№ 2-3424/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2023 г. г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился с исковым заявлением в суд к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором просит:
1) признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №Б-19-000552 об отказе во включении в расчёт пенсионного обеспечения пенсионных взносов;
2) обязать ОСФР по <адрес> учесть ФИО2 в расчёт пенсионного обеспечения пенсионные взносы, уплачиваемые по форме ОК.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является получателем страховой пенсии по старости. Решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, истцу отказано в учёте взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в пенсионной фонд Украины в период осуществления трудовой деятельности на территории указанного государства. ФИО2 считает данные действия незаконными и нарушающими право на пенсионное обеспечение, поскольку отказ учитывать сведения об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в пенсионной фонд Украины, привёл к необоснованному уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 202).
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, настоящее дело рассмотрено судом без присутствия представителя ответчика в судебном заседании.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 69-73).
Как усматривается из вида на жительство иностранного гражданина, ФИО2 на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости являлся гражданином Украины (л.д. 79-80).
Решением УПФР в <адрес> № ФИО2 назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобретено гражданство Российской Федерации (л.д. 6-7).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости от Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (л.д. 190, 191).
В индивидуальных ведомостях о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины по Форме ОК-5 отражены сведения о заработной плате истца и уплате за него страховых взносов на пенсионное обеспечение за период с 1999 г. по 2015 г. (л.д. 21-32).
В ответе на обращение ФИО2 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сообщил, что данные о стаже указанные в Форме ОК-5 учтены при назначении страховой пенсии по старости, в частности, стаж, приобретенный на территории Украины до ДД.ММ.ГГГГ, учтен при оценке пенсионных прав в соответствии со ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (входит в состав коэффициента «ИК1» в формуле расчета, предусмотренной в ст.29.1 Закона N 173-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ при расчёте размера пенсии суммы страховых взносов, указанные в Форме ОК-5 не учитываются, поскольку уплачивались в Пенсионный фонд Украины (л.д. 19-20).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон N 400-ФЗ).
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон N 173-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона N 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской ФИО1 и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьёй 11 Закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьёй 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовал до ДД.ММ.ГГГГ – даты вступления в силу Закона N 400-ФЗ.
При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 11 ст. 15 Закона N 400-ФЗ рассчитывается из ежегодных, начиная с ДД.ММ.ГГГГ отчислений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, рассчитанного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Закона N 173-ФЗ, определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка до ДД.ММ.ГГГГ и страховых накоплений на индивидуальном лицевом счёте за работу после ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации).
Таким образом, размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав истца, приобретённых до ДД.ММ.ГГГГ, может быть рассчитан с учётом заработной платы и трудового стажа, приобретённого на территории Украины, имевшего место до указанной даты, а с ДД.ММ.ГГГГ – только с учётом начисленных (уплаченных) страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что осуществляя трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, истец в период с 1999 г. по 2015 г. уплачивал страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
С учётом приведённого правового регулирования, подлежащего применению к рассматриваемым отношениям, размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учётом того обстоятельства, что Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит норм об учёте страховых взносов, уплаченных в пенсионный фонд другого государства, при расчёте пенсионного капитала.
Периоды работы граждан, прибывших в ФИО1 из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в ФИО1 из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в ФИО1 из государств - республик бывшего СССР.
Согласно п. 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы граждан, прибывших в ФИО1 из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Закона N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчета трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из вышеуказанных норм следует, что стаж работы после ДД.ММ.ГГГГ на размер трудовой (страховой) пенсии не влияет, а влияет сумма страховых взносов, начисленных и уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и учтённых на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица.
Ни действующее пенсионное законодательство Российской Федерации, ни Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит норм, предполагающих учёт при расчёте пенсионного капитала застрахованного лица страховых взносов, уплаченных в пенсионный фонд другого государства.
С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ для исчисления пенсии учитываются суммы страховых взносов, уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, оснований для возложения на ответчика обязанности учесть при расчёте размера пенсии истца суммы страховых взносов, уплаченных в пенсионный фонд Украины, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Судья:
Решения суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ