Решение по делу № 33-1569/2024 от 16.08.2024

Дело УИД №60RS0002-01-2024-000751-54

Производство № 2-544/2024 № 33-1569/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2024 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего Кузнецовой Э.В.,

судей: Белоноговой Н.Ю., Вальбе Е.П.,

при секретаре ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на определение Великолукского городского суда Псковской области от 11 июля 2024 года

по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к ФИО о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку,

Заслушав доклад судьи Белоноговой Н.Ю., судебная коллегия

установил:

В производстве Великолукского городского суда Псковской области находится гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (далее - Истец, КУМИ) к ФИО о признании самовольной постройкой здания с КН (****) и освобождению земельного участка с КН (****), путем сноса данной самовольной постройки.

В судебном заседании суда первой инстанции ответчик ФИО и его представитель ФИО заявили ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как КУМИ города Великие Луки не уполномочен Администрацией города Великие Луки подавать иск о признании объекта самовольной постройкой и о его сносе, что следует из Устава муниципального образования города Великие Луки, утвержденного Решение Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 и Положения КУМИ города Великие Луки, утвержденного Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 № 1237. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно давал разъяснения судам, о том, что при разрешении требования о сносе самовольной постройки, независимо от того заявлено требование о её сохранении или нет, суд должен поставить этот вопрос на разрешение. В настоящем деле разрешить вопрос о сохранении спорной постройки - признании на неё права собственности разрешен быть не может, так как такой иск следует предъявлять к Администрации города Великие Луки, а не к КУМИ города Великие Луки, о чем в прошлом судебном заседании указала представитель истца. То есть ФИО лишен права заявить встречный иск, и был вынужден обратиться с отдельным иском.

Представитель Администрации города Великие Лукии КУМИ города Великие Луки Соловьёва Е.В., указала, что заявленное ходатайство является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку КУМИ города Великие Луки осуществляет полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время истец не может распоряжаться земельным участков с КН (****), так как на нем стоит спорный объект, а следовательно право истца нарушено.

Определением Великолукского городского суда Псковской области от 11.07.2024 исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием полномочий у лица, подавшего исковое заявление на обращение с настоящим иском в суд.

Суд пришел к выводу о том, что правом на подачу иска о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, КУМИ города Великие Луки не наделен, правом на подачу данного иска наделена Администрация в силу закона. Требование о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, не может рассматриваться в контексте иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.

Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки не согласился с данным определением и подал частную жалобу, в которой просит определение отменить, направив дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В обоснование доводов жалобы указано следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 №44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», с иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (утв. Постановлением Администрации города Великие Луки от (дд.мм.гг.) (****)) Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.1.).

Истец не может распоряжаться земельным участком с КН (****), местоположением: <****> государственная собственность на который не разграничена.

На основании вышеизложенного, полагает, что иск правомерно подан лицом, чье право по распоряжению земельным участком с КН (****), предусмотренное статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - нарушено.

Вынесение судом оспариваемого определения, привели к тому, что КУМИ г. Великие Луки лишен возможности обратиться в суд и не может восстановить свое нарушенное право, установленное пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

От апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

От Администрации города Великие Луки поступил отзыв на жалобу, в котором доводы ее поддержаны в полном объеме. Кроме того, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Администрации.

ФИО и его представитель, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, отзыва на жалобу не представили. Ходатайств не заявлено.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167, ч.3 ст.333 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, с учётом доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

Из материалов дела усматривается, что 15.03.2001 между Администрацией города Великие Луки и ФИО был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 100 кв.м., в районе пересечения <****>, для эксплуатации и обслуживания торгового павильона. Право аренды указанного земельного участка неоднократно продлевалось ФИО вплоть до (дд.мм.гг.), затем право аренды по соглашению перешло к ФИО

В 2004 году Великолукским филиалом ГП Псковской области «БТИ» была изготовлена техническая документация на торговый павильон, общей площадью 50,8 кв.м.

(дд.мм.гг.) ФИО было получено разрешение № (****) на строительство здания магазина общей площадью 50,8 кв.м. Однако, ФИО к строительству магазина не приступила, а продолжила пользоваться уже возведенным объектом.

(дд.мм.гг.) расположенный на земельном участке с КН (****) объект был поставлен на кадастровый учет как здание магазина с присвоением ему КН (****), общей площадью 50,8 кв.м., 1993 года постройки, что следует из сведений ЕГРН. При этом здание магазина было поставлено на кадастровый учет на основании технической документации, изготовленной в 2004 году.

Комитет пришел к выводу, что на земельном участке с КН (****) располагается объект недвижимости, возведенный в 1993 году, реконструированный в 2004 году, разрешение на строительство или реконструкцию которого не получалось в установленном законом порядке, в связи с чем, (дд.мм.гг.) в адрес ФИО было направлено уведомление о расторжении договора аренды и освобождении земельного участка от расположенного на нем имущества.

Из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил).

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении N 10/22, с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, лицо, обращающееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально-правовым интересом либо в защите принадлежащего ему гражданского права, либо, в соответствии с установленной компетенцией, в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городских поселений, с 1 января 2017 года переданы органам местного самоуправления указанных поселений.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.

Законом Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области" (принят Псковским областным Собранием депутатов 25.12.2014) к полномочиям Администрации области и (или) уполномоченного ею органа исполнительной власти области в области имущественных отношений и использования земельных ресурсов относятся полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений в том числе по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на приграничных территориях.

Согласно статье 4 Устава муниципального образования города "Город Великие Луки", принятого решением Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 (ред. от 21.06.2024), к вопросам местного значения относятся в том числе утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах города, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Устава Администрация города Великие Луки является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (местная Администрация), наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные государственные полномочия.

В соответствии со статьей 32 Устава, в структуру Администрации города могут входить: глава Администрации города; заместители главы Администрации города; структурные подразделения Администрации города (управления, отделы, комитеты).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (утв. Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 №1237) Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.1.).

В соответствии с п. 2.2 Положения, основными целями деятельности Комитета являются формирование, учет, управление, распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками на территории города Великие Луки, а также обеспечение реализации иных предусмотренных действующим законодательством и предоставленных Комитету полномочий органов местного самоуправления.

Соответственно КУМИ г. Великие Луки осуществляет правомочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в границах муниципального образования и город Великие Луки», в том числе в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена.

B пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N° 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм o самовольной постройке» указано, что c иском o сносе самовольной постройки, o ее сносе или приведении в соответствие c установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

Соответственно, КУМИ г. Великие Луки, как распорядитель участка c кадастровым номером (****), осуществляющий правомочия собственника, вправе предъявлять требования o сносе самовольной постройки, поскольку нахождение на земельном участке спорного объекта нарушает возможность дальнейшего распоряжения земельным участком.

Согласно части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23 июня 2015 г.), с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что исковое заявление оставлено без рассмотрения неправомерно, имеются основания для отмены определения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Великолукского городского суда Псковской области от 11 июля 2024 года отменить.

Гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к ФИО о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку, возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий: Кузнецова Э.В.

Судьи: Н.Ю. Белоногова

Е.П. Вальбе

Копия верна: Н.Ю.Белоногова

Дело УИД №60RS0002-01-2024-000751-54

Производство № 2-544/2024 № 33-1569/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2024 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего Кузнецовой Э.В.,

судей: Белоноговой Н.Ю., Вальбе Е.П.,

при секретаре ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на определение Великолукского городского суда Псковской области от 11 июля 2024 года

по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к ФИО о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку,

Заслушав доклад судьи Белоноговой Н.Ю., судебная коллегия

установил:

В производстве Великолукского городского суда Псковской области находится гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (далее - Истец, КУМИ) к ФИО о признании самовольной постройкой здания с КН (****) и освобождению земельного участка с КН (****), путем сноса данной самовольной постройки.

В судебном заседании суда первой инстанции ответчик ФИО и его представитель ФИО заявили ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как КУМИ города Великие Луки не уполномочен Администрацией города Великие Луки подавать иск о признании объекта самовольной постройкой и о его сносе, что следует из Устава муниципального образования города Великие Луки, утвержденного Решение Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 и Положения КУМИ города Великие Луки, утвержденного Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 № 1237. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно давал разъяснения судам, о том, что при разрешении требования о сносе самовольной постройки, независимо от того заявлено требование о её сохранении или нет, суд должен поставить этот вопрос на разрешение. В настоящем деле разрешить вопрос о сохранении спорной постройки - признании на неё права собственности разрешен быть не может, так как такой иск следует предъявлять к Администрации города Великие Луки, а не к КУМИ города Великие Луки, о чем в прошлом судебном заседании указала представитель истца. То есть ФИО лишен права заявить встречный иск, и был вынужден обратиться с отдельным иском.

Представитель Администрации города Великие Лукии КУМИ города Великие Луки Соловьёва Е.В., указала, что заявленное ходатайство является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку КУМИ города Великие Луки осуществляет полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время истец не может распоряжаться земельным участков с КН (****), так как на нем стоит спорный объект, а следовательно право истца нарушено.

Определением Великолукского городского суда Псковской области от 11.07.2024 исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием полномочий у лица, подавшего исковое заявление на обращение с настоящим иском в суд.

Суд пришел к выводу о том, что правом на подачу иска о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, КУМИ города Великие Луки не наделен, правом на подачу данного иска наделена Администрация в силу закона. Требование о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, не может рассматриваться в контексте иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.

Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки не согласился с данным определением и подал частную жалобу, в которой просит определение отменить, направив дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В обоснование доводов жалобы указано следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 №44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», с иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (утв. Постановлением Администрации города Великие Луки от (дд.мм.гг.) (****)) Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.1.).

Истец не может распоряжаться земельным участком с КН (****), местоположением: <****> государственная собственность на который не разграничена.

На основании вышеизложенного, полагает, что иск правомерно подан лицом, чье право по распоряжению земельным участком с КН (****), предусмотренное статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - нарушено.

Вынесение судом оспариваемого определения, привели к тому, что КУМИ г. Великие Луки лишен возможности обратиться в суд и не может восстановить свое нарушенное право, установленное пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

От апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

От Администрации города Великие Луки поступил отзыв на жалобу, в котором доводы ее поддержаны в полном объеме. Кроме того, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Администрации.

ФИО и его представитель, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, отзыва на жалобу не представили. Ходатайств не заявлено.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167, ч.3 ст.333 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, с учётом доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

Из материалов дела усматривается, что 15.03.2001 между Администрацией города Великие Луки и ФИО был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 100 кв.м., в районе пересечения <****>, для эксплуатации и обслуживания торгового павильона. Право аренды указанного земельного участка неоднократно продлевалось ФИО вплоть до (дд.мм.гг.), затем право аренды по соглашению перешло к ФИО

В 2004 году Великолукским филиалом ГП Псковской области «БТИ» была изготовлена техническая документация на торговый павильон, общей площадью 50,8 кв.м.

(дд.мм.гг.) ФИО было получено разрешение № (****) на строительство здания магазина общей площадью 50,8 кв.м. Однако, ФИО к строительству магазина не приступила, а продолжила пользоваться уже возведенным объектом.

(дд.мм.гг.) расположенный на земельном участке с КН (****) объект был поставлен на кадастровый учет как здание магазина с присвоением ему КН (****), общей площадью 50,8 кв.м., 1993 года постройки, что следует из сведений ЕГРН. При этом здание магазина было поставлено на кадастровый учет на основании технической документации, изготовленной в 2004 году.

Комитет пришел к выводу, что на земельном участке с КН (****) располагается объект недвижимости, возведенный в 1993 году, реконструированный в 2004 году, разрешение на строительство или реконструкцию которого не получалось в установленном законом порядке, в связи с чем, (дд.мм.гг.) в адрес ФИО было направлено уведомление о расторжении договора аренды и освобождении земельного участка от расположенного на нем имущества.

Из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил).

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении N 10/22, с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, лицо, обращающееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально-правовым интересом либо в защите принадлежащего ему гражданского права, либо, в соответствии с установленной компетенцией, в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городских поселений, с 1 января 2017 года переданы органам местного самоуправления указанных поселений.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.

Законом Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области" (принят Псковским областным Собранием депутатов 25.12.2014) к полномочиям Администрации области и (или) уполномоченного ею органа исполнительной власти области в области имущественных отношений и использования земельных ресурсов относятся полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений в том числе по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на приграничных территориях.

Согласно статье 4 Устава муниципального образования города "Город Великие Луки", принятого решением Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 (ред. от 21.06.2024), к вопросам местного значения относятся в том числе утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах города, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Устава Администрация города Великие Луки является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (местная Администрация), наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные государственные полномочия.

В соответствии со статьей 32 Устава, в структуру Администрации города могут входить: глава Администрации города; заместители главы Администрации города; структурные подразделения Администрации города (управления, отделы, комитеты).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (утв. Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 №1237) Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.1.).

В соответствии с п. 2.2 Положения, основными целями деятельности Комитета являются формирование, учет, управление, распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками на территории города Великие Луки, а также обеспечение реализации иных предусмотренных действующим законодательством и предоставленных Комитету полномочий органов местного самоуправления.

Соответственно КУМИ г. Великие Луки осуществляет правомочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в границах муниципального образования и город Великие Луки», в том числе в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена.

B пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N° 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм o самовольной постройке» указано, что c иском o сносе самовольной постройки, o ее сносе или приведении в соответствие c установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

Соответственно, КУМИ г. Великие Луки, как распорядитель участка c кадастровым номером (****), осуществляющий правомочия собственника, вправе предъявлять требования o сносе самовольной постройки, поскольку нахождение на земельном участке спорного объекта нарушает возможность дальнейшего распоряжения земельным участком.

Согласно части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23 июня 2015 г.), с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что исковое заявление оставлено без рассмотрения неправомерно, имеются основания для отмены определения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Великолукского городского суда Псковской области от 11 июля 2024 года отменить.

Гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к ФИО о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку, возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий: Кузнецова Э.В.

Судьи: Н.Ю. Белоногова

Е.П. Вальбе

Копия верна: Н.Ю.Белоногова

33-1569/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КУМИ г. Великие Луки
Ответчики
Иванов Вячеслав Сергеевич
Иванов Андрей Вячеславович
Другие
Администрация города Великие Луки
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Судья
Белоногова Надежда Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
16.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее