К делу № 2а 2838/2019
УИД: 23RS0003-01-2019-007319-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 г. г-к Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н..
при секретаре Васине Г.Г.
с участием представителя административного истца Эйрияна А.А – Козлова В.В., действующего на основании доверенности от 31.10.2019 г. и диплома о высшем образовании, представителя административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа –Лихачева Е.А., действующего на основании доверенности от 07.10.2019 г. и диплома о высшем образовании, представителя заинтересованного лица Яковлева В.А. – Козей Е.К., действующего на основании доверенности от 07.12.2018 г. и диплома о высшем образовании, представителя заинтересованного лица ООО «Развитие» - Лычагиной М.В., действующей на основании доверенности от 01.11.2019 г. и диплома о высшем образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эйриян А.А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Эйриян А.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапаоб оспаривании действий органа местного самоуправления.
Административные исковые требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1250 кв.м.с кадастровым номером №, расположенный по адресу<адрес>
Указанный земельный участок находится в непосредственной близости по отношению к земельному участку общей площадью 14 501 кв.м. с кадастровым номером № ранее принадлежащему Яковлеву В.А. В настоящее время собственником земельного участка является ООО «Развитие».
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.05.2019 № 1334 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке общей площадью 14 501 кв.м. с кадастровым номером №, определены минимальные отступы от места допустимого размещения основного объекта капитального строительства до границы земельного участка: высота объекта капитального строительства – 59 м, максимальный процент застройки – 88 %.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 23.05.2019 № 1401 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № предоставлено разрешение на условноразрешенный вид использования земельного участка общей площадью 14 501 кв.м. с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» и кадастровым номером № – «многоэтажная жилая застройка».
Административный истец полагает, что вышеуказанные постановления являются незаконными, нарушают его права и интересы.
Указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения), для которой установлена максимальная высота зданий – 18 метров, максимальный процент застройки участка – 60 %.
Издавая оспариваемые постановления, административный ответчик не принял во внимание, что Яковлевым В.Я. не были представлены какие-либо обоснования для получения вышеуказанных разрешений.
Так, в целях получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Яковлев В.Я. не представил доказательств того, что его земельный участок меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо доказательств того, что конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки.
Кроме того, административным ответчиком предоставленоразрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства до принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения крестьянского хозяйства» на «многоэтажная жилая застройка». Данный факт свидетельствует о том, что органом местного самоуправления рассмотрен вопрос об увеличении этажности и процента застройки в отношении земельного участка, предоставленного для КФХ, что также является нарушением градостроительного законодательства.
Полагает, что увеличение этажности и процента застройки по отношению к предельным параметрам разрешенного строительства, установленным градостроительным регламентом, а также изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «многоквартирное жилищное строительство» приведет к необоснованной нагрузке на инженерную и социальную инфраструктуру города-курорта Анапа, увеличению численности населения, негативно скажется на благоприятной среде жизнедеятельности жителей курорта, в томчисле и административного истца.
Просит суд признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа по принятию постановления от 15.05.2019 № 1334 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № и постановления от 23.05.2019 № 1401 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №», а также признать указанные постановления недействительными.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные административные требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика просил в удовлетворении административных исковых требований отказать и указал, что при принятии оспариваемых постановлений органом местного самоуправления соблюдены все предусмотренные законом процедуры, в том числе проведены публичные слушания, по результатам которых комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа даны соответствующие рекомендации главе муниципального образования город-курорт Анапа, которые послужили основанием для принятия вышеуказанных решений.
Представители заинтересованных лиц Яковлева В.А. и ООО «Развитие» против удовлетворения административного иска возражали, и указали, что Яковлевым В.А. в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа были представлены все документы, обосновывающие необходимость отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Вопрос возможности выдачи разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был рассмотрен на публичных слушаниях, результаты которых никем не оспорены и не отменены.Полагают, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Яковлев В.А. являлся собственником земельного участка общей площадью 14 501 кв.м. с кадастровым номером №. В настоящее время собственником земельного участка является ООО «Развитие».
В соответствии со статьей 209Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 263Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
21.01.2019 г. Яковлев В.А. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлениями: 1) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № - «многоэтажная жилая застройка»; 2) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № путем определения высоты объекта капитального строительства - 59 м, максимального процента застройки – 88%.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа вышеуказанный земельный участок находится в зоне ОД-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения).
В силу части 2 статьи 37, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства установлен статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ определено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по землепользованию и застройке.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 40Градостроительного кодексаРФопределено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 статьи 40Градостроительного кодекса РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, получение разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства возможно только после обсуждения указанных вопросов на публичных слушаниях.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.03.2019 № 802 назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Одновременно постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.03.2019 № 801 назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении указанного земельного участка.
Сообщения о назначении публичных слушаний опубликованы 26.03.2019 г. в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования город-курорт Анапа - газете «АнапскоеЧерноморье».
По результатам проведенных 10.04.2019 г. публичных слушаний комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа даноположительное заключение и рекомендовано главе муниципального образования город-курорт Анапа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:3402 - «многоэтажная жилая застройка» и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на данном участке, определив высоту объекта капитального строительства -59 м, максимальный процент застройки – 88 %.
Заключениепо результатам публичных слушаний опубликовано 23.04.2019 г. в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования город-курорт Анапа -газете «АнапскоеЧерноморье».
Результаты проведенных публичных слушаний никем в установленном законом порядке не оспорены и не отменены, их законность у суда сомнений не вызывает.
В силу пункта 6 статьи 40 и пункта 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации после поступления рекомендаций комиссии принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участкаи на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.05.2019 г. № 1334 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 23.05.2019 № 1401 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №.
Правовые акты размещены на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в сети «Интернет» и опубликованы25.06.2019 г. в газете «АнапскоеЧерноморье».
Таким образом, процедура принятия решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административным ответчиком соблюдена.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне ОД -2, которая содержит условно разрешенный вид использования - "многоэтажная жилая застройка". Следовательно, испрашиваемый Яковлевым В.А. вид разрешенного использования соответствует установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа градостроительным требованиям.
Довод административного истца о незаконности выдачи административным ответчиком разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в связи с непредоставлением Яковлевым В.Я. доказательств того, что характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки, является несостоятельным.
Отклонение от предельных параметров обусловлено прежде всего тем, что Яковлевым В.А. испрашивалось разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером № для многоквартирной жилой застройки.
Данный вывод следует из приложенной к заявлению на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства пояснительной записке, подготовленной ООО Творческая мастерская «АрхКом», которая обосновывает увеличение высоты и процента застройки необходимостью соблюдения требований пожарной безопасности для многоквартирных жилых домов, размещения достаточного количества парковочных мест как на подземной стоянке, так и на открытых стоянках, размещения детских и спортивных площадок, зон отдыха и озеленения.
Доказательств нарушения прав административного истца и иных лиц увеличением высоты объекта капитального строительства - 59 м и процента застройки земельного участка с 60% до 88% в материалы дела не представлено.
Вопросы соблюдения всех предусмотренных законодательством требований для строительства многоквартирных жилых домов относятся к компетенции органа местного самоуправления, которым выдаетсяв порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на основании представленных застройщиком документов, предусмотренных законом (в том числе, проектной документации, необходимых заключений, экспертиз и иных).
Суд критически оценивает довод административного истца о том, что фактически административным ответчиком дано разрешение на увеличение этажности и процента застройки в отношении земельного участка с видом разрешенного использования – «для ведения крестьянского хозяйства», так как первым принято решение об изменении предельных параметров разрешенного строительства, а не об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Яковлев В.А. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с двумя заявлениями – о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства одновременно, в один и тот же день – 21.01.2019 г.
Публичные слушания по данным вопросам проводились так же в один и тот же день – 10.04.2019 г., причем вопрос изменения вида разрешенного использованиявышеуказанного земельного участка слушался третьим, а вопрос изменения предельных параметров строительства – девятым.
Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа рекомендовала главе муниципального образования город-курорт Анапа сначала изменить вид разрешенного использования земельного участка, а затем увеличить параметры разрешенного строительства.
Оба вопроса отражены в одном заключении по результатам публичных слушаний, следовательно, главой муниципального образования город-курорт Анапабыли получены рекомендации одновременно по обоим вопросам.
Согласно установленным правилам делопроизводства правовые акты подписываются главой муниципального образования город-курорт Анапа после их согласования с определенными структурными подразделениями администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Тем самым, факт подписания оспариваемых постановлений в разные даты -15.05.2019 г. и 23.05.2019 г. является результатом делопроизводственной деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, но никак не правовой позицией и принципиальным решением главы муниципального образования.
При таких обстоятельствахне имеет правового значения, какое именно постановление было издано и зарегистрировано раньше,так как суть вопросов, с которыми обращался Яковлев В.А. в орган местного самоуправления, изначально сводится к тому, что земельный участок с кадастровым номером № предполагается им к использованию под многоквартирную жилую застройку при получении соответствующих разрешений от административного ответчика.
Суд не усматривает в действиях административного ответчика каких-либо противоречий в данном вопросе.
Согласно требованиям статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления незаконным, должен доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением, и указать способ их восстановления действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226,227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося суд с соответствующим требованием.
Отсутствиеодного из двух условий является основанием для отказа административному истцу в иске.
Судом установлено, что административным ответчиком не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при вынесениипостановлений от 15.05.2019 г. № 1334 и от 23.05.2019 г. № 1401.
Кроме того, административный истец не доказал в процессе судебного разбирательства факт наличия нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми постановлениями. Нахождение земельного участкас кадастровым номером № непосредственной близости к земельному участку административного истца само по себе не является нарушением его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Эйриян А.А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2019 года.