Дело №а-805/22
23RS0037-01-2021-009844-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Схудобеновой М.А.
при секретаре Луневой И.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Мисковцу ФИО5 о взыскании задолженности по налогам и пени
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование иска указано, что при осуществлении ИФНС России по г.Новороссийску налогового контроля по соблюдению налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, была выявлена неуплата обязательных платежей числящихся за административным ответчиком. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате обязательных платежей и санкций. До настоящего времени административным ответчиком налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, вредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 37180 руб., пеня в размере 12325.82 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 3796.85 руб., пеня в размере 2450.04 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 14215.71 руб., пеня в размере 312.09 руб.; Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 64197.93 руб., пеня в размере 1539.69 руб.: налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 4822.4 руб., на общую сумму 140 840.53 рублей, не уплачены, в связи с чем, административный истец просит взыскать данную сумму с административного ответчика и восстановить срок для обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствии их представителя.
Административный ответчик, уведомленный по последнему месту жительства надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд посчитал неявку не уважительной и рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы административного дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.72 НК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пеня. В связи с нарушением сроков оплаты налогов, налогоплательщику начисляется пеня.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указывает административный истец, в связи с нарушением сроков оплаты налогов должнику начислена пеня в соответствии со ст.ст. 72 НК РФ.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое требование № 107028 от 17.01.2019г.
До настоящего времени ответчиком в добровольном порядке сумма задолженности по пени не уплачены.
Ввиду неисполнения требования налогового органа Инспекцией было направлено мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка № 80 г. Новороссийска от 28.05.2021 г. отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с административного ответчика в связи с пропуском срока подачи заявления в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Для всех остальных случаев (обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа либо с исковым заявлением после вынесения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа) действуют только сроки, предусмотренные п. 2 ст. 48 НК РФ, т.е. заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
На это обращается внимание в абз. 2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации": "Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке"
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам может быть восстановлен в случае признания судом причин пропуска уважительными.
В последнем требовании № 3011 от 14.01.2020г. был выставлен срок погашения задолженности до 06.02.2021 г.
В суд о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган обратился только в декабре 2021 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец в обоснование уважительности причин пропуска срока ссылается на необходимость уточнения суммы задолженности и незначительность пропуска срока по времени.
Таким образом, административным истцом не приведено суду убедительных доводов, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд. Также не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока.
Следовательно, суд не находит оснований для восстановления срока подачи административного иска.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с чем, срок предъявления административного иска восстановлению не подлежит, и в удовлетворении иска следует отказать по причинам пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 138, 177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ИФНС России по <адрес> в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска в суд отказать.
В удовлетворении административного иска ИФНС России по <адрес> к Мисковцу ФИО6 о взыскании задолженности по пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий М.А.Схудобенова