Решение по делу № 2-1112/2022 от 14.04.2022

Дело № 2-1112/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г.Магнитогорск

Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Панова Д.В.,

при секретаре Фаизовой Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агишевой Венеры Накиповны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Агишева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Магнитогорске), в котором, с учетом изменения заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила:

признать незаконным решения УПРФ в г.Магнитогорске от 23.08.2018 и от 09.07.2021 об отказе в установлении истцу пенсии по старости в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов: с 01.09.1984 по 04.07.1987 – обучения в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО9; с 09.10.1987 по 31.01.1989 – в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии реанимации в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 01.02.1989 по 30.09.1989 в качестве медицинской сестры в операционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 01.10.1989 по 18.11.1990 в качестве медицинской сестры в инфекционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 19.11.1990 по 18.11.1992 – в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан);

обязать УПФР в г.Магнитогорске включить указанные выше периоды в соответствующий специальный стаж истца и назначить ей досрочную страховую пенсию с 10.05.2018 года.

В обоснование заявленных требований истцом было указано на то, что указанными выше решениями УПФР в г.Магнитогорске ей было отказано в досрочном установлении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом ответчиком не были включены в ее специальный стаж спорные периоды работы, протекавшие на территории Республики Узбекистан. Однако при обращении за назначением пенсии ею была представлена трудовая книжка, которая подтверждает факт работы истца в спорные периоды и, по мнению истца, должна была быть принята ответчиком в подтверждение ее специального стажа.

При подготовке дела к судебному разбирательству в порядке ст.41 ГПК РФ, с согласия стороны истца, была произведена замена ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на надлежащего ответчика – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области).

Истец Агишева В.Н., при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не приняла, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Агишевой В.Н. - Кузнецова Н.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – Бикбаува У.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, указывая на то, что в все спорный периоды, за исключением периода ее работы с 01.01.1991 по 18.11.1992, уже включены в ее специальный стаж, а оснований для включения указанного периода не имеется, поскольку нет подтверждения уплаты страховых взносов и он не подтвержден правоприменительной практикой.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичному удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В редакции данной статьи, действовавшей до 31.12.2018, право на страховую пенсию признавалось за лицами, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Вместе с тем, п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. В редакции данного пункта статьи, действовавшего до 31.12.2018, не содержалось указана на применение положений части 1.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Агишева Венера Накиповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10.05.2018 года обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от 23.08.2018 УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявлениям. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 23 лет 8 месяцев 10 дней, то есть менее 30 лет.

При этом в страховой (общий трудовой) и специальный стаж истца не были включены:

период обучения с 01.09.1984 по 04.07.1987 в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО10, так как отсутствует документ, подтверждающий изменение фамилии с ФИО11 на Агишеву;

период работы с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Ресупблика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.02.1989 по 30.09.1989 в качестве медсестры в инфекционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.10.1989 по 18.11.1990 в качестве медсестры в операционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 19.11.1990 по 18.11.1992 в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально. Также компетентным органом в области пенсионного обеспечения Республики Узбекистан не подтверждено право на досрочное пенсионное обеспечение данному учреждению и должностям в соответствии с правоприменительной практикой. Кроме того указано, что период работы с 09.10.1987 по 18.11.1992 в <данные изъяты> окружном военном госпитале не может быть засчитан в общий трудовой (страховой стаж), так как наименование организации в оттиске печати на записи об увольнении соответствует наименованию организации при приеме на работу.

22.03.2021 Агишева В.Н. вновь обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от 09.07.2021 УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявлениям. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 30 лет 06 дней, чего недостаточно с учетом переходных положений ст.7 Закона №350-ФЗ.

При этом в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ засчитаны периоды работы:

с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации (в льготном исчислении – один год работы как один год шесть месяцев);

с 01.02.1989 по 30.09.1989 медсестрой в инфекционном отделении, с 01.10.1989 по 18.11.1990 медицинской сестрой в операционном отделении, с 19.11.1990 по 31.12.1990 лаборантом экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале;

с 03.08.1994 по 14.04.1996, с 26.04.1996 по 03.11.1996, с 11.11.1996 по 29.12.1996, с 06.01.1997 по 19.06.2014, с 21.06.2014 по 22.06.2014, с 25.06.2014 по 21.03.2021 медицинской сестрой в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Магнитогорск».

Этим же решением в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ и в страховой (общий трудовой) стаж не был засчитан период работы истца с 01.01.1991 по 18.11.1992 в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в Ташкентском 340 окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа протекала на территории государства – участника международного соглашения, отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, протекавшей на территории государства – участника международного соглашения, а также компетентным органом иностранного государства документально не подтверждена уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование).

Вместе с тем, в трудовой книжке истца Агишевой (ФИО12) В.Н. имеются следующие записи: 09.10.1987 – зачислена на должность медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в <данные изъяты> окружной госпиталь, 01.02.1989 – переведена медсестрой в инфекционное отделение, 01.10.1989 – переведена медицинской сестрой в операционное отделение, 19.11.1990 – переведена лаборантом экспериментальной лаборатории, 18.11.1992 – уволена по собственному желанию.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Из положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Соглашения от 13 марта 1992 г., постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Период отпуска по уходу за ребенком в силу ранее действовавшего законодательства (статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР, пункт 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677, пункт 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11) подлежал зачету в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Согласно поступившей из Центрального архива Республики Узбекистан архивным справке от 01.03.2021 также подтверждено, что с 09.10.1987 ФИО13 (Агишева) В.Н. была зачислена на работу в ОВГ г<данные изъяты> на должность медсестры анестезистки, с 14.03.1988 по 27.01.1989 – в отпуске по уходу за ребенком до 1 года, с 01.02.1989 – приступила к работе на должности медсестры в инфекционное отделение, с 15.04.1991 по 02.02.1994 предоставлен отпуск по уходу за ребенком, 18.11.1992 уволена с должности лаборанта экспериментально лаборатории.

Также справкой о заработке из Центрального архива Республики Узбекистан архивным справке от 01.03.2021 подтверждается получение истцом заработка в периоды с октября по декабрь 1987, с января 1989 по октябрь 1990, нахождение на больничном с ноября 1990 по март 1991 и уход в апреля 1991 в декретный отпуск.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства по делу был достоверно установлен тот факт, что в спорные периоды с 09.10.1987 по 31.01.1989, с 01.02.1989 по 30.09.1989, с 01.10.1989 по 18.11.1990, с 19.11.1990 по 18.11.1992 истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях, в связи с чем, данные периоды, подтвержденные трудовой книжкой, подлежали включению в специальный стаж истца в полном объеме, а оспариваемые решения, в той части, в которой отказано во включении спорных периодов в специальный стаж истца, являются незаконными.

Вместе с тем, на ответчика подлежит возложению обязанность по включению в специальный стаж истца только периода 01.01.1991 по 18.11.1992, поскольку иные спорные периоды уже были включены в соответствующий специальный стаж истца.

Между тем, требования истца в части включении в ее специальный стаж периода обучения в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО14 с 01.09.1984 по 04.07.1987 суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время обучения засчитывается только учителям и работникам просвещения.

С учетом подлежащих включению в специальный стаж спорных периодов 30 лет необходимого стажа осуществления лечебной деятельности было выработано истцом только на 26.04.2019, в связи с чем, требования истца о возложении обязанности на ответчика по назначению ей досрочной пенсии с первоначальной даты обращения за ее назначением, то есть с 10.05.2018, удовлетворению не подлежат.

Однако, поскольку ввиду необоснованного отказа во включении всех спорных периодов в ее специальный стаж решением УПРФ в г.Магнитогорске от 23.08.2018 истец была лишена возможности своевременно обратиться за назначением пенсии, то суд полагает возможным обязать ответчика пенсию с 26.04.2019, то есть даты, на которую истец выработала необходимый стаж.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования искового заявления Агишевой Венеры Накиповны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 23.08.2018 в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 09.10.1987 по 31.01.1989, с 01.02.1989 по 30.09.1989, с 01.10.1989 по 18.11.1990, с 19.11.1990 по 18.11.1992.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 09.07.2021 в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 01.01.1991 по 18.11.1992.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.01.1991 по 18.11.1992 и назначить Агишевой Венере Накиповне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26.04.2019.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Агишевой Венеры Накиповны расходы уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: Д.В. Панов

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.

Дело № 2-1112/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г.Магнитогорск

Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Панова Д.В.,

при секретаре Фаизовой Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агишевой Венеры Накиповны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Агишева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Магнитогорске), в котором, с учетом изменения заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила:

признать незаконным решения УПРФ в г.Магнитогорске от 23.08.2018 и от 09.07.2021 об отказе в установлении истцу пенсии по старости в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов: с 01.09.1984 по 04.07.1987 – обучения в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО9; с 09.10.1987 по 31.01.1989 – в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии реанимации в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 01.02.1989 по 30.09.1989 в качестве медицинской сестры в операционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 01.10.1989 по 18.11.1990 в качестве медицинской сестры в инфекционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан); с 19.11.1990 по 18.11.1992 – в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан);

обязать УПФР в г.Магнитогорске включить указанные выше периоды в соответствующий специальный стаж истца и назначить ей досрочную страховую пенсию с 10.05.2018 года.

В обоснование заявленных требований истцом было указано на то, что указанными выше решениями УПФР в г.Магнитогорске ей было отказано в досрочном установлении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом ответчиком не были включены в ее специальный стаж спорные периоды работы, протекавшие на территории Республики Узбекистан. Однако при обращении за назначением пенсии ею была представлена трудовая книжка, которая подтверждает факт работы истца в спорные периоды и, по мнению истца, должна была быть принята ответчиком в подтверждение ее специального стажа.

При подготовке дела к судебному разбирательству в порядке ст.41 ГПК РФ, с согласия стороны истца, была произведена замена ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на надлежащего ответчика – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области).

Истец Агишева В.Н., при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не приняла, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Агишевой В.Н. - Кузнецова Н.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – Бикбаува У.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, указывая на то, что в все спорный периоды, за исключением периода ее работы с 01.01.1991 по 18.11.1992, уже включены в ее специальный стаж, а оснований для включения указанного периода не имеется, поскольку нет подтверждения уплаты страховых взносов и он не подтвержден правоприменительной практикой.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичному удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В редакции данной статьи, действовавшей до 31.12.2018, право на страховую пенсию признавалось за лицами, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Вместе с тем, п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. В редакции данного пункта статьи, действовавшего до 31.12.2018, не содержалось указана на применение положений части 1.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Агишева Венера Накиповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10.05.2018 года обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от 23.08.2018 УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявлениям. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 23 лет 8 месяцев 10 дней, то есть менее 30 лет.

При этом в страховой (общий трудовой) и специальный стаж истца не были включены:

период обучения с 01.09.1984 по 04.07.1987 в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО10, так как отсутствует документ, подтверждающий изменение фамилии с ФИО11 на Агишеву;

период работы с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Ресупблика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.02.1989 по 30.09.1989 в качестве медсестры в инфекционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.10.1989 по 18.11.1990 в качестве медсестры в операционном отделении в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 19.11.1990 по 18.11.1992 в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально. Также компетентным органом в области пенсионного обеспечения Республики Узбекистан не подтверждено право на досрочное пенсионное обеспечение данному учреждению и должностям в соответствии с правоприменительной практикой. Кроме того указано, что период работы с 09.10.1987 по 18.11.1992 в <данные изъяты> окружном военном госпитале не может быть засчитан в общий трудовой (страховой стаж), так как наименование организации в оттиске печати на записи об увольнении соответствует наименованию организации при приеме на работу.

22.03.2021 Агишева В.Н. вновь обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от 09.07.2021 УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявлениям. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 30 лет 06 дней, чего недостаточно с учетом переходных положений ст.7 Закона №350-ФЗ.

При этом в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ засчитаны периоды работы:

с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации (в льготном исчислении – один год работы как один год шесть месяцев);

с 01.02.1989 по 30.09.1989 медсестрой в инфекционном отделении, с 01.10.1989 по 18.11.1990 медицинской сестрой в операционном отделении, с 19.11.1990 по 31.12.1990 лаборантом экспериментальной лаборатории в <данные изъяты> окружном военном госпитале;

с 03.08.1994 по 14.04.1996, с 26.04.1996 по 03.11.1996, с 11.11.1996 по 29.12.1996, с 06.01.1997 по 19.06.2014, с 21.06.2014 по 22.06.2014, с 25.06.2014 по 21.03.2021 медицинской сестрой в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Магнитогорск».

Этим же решением в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ и в страховой (общий трудовой) стаж не был засчитан период работы истца с 01.01.1991 по 18.11.1992 в качестве лаборанта в экспериментальной лаборатории в Ташкентском 340 окружном военном госпитале (Республика Узбекистан), так как работа протекала на территории государства – участника международного соглашения, отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, протекавшей на территории государства – участника международного соглашения, а также компетентным органом иностранного государства документально не подтверждена уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование).

Вместе с тем, в трудовой книжке истца Агишевой (ФИО12) В.Н. имеются следующие записи: 09.10.1987 – зачислена на должность медсестры анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в <данные изъяты> окружной госпиталь, 01.02.1989 – переведена медсестрой в инфекционное отделение, 01.10.1989 – переведена медицинской сестрой в операционное отделение, 19.11.1990 – переведена лаборантом экспериментальной лаборатории, 18.11.1992 – уволена по собственному желанию.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Из положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Соглашения от 13 марта 1992 г., постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Период отпуска по уходу за ребенком в силу ранее действовавшего законодательства (статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР, пункт 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677, пункт 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11) подлежал зачету в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Согласно поступившей из Центрального архива Республики Узбекистан архивным справке от 01.03.2021 также подтверждено, что с 09.10.1987 ФИО13 (Агишева) В.Н. была зачислена на работу в ОВГ г<данные изъяты> на должность медсестры анестезистки, с 14.03.1988 по 27.01.1989 – в отпуске по уходу за ребенком до 1 года, с 01.02.1989 – приступила к работе на должности медсестры в инфекционное отделение, с 15.04.1991 по 02.02.1994 предоставлен отпуск по уходу за ребенком, 18.11.1992 уволена с должности лаборанта экспериментально лаборатории.

Также справкой о заработке из Центрального архива Республики Узбекистан архивным справке от 01.03.2021 подтверждается получение истцом заработка в периоды с октября по декабрь 1987, с января 1989 по октябрь 1990, нахождение на больничном с ноября 1990 по март 1991 и уход в апреля 1991 в декретный отпуск.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства по делу был достоверно установлен тот факт, что в спорные периоды с 09.10.1987 по 31.01.1989, с 01.02.1989 по 30.09.1989, с 01.10.1989 по 18.11.1990, с 19.11.1990 по 18.11.1992 истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях, в связи с чем, данные периоды, подтвержденные трудовой книжкой, подлежали включению в специальный стаж истца в полном объеме, а оспариваемые решения, в той части, в которой отказано во включении спорных периодов в специальный стаж истца, являются незаконными.

Вместе с тем, на ответчика подлежит возложению обязанность по включению в специальный стаж истца только периода 01.01.1991 по 18.11.1992, поскольку иные спорные периоды уже были включены в соответствующий специальный стаж истца.

Между тем, требования истца в части включении в ее специальный стаж периода обучения в <данные изъяты> медицинском училище им. ФИО14 с 01.09.1984 по 04.07.1987 суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время обучения засчитывается только учителям и работникам просвещения.

С учетом подлежащих включению в специальный стаж спорных периодов 30 лет необходимого стажа осуществления лечебной деятельности было выработано истцом только на 26.04.2019, в связи с чем, требования истца о возложении обязанности на ответчика по назначению ей досрочной пенсии с первоначальной даты обращения за ее назначением, то есть с 10.05.2018, удовлетворению не подлежат.

Однако, поскольку ввиду необоснованного отказа во включении всех спорных периодов в ее специальный стаж решением УПРФ в г.Магнитогорске от 23.08.2018 истец была лишена возможности своевременно обратиться за назначением пенсии, то суд полагает возможным обязать ответчика пенсию с 26.04.2019, то есть даты, на которую истец выработала необходимый стаж.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования искового заявления Агишевой Венеры Накиповны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 23.08.2018 в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 09.10.1987 по 31.01.1989, с 01.02.1989 по 30.09.1989, с 01.10.1989 по 18.11.1990, с 19.11.1990 по 18.11.1992.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 09.07.2021 в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 01.01.1991 по 18.11.1992.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Агишевой Венеры Накиповны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.01.1991 по 18.11.1992 и назначить Агишевой Венере Накиповне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26.04.2019.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Агишевой Венеры Накиповны расходы уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: Д.В. Панов

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.

2-1112/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Агишева Венера Накиповна
Ответчики
Государственное учреждение- ОПФР по Челябинской области
Другие
Кузнецова Нелли Юрьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Магнитогорск
Судья
Панов Дмитрий Владимирович
Дело на странице суда
maglen.chel.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Подготовка дела (собеседование)
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее