Решение по делу № 33-690/2024 от 16.04.2024

Судья Сат А.Е. Дело № 2-718/2023 (33-690/2024)

УИД № 17RS0017-01-2022-007379-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 21 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Ховалыга Ш.А.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ойдуп У.М.,

при секретаре Бичике Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва», Департаменту по образованию Мэрии города Кызыла о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в образовательной организации по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента по образованию Мэрии города Кызыла Тюлюш Б.Н. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 апреля 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» (далее - МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва», гимназия, МБОУ «Гимназию № 5»), Департаменту по образованию Мэрии города Кызыла Республики Тыва (далее - Департамент) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в образовательной организации. В обоснование искового заявления указано на то, что согласно уставу, утвержденному постановлением Мэрии города Кызыла, гимназия является общеобразовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность. Учредителем МБОУ «Гимназии № 5» является муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», функции и полномочия которого осуществляются мэрией города в лице Департамента. Положением о Департаменте, утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2021 года установлено, что Департамент осуществляет общее руководство муниципальной системой образования, координацию деятельности всех ее структур и функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. В соответствии с паспортом безопасности МБОУ «Гимназия № 5» имеет ** категорию опасности. Проведенной проверкой установлено, что МБОУ «Гимназия № 5» как объект, подлежащий антитеррористической защите, не обеспечен системой оповещения и управления эвакуацией людей, контрольно-пропускным пунктом при входе на территорию образовательного учреждения, а также системой контроля и управления доступом. На 1 этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Въезд на объект не обеспечен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. МБОУ «Гимназия № 5» направлялись в Департамент, являющийся главным распорядителем средств местного бюджета, заявки на финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые оставлены без исполнения. Перечисленные нарушения антитеррористического законодательства создают угрозу жизни и здоровью детей, сотрудников данного образовательного учреждения и иных лиц, посещающих обучающихся в МБОУ «Гимназия № 5». Просит обязать МБОУ «Гимназию № 5», Департамент в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в образовательной организации, расположенной по адресу: **, путем:

-    оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей;

-    оборудования контрольно-пропускного пункта при входе на территорию образовательного учреждения;

-    оборудования системы контроля и управления доступом;

-    оборудования на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

-    оборудования въездов на объект средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;

- обеспечение архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения данных в течение 1 месяца.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 апреля 2023 года исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва», Департаменту по образованию Мэрии города Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в образовательной организации удовлетворено частично. На МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» возложена обязанность в срок до 31 августа 2023 года устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности здания старшей школы по адресу: **, и здания начальной школы по адресу: **, путем:

- оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей;

- оборудования контрольно-пропускного пункта при входе на территорию образовательного учреждения;

- оборудования контрольно-пропускного пункта и управления доступом;

- оборудования на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудования въездов на объект средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;

- обеспечение архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения данных в течение 1 месяца.

В удовлетворении остальных исковых требований, в том числе к Департаменту, отказано.

Взыскана с МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, представитель ответчика Департамента по образованию Мэрии города Кызыла Республики Тыва Тюлюш Б.Н. подала апелляционную жалобу, в которой ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно Уставу гимназии, учреждение является общеобразовательной организацией, осуществляющей реализацию основных программ начального, основного общего, среднего общего образования, источниками формирования финансовых средств учреждения которой являются средства бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели, средства, поступающие от приносящей доход детальности, другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в Уставе гимназии предусмотрено, что учредителем является муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются Мэрией города Кызыла в лице Департамента по образованию Мэрии города Кызыла. Согласно Положению о Департаменте, утвержденному решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 333, Департамент осуществляет общее руководство муниципальной системой образования, координацию деятельности всех ее структур и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются расходы образовательной организации, связанные с обеспечением безопасных условий обучения и воспитания, в том числе, расходы на услуги охранных учреждений и антитеррористической защищенности. Министерство образования Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Республики Тыва. Он является органом исполнительной власти Республики Тыва, выступающим от имени республики в межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями по предоставлению субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования. Данное обстоятельство подтверждается и письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2017 года № МОН-П-4472, где Министерство образования и науки Российской Федерации направляет ответы на вопросы депутатов парламентских фракций и Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей к «правительственному часу» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 27 сентября 2017 года, согласно которому в вопросе № 68 дан ответ о том, что за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются расходы образовательной организации, связанные с обеспечением безопасных условий обучения и воспитания, охраной здоровья обучающихся (в том числе, расходы на приобретение оборудования для медицинских кабинетов и столовой, услуги охранных учреждений).

Кызылский городской суд Республики Тыва при вынесении решения не принял во внимание тот факт, что в соответствии с постановлением Мэрии г. Кызыла от 25 сентября 2020 года № 501 «Об утверждении муниципальных программ городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2021-2023 годы, утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности, общественного порядка и профилактика правонарушений в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва» на 2021-2023 годы». В рамках данной программы на антитеррористические мероприятия в образовательных учреждениях бюджетом г. Кызыла в 2023 году предусмотрено 10,0 млн. руб., которые будут направлены на мероприятия по инженерно-технической укрепленности образовательных учреждений г. Кызыла в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Кроме того, постановлением мэрии г. Кызыла от 11 августа 2022 года № 588, была создана межведомственная рабочая группа по комплексному обследованию (проверке) муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла. По результатам обследования на предмет антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений был разработан План мероприятий (дорожная карта) по устранению выявленных нарушений в части обеспечения безопасных условий обучения и антитеррористической защищённости муниципальных образовательных учреждений со сроком реализации (І полугодие 2023 года), в связи с чем, Департаментом поэтапно проводится работа в данном направлении.

Департаментом неоднократно, начиная с 2019 года, принимались меры по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в виде многочисленных письменных обращений в Министерство образования Республики Тыва, а также в Министерство финансов Республики Тыва с просьбами выделения субвенций бюджету г. Кызыла в целях проведения совместной работы по направлению обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, так как согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании, антитеррористическая защищенность образовательных организаций относится к полномочиям субъекта:

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 4 июля 2019 года - без ответа;

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 21 июля 2021 года - без ответа;

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 14 октября 2021 года - без ответа;

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 28 октября 2021 года - поступил ответ от 16 ноября 2021 года с предложением обратиться в Верховный Хурал Республики Тыва, так как проект республиканского бюджета уже разработан и направлен в Верховный Хурал Республики Тыва;

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 20 января 2022 года - поступил ответ с Министерства образования Республики Тыва от 31 января 2022 года с предложением обратиться в Министерство финансов Республики Тыва;

- письмо в Министерство финансов Республики Тыва от 29 марта 2022 года - поступил ответ от Министерства финансов Республики Тыва от 3 августа 2022 года с предложением отработать данный вопрос Министерством образования Республики Тыва при формировании республиканского бюджета на 2023 год;

- письмо Главе Республики Тыва от 27 апреля 2022 года;

- письмо в Министерство финансов Республики Тыва от 13 мая 2022 года;

- письмо в Министерство финансов Республики Тыва от 20 мая 2022 года - поступил ответ с Министерства финансов Республики Тыва от 24 июня 2022 года о рассмотрении данного вопроса при формировании республиканского бюджета на 2023 год;

- письмо в Министерство образования Республики Тыва от 18 августа 2022 года - поступил ответ с Министерства образования Республики Тыва от 17 октября 2022 года;

-письмо в прокуратуру г. Кызыла от 31 августа 2022 года - поступил ответ от 5 октября 2022 года об инициации обращения на имя ** Республики Тыва по данному вопросу.

В результате проведенной работы Законом о республиканском бюджете на 2023 год было предусмотрено выделение бюджету г. Кызыла субсидий в сумме 364,4 тыс. руб. на софинансирование расходов на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания.

При вынесении решения судом первой инстанции фактически не дана правовая оценка отнесения полномочий по вопросу осуществления расходов образовательных организаций, связанных с обеспечением безопасных условий обучения и воспитания, охраной здоровья обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо за счет бюджета муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Кроме того, судом не приняты во внимание доводы о том, что Департаментом принимались всевозможные в целях устранения выявленных нарушений в виду реального отсутствия средств.

Таким образом, судом первой инстанции в ходе принятия решения неправильно применены нормы права, судом не проверены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, в связи с чем, служат основанием для отмены судебного акта. Просит отменить решение, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» Ондар Т.Э. поддержала апелляционную жалобу по доводам, приведенным в ней.

Прокурор Чадамба Д.О. в заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Представитель ответчика Департамента по образованию Мэрии города Кызыла, представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Детство находится под особой защитой государства (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Приведенное взаимосвязано с положением пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В силу пунктов 1, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующего требования: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно пункту 24 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно пункту 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В соответствии с пунктом 26 вышеуказанных требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Согласно пункту 27 вышеуказанных требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

В силу пункта 30 вышеуказанных требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Согласно пункту 20 вышеуказанных требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Уставу, утвержденному постановлением Мэрии города Кызыла от 3 декабря 2015 года , МБОУ «Гимназия № 5» является образовательным учреждением, создано в целях реализации гарантированного государством права на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Учредителем гимназии является муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», функции и полномочия которого осуществляются мэрией города в лице Департамента.

17 декабря 2019 года были утверждены паспорта безопасности МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» (начальная школа), безопасности МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла Республики Тыва» (старшая школа), согласованные с **, Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Тыва, **.

Согласно паспортам безопасности МБОУ «Гимназия № 5» (начальная и старшая школы) имеет ** категорию опасности объекта (территории).

В ходе проведения обследования МБОУ «Гимназии № 5» (старшей и начальной школ) на предмет состояния его антитеррористической защищенности, изучив конструктивные и технические характеристики, организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования, рассмотрев прогноз последствий совершения террористического акта на объекте, комиссия в составе: должностных лиц Департамента по образованию мэрии г. Кызыла, ООО ФГКУ «**», **, **, а также ** гимназии пришла к выводу, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения не соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, а именно:

п. 24 и) исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), срок устранения декабрь 2023 года;

п. 25 в) оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны национальной гвардии РФ), срок устранения декабрь 2023 года;

п. 25 г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), срок устранения декабрь 2023года;

п. 26 а) оборудовать объект системой контроля и управления доступом (срок устранения декабрь 2023 года);

п. 27 а) оборудовать контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), срок устранения декабрь 2023 года;

п. 27 б) требуется оборудовать въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, срок устранения декабрь 2023 года;

п. 31 оборудовать МБОУ «Гимназия № 5» автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, срок устранения декабрь 2023 года.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава МБОУ «Гимназия № 5» функции и полномочия собственника имущества гимназии в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» осуществляет муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», от имени которого выступает мэрия г. Кызыла в лице Департамента имущественных и земельных отношений Мэрии г. Кызыла.

Учредителем Гимназии является муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва». Функции и полномочия учредителя гимназии в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» осуществляются мэрией г. Кызыла в лице Департамента по образованию мэрии города Кызыла.

Комиссией по обследованию готовности обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» по результатам обследования, в том числе МБОУ «Гимназия № 5» 24 августа 2022 года выявлены конкретные нарушения, в том числе и те, что указаны в иске.

Выявленные нарушения в сфере антитеррористической защищенности на момент рассмотрения дела не устранены.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив, что гимназия в нарушение требований, выражающихся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией людей, оборудования контрольно-пропускного пункта при входе на территорию образовательного учреждения, оборудования системы контроля и управления доступом, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, правомерно удовлетворил требования к МБОУ «Гимназия № 5».

Доводы апелляционной жалобы Департамента судебной коллегией проверены и отклоняются в связи со следующим.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 4,5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (абзац 7).

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

По смыслу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Таким образом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

В силу пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В подпункте «а» пункта 7, подпункте «г» пункта 18 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается, в том числе путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), а воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается помимо прочего посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу пункта 29 названных требований инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в частности городского округа, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму

Учредителем гимназии является муниципальное образование городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», функции и полномочия которого осуществляются мэрией города в лице Департамента.

В соответствии с частями 1 - 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальные бюджетные (автономные) образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных обязательств, а также исполнению соответствующей части бюджета обладает главный распорядитель.

Вопреки доводам жалобы прокурор не вмешивается в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определяет ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Судом первой инстанции не возлагалась на Департамент обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия по устранению нарушений законодательства. В удовлетворении исковых требований прокурора к Департаменту было отказано.

Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права учащихся, персонала образовательного учреждения, иных лиц, находящихся в школе, влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.

Вопреки доводам жалобы выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.

Ссылка в апелляционной жалобе на бюджетные правоотношения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.

Отсутствие постоянной охраны объекта, комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, что противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Вопреки доводам жалобы, проанализировав как положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так как Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом положений специального законодательства о противодействии терроризму, судебная коллегия приходит к выводу, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.

Оценивая доводы жалобы об осуществлении финансирования в порядке выделенных бюджетных ассигнований, суд апелляционной инстанции считает, что орган муниципального образования не освобождается от обязанностей по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации, вместе с тем, до настоящего времени нарушения антитеррористического законодательства не устранены, что негативно влияет на безопасность пребывающих в здании учреждения лиц.

Ссылка на отсутствие финансирования на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности и дооснащение образовательного учреждения не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.

Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного решения.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку выводы суда, содержащиеся в решении суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.

Процессуальных нарушений, влекущих незаконность решения, судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-690/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г Кызыла
Ответчики
МБОУ Гимназия № 5 г Кызыла
Департамент по образованию Мэрии г Кызыла
Другие
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РТ (Росгвардия)
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
16.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее