Порядок, регламентирующий процедуру рассмотрения заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения, предполагает, что результатом первого этапа рассмотрения заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения является именно вывод о целесообразности или нецелесообразности приема на службу, который и был сделан ответчиком при рассмотрении заявления Б Иные формулировки решений, принимаемых по результатам рассмотрения заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения, Порядком не предусмотрены.
В свою очередь, форма уведомления об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения, его содержания, в том числе причин отказа Федеральным законом № 328-ФЗ, а также принятыми в целях его исполнения подзаконными нормативными правовым актами не утверждена.
Не может быть признан основанием для удовлетворения исковых требований факт того, что ответчиком в рамках первого этапа рассмотрения ее заявления о приеме на службу в органы принудительного исполнения, не проводилось собеседование с истцом, поскольку ею был нарушен порядок подачи заявления о приеме не службу (оно не было подано лично), а в период с __.__.__ по __.__.__ истец находилась за пределами ____, что исключало возможность проведения собеседования с ней в указанный период.
С учетом изложенного, ответы УФССП России по ____ в адрес Б от __.__.__ и от __.__.__ о нецелесообразности ее приема на службу в органы принудительного исполнения на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по ____ УФССП России по ____ соответствуют требованиям действующего законодательства, регламентирующего порядок приема на службу в органы принудительного исполнения. Таким образом, основания удовлетворения производных исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по возобновлению процедуры трудоустройства на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по ____ Федеральной службы судебных приставов по ____, взыскании компенсации морального в размере 100 000 руб. отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Б к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ____ о признании незаконным отказа в приеме на службу от __.__.__ и от __.__.__, возложении обязанности возобновить процедуру трудоустройства на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по ____ Федеральной службы судебных приставов по ____, взыскании компенсации морального в размере 100 000 руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Изюмова
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.