Решение по делу № 2-247/2021 от 12.02.2021

<данные изъяты>

Дело № 2-247/2021

УИД: 29RS0021-01-2021-000249-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                     29 декабря 2021 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Родионовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к Кузнецова Н. В. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства по СЗФО, Департамент) обратился в суд с иском к Кузнецова Н. В. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок.

Исковые требования мотивирует тем, что Кузнецова Н. В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, то есть федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Проведенной проверкой установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение: <адрес>, Плесецкое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства (далее – Лесной участок), а именно в кварталах <данные изъяты>, <данные изъяты> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь»), Плесецкого лесничества Архангельской области. Площадь пересечения спорного земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> кв. метров. Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведено административное обследование принадлежащего ответчику земельного участка. Согласно акту административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ на части земельного участка не осуществляется сельскохозяйственное производство (вспашка земли, возделывание сельскохозяйственных культур), часть участка площадью <данные изъяты> кв. метров заросла древесно-кустарниковой растительностью. В связи с нарушением ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия почв сельскохозяйственного назначения», исключается применение норм Федерального закона № 280-ФЗ о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) над государственным лесным реестром (далее – ГЛР). По заключению Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» , часть спорного земельного участка пересекает земельный участок из состава земель лесного фонда и не может находиться в частной собственности. Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО просил признать отсутствующим право собственности Кузнецова Н. В. на земельный участок с кадастровым номером в части наложения <данные изъяты> кв. метров площади указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером (кварталы <данные изъяты>, <данные изъяты> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкого лесничества Архангельской области.

В ходе рассмотрения дела Департамент лесного хозяйства по СЗФО уточнил и увеличил исковые требования, просит признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым номером , признать отсутствующим право собственности Кузнецова Н. В. на указанный земельный участок. В обоснование заявления об изменении и увеличении исковых требований указывает, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, покрытого лесом, кадастровым инженером должны были учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в Государственном лесном реестре. Несмотря на это, кадастровые работы в отношении спорного земельного участка проведены кадастровым инженером таким образом, что в границах спорного земельного участка оказались леса, которые по материалам лесоустройства, проведенного еще в ДД.ММ.ГГГГ, расположены в кварталах <данные изъяты>, <данные изъяты> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкого лесничества Плесецкого района Архангельской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Архангельской области «Плесецкое лесничество».

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен кадастровый инженер ФИО1.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечена Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Представитель истца Департамента лесного хозяйства по СЗФО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Кузнецова Н. В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ Архангельской области «Плесецкое лесничество», ФГБУ «Рослесинфорг», Россельхознадзора, третье лицо кадастровый инженер ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по доверенности ФИО4 в ранее представленном отзыве на исковое заявление указала, что в отношении первоначально заявленных требований правовые основания для их удовлетворения отсутствуют. Нарушение норм действующего законодательства при образовании спорного земельного участка может свидетельствовать о недействительности результатов межевания в отношении земельного участка в целом и как следствие, необходимости формирования этого участка заново. Судебный акт об удовлетворении требования о признании результатов межевания недействительными будет являться основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, и, соответственно, исключения из ЕГРН всех его характеристик, в том числе координат местоположения границ. Возможность признания межевания недействительным в части, действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, в рамках указанного спора также должен быть разрешен вопрос о признании отсутствующим у ответчика права собственности на спорный объект целиком. Ответчик не лишен возможности сформировать вновь земельный участок и во внесудебном порядке установить его правильные границы с учетом границ смежного с ним лесного участка. Также возможным способом защиты нарушенных прав Российской Федерации может являться иск об установлении границ спорного объекта, поскольку фактически обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о наличии спора о границах смежных земельных участков (участка Кузнецова Н. В. и Лесного участка).

Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО5 в отзыве на исковое заявление указывала, что исковые требования являются правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Кадастровые работы в отношении спорного земельного участка были проведены кадастровым инженером без учета лесоустроительной документации, при формировании земельного участка не было учтено его отнесение к землям лесного фонда в соответствии с материалами лесоустройства 2000-2002 гг. Плесецкого сельского лесхоза, сведениями государственного лесного реестра и Лесохозяйственного регламента 2014 года Плесецкого лесничества. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, положения п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не подлежат применению. В границах ТОО «Светлый путь» отсутствовали земли, относящиеся к лесному фонду, пайщикам предоставлялись только пашни, сенокосы и пастбища. Участок лесного фонда не переводился в другую категорию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В 2000-2002 годах спорная территория (участок ТОО «Светлый путь») относилась к Плесецкому сельскому лесхозу. Изначально в границах территории самого участка ТОО «Светлый путь» отсутствовали земли, относящиеся к лесному фонду. Граница лесничества, утвержденная приказом Рослесхоза, соответствует сведениям государственного лесного реестра. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит требования о согласовании границы лесничества с правообладателями земельных участков.

Представитель третьего лица Россельхознадзора в лице Североморского межрегионального управления, ФИО6, действующая на основании доверенности, в письменном отзыве на исковое заявление указывает, что по запросу Департамента лесного хозяйства по СЗФО, Управлением было проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого было выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в отсутствии сельскохозяйственной деятельности на части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв. метров, что привело к зарастанию древесно-кустарниковой растительностью. Спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям – пашни, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Просит учесть положения п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и представителей третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 71 ЛК РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).

Государственный лесной реестр в силу частей 1 и 2 ст. 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П указано, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).

В ч. 1 ст. 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 ст. 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), вступившего в законную силу 11 августа 2017 года, защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.

Судом установлено, что ответчику Кузнецова Н. В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Право собственности ответчика на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

Департаментом лесного хозяйства по СЗФО проведена проверка законности возникновения прав у Кузнецова Н. В. на указанный земельный участок, в ходе которой установлено, что спорный земельный участок частично расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение: Архангельская область, Плесецкий район, Плесецкое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства, а именно в кварталах <данные изъяты>, <данные изъяты> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь»), Плесецкого лесничества Архангельской области. Площадь пересечения спорного земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> кв. метров.

Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации .

В соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В силу требований приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо выписки из государственного реестра недвижимости о праве собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, предоставленная Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ спорного земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в кварталах <данные изъяты>, <данные изъяты> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь»), Плесецкого лесничества Архангельской области, а именно на территории лесного участка с кадастровым номером , площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> кв. метров.

В заключении Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» приведены данные о границах пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения, форма заключения утверждена приказом Рослехоза от ДД.ММ.ГГГГ , заключения подписаны директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверены печатью.

Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

Кадастровый учет лесных участков до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям ч. 6 ст. 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН, материалами государственного лесного реестра, в связи с чем, вопрос о включении лесных участков в земли сельскохозяйственного назначения решается с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Заключение от ДД.ММ.ГГГГ Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о наличии пересечений лесного участка с земельным участком иной категории и картографические материалы, является относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела, поскольку выдано уполномоченным лицом – организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы на территории Архангельской области; содержат картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий; подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение части спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Таким образом, факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 года № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Как установлено судом, право собственности Кузнецова Н. В. на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее 01 января 2016 года, поэтому в силу ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ), сведения о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями ГЛР.

По запросу Департамента лесного хозяйства по СЗФО, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведено административное обследование спорного земельного участка на предмет использования по целевому назначению или использования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу подп. 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка (согласно перечню).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором отдела организации земельного надзора ФИО7, в ходе исследования состояния земель сельскохозяйственного назначения установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, не осуществляется сельскохозяйственное производство, а именно вспашка земли и возделывание сельскохозяйственных культур, часть участка, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, заросла древесно-кустарниковой растительностью.

Площадь зафиксированного на снимке зарастания посчитана при помощи публичной кадастровой карты.

По информации ФГБУ САС «Архангельская» земельный участок с кадастровым номером входит в состав земель, ранее принадлежавших совхозу «Светлый путь» Плесецкого района, указанная территория относится к сельскохозяйственным угодьям - пашни.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ административного обследования спорного земельного участка, зарастание древесно-кустарниковой растительностью зафиксировано на площади <данные изъяты> кв. метров, что составляет менее 10 % площади всего спорного земельного участка – <данные изъяты> кв. метров.

При этом площадь части земельного участка, на которой не осуществляется сельскохозяйственное производство, в акте не указана.

Таким образом, признаки неиспользования земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках спорных правоотношений отсутствуют.

В соответствии с п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», наличие 50 и более процентов древесно-кустарникового зарастания не является признаком нецелевого использования при направлении уведомления об использовании лесов в течение 2 лет со дня регистрации права на участок или вступления в силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из отзыва Североморского межтерриториального управления Россельхознадзора, от Кузнецова Н. В. уведомление об использовании лесов в Управление не поступало, вместе с тем, в рассматриваемом случае такое уведомление может быть направлено правообладателем земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом материалами дела не подтверждается зарастание спорного земельного участка древесно-кустарниковой растительностью на 50 % и более площади земельного участка.

С учетом изложенного, результаты проведения государственного земельного надзора не подтверждают факт неиспользования спорного земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, право собственности Кузнецова Н. В. на спорный земельный участок было зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, фактов нецелевого использования земельного участка либо использования с нарушением законодательства Российской Федерации не установлено.

Поскольку в рассматриваемом случае сведения о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями ГЛР, исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО к Кузнецова Н. В. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером , а также о признании отсутствующим право собственности на земельный участок не подлежат удовлетворению.

На основании ст. 144 ГПК РФ, меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером , принятые на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Кузнецова Н. В. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, признании отсутствующим права собственности на земельный участок – отказать.

Меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером , сохранить до вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий            <данные изъяты>        А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2022 года.

2-247/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Ответчики
Кузнецова Наталья Викторовна
Другие
Архангельский филиал ФГБУ «Рослесинфорг»
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по АО и НАО
Зуев Андрей Николаевич кадастровый инженер
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Министерство природных ресурсов лесопромышленного комплекса АО
Плесецкое Лесничество ГКУ АО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Сергеева Марина Николаевна
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
12.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Подготовка дела (собеседование)
15.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.11.2021Предварительное судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
29.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее