Дело № 2-467/2018
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Поспелиха 10 декабря 2018 года
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ю.В. Пичугиной,
при секретаре С.А. Чигаревой,
с участием представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края Шкарбатюк С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаренко Ольги Дмитриевны к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка незаконным, признании права на выплату и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Овчаренко О.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам, с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка, признать за истцом право на получение указанной ежемесячной выплаты, обязать ответчика назначить Овчаренко О.Д. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь - ФИО3, отцом ребенка является гражданин Республики Казахстан – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец обратилась в Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и <адрес>м с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении указанного пособия, поскольку Овчаренко О.Д. не представила полный пакет документов, необходимых для назначения данного вида пособия, а именно отсутствуют сведения о доходах отца ребенка. Полагает, что данное решение незаконно, поскольку она не имеет возможности представить истребуемую информацию о доходах отца ее малолетней дочери, поскольку ФИО4 проживает в <адрес>, от предоставления данных сведений уклоняется. Мировым судьей судебного участка № <адрес> с ФИО4 взысканы алименты на содержание ребенка, исполнительный документ направлен в Республику Казахстан через консульское учреждение для исполнения.
В судебное заседание Овчаренко О.Д. не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, на удовлетворении заявленных требований настаивала. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что когда ребенку было два месяца она и отец ребенка ФИО4 прекратили совместное проживание. На содержание дочери со стороны отца ребенка она получала 3000 руб. ежемесячно. С целью предоставления необходимого пакета документов в органы социальной защиты населения, в том числе справки о доходах ФИО4, для получения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, она поехала в Республику Казахстан и получила необходимую для назначения пособия справку о доходах отца ребенка. По итогам обращения в Управление социальной защиты ей было отказано в назначении выплаты, поскольку с учетом сведений о доходах отца ребенка размер среднедушевого дохода семьи превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае, что является препятствием для назначения пособия.
В органах социальной защиты населения истцу было разъяснено о возможности включения в расчет дохода семьи сумм, уплаченных отцом ребенка в рамках алиментных обязательств. С целью заключения соглашения об оплате алиментов ФИО2 вновь поехала в Республику Казахстан, где совместно с ФИО4 предприняла попытки оформить указанное соглашение, вместе с тем из-за отсутствия заграничного паспорта, им не удалось оформить данное соглашение.
В ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко О.Д. обратилась к мировому судье судебного участка № 7 г. Рубцовска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов с ФИО4 – гражданина Республики Казахстан. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который направлен в консульство в <адрес> для исполнения.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Шкарбатюк С.К., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что Овчаренко О.Д. неоднократно обращалась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Впервые с данным заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, при этом Овчаренко О.Д. представила полный пакет документов, перечень которых установлен Приложением № к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, в том числе была представлена справка о доходах отца ребенка.
Решением Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко О.Д. отказано в назначении данных выплат, поскольку с учетом доходов ФИО4 среднедушевой доход превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае за 2 квартал года, предшествующего году обращения.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась с заявлением о назначении ей указанных выплат, при этом представила неполный пакет документов, отсутствовала справка о доходах отца ребенка. По данной причине, Управление социальной защиты населения лишено возможности проанализировать доход, поскольку установленный законом перечень документов не представлен. В связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Кроме того, суду пояснила, если заявителем предоставляется информация, содержащая данные о размере алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, органами социальной защиты населения производиться расчет среднедушевого дохода с учетом взысканных в счет алиментных обязательств денежных сумм и при условии, что доход матери и ребенка с учетом алиментов менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, выносится положительное решение о назначении указанных выплат.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайства отсутствуют. В материалы дела представлен отзыв на исковые требования (л.д.51), в соответствии с которым министерство возражает в удовлетворении требований, при этом ссылается на следующее: право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на основании ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (ч. 8 с. 4 Закона № 418- ФЗ). В состав семьи при расчете среднедушевого дохода семьи включаются родители ребенка, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (часть 10 ст. 4 Закона № 418-ФЗ).
В соответствии с приложением № к Порядку для начисления среднедушевого дохода семьи предоставляются справка с места работы (службы, учебы), либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи. Поскольку Овчаренко О.Д. при обращении в управление ДД.ММ.ГГГГ за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка не представила сведения о доходах второго родителя, у управления отсутствовали правовые основания для назначения ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
С учетом мнения представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит требованиям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу п. п. 1, 2 и 4 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (Далее – Закон № 418-ФЗ) установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1 Закона № 418-ФЗ).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. (пункт 5 статьи 3 Закона № 418-ФЗ).
Как следует из пунктов 1,2 статьи 2 Закона № 418-ФЗ от 28 декабря 2017 года, гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Из пункта третьего данной статьи следует, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Согласно статье 4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 8 данной статьи среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
Из пункта 6 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ следует, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно Приказу Минтруда России от 29.12.2017 N 889н утвержден перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.
Согласно пункту 5 данного перечня к заявлению прилагаются, в том числе документы, подтверждающие сведения о доходах членов семьи:
а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи;
б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки;
в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера;
г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений;
д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах);
е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, перечень необходимых документов для принятия решения о наличии, либо отсутствии права на получение ежемесячных выплат регламентирован законодательством, в число необходимых документов включаются сведения о доходах каждого из родителей, поскольку условием назначения выплат является расчет среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Как следует из материалов дела истец Овчаренко О.Д. является матерью малолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Отцом ребенка значится ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики Казахстан (л.д.10-11).
Таким образом, Овчаренко О.Д. является матерью малолетнего ребенка, рожденного после ДД.ММ.ГГГГ, ребенок является гражданином Российской Федерации, в отношении ребенка во внесудебном порядке, по средствам реализации прав через органы записи актов гражданского состояния установлено отцовство ФИО4
В целях реализации своего права на получение ежемесячных выплат на первого ребенка Овчаренко О.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам с соответствующим заявлением (л.д.82-83).
Согласно копии указанного заявления, в подтверждение своего права на получение выплат, Овчаренко О.Д. представила необходимый пакет документов, в том числе справку с места работы о доходах ФИО4 (л.д 89), нотариально заверенную копию его паспорта (л.д. 88).
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81) Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Овчаренко О.Д. отказано в назначении данной выплаты в связи с превышением прожиточного минимума среднедушевого дохода.
ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко О.Д. вновь обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, при этом в числе представленных документов справка о доходах отца ребенка не значится (л.д.7). Кроме того, в числе членов семьи, в графе № данного заявления, истец указала ФИО4.
Решением Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), являющимся предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле, Овчаренко О.Д. отказано в назначении ежемесячной выплаты, с указанием основания отказа – отсутствуют сведения о доходах отца ребенка.
В обоснование своей позиции по заявленному иску Овчаренко О.Д. ссылается на отсутствие возможности представить сведения о доходах отца ребенка в связи с его отказом в предоставлении данной информации.
Суд полагает, что данный довод истца не может быть положен в основу решения, поскольку противоречит обстоятельствам дела, пояснениям истца, а также материалам дела.
Так, Овчаренко О.Д. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что с отцом дочери она прекратила совместное проживание, когда ребенку было два месяца (л.д. 38-40).
В июле ДД.ММ.ГГГГ года Овчаренко О.Д. приняла решение реализовать свое право на получение ежемесячных выплат на ребенка, для чего представила сведения о доходах ФИО4, о чем свидетельствует указанное выше заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-83).
При этом Овчаренко О.Д. указала, что неоднократно ездила к ФИО4, в том числе с целью составления соглашения об оплате алиментов в связи с отсутствием оснований для назначения выплат при наличии имеющихся сведений о доходах отца ребенка, препятствием к составлению соглашения послужило отсутствие заграничных паспортов у родителей малолетней ФИО3, со стороны ФИО4 препятствий к составлению соглашения не имелось.
Кроме того, истцом указано на осуществление материальной помощи со стороны отца ребенка, его родственников (матери), в тексте искового заявления Овчаренко О.Д. указывает точный адрес места жительства отца ребенка.
Таким образом, суд полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных, не зависящих от нее причин, препятствующих выполнению обязанностей заявителя по предоставлению обусловленного законом перечня документов, а именно справки о доходах отца ребенка, поскольку при обращении в орган социальной защиты впервые, (ДД.ММ.ГГГГ), истцом сведения о доходах отца ребенка представлены в орган социальной защиты. По истечении 1 месяца, 11 дней Овчаренко О.Д. вновь обратилась с аналогичным заявлением, но необходимые сведения не представила, ссылаясь на отсутствие возможности получить сведения о доходах отца ребенка, при этом заявителю было достоверно известно, что при наличии справки о доходах ФИО4 орган социальной защиты вправе вновь отказать в удовлетворении ее заявления по причине превышения доходов.
При наличии решения ответчика об отказе в назначении выплаты от ДД.ММ.ГГГГ по основанию превышения дохода, Овчаренко О.Д. предприняты попытки добиться положительного решения органа социальной защиты населения по данному вопросу иным способом, без представления сведений о доходах отца ребенка, путем составления соглашения об оплате алиментов, при этом истец ссылается на факт участия ФИО4 в решении данного вопроса, его личного присутствия в процедуре организации нотариального оформления соглашения об оплате алиментов, что заявлено истцом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные действия истца, с учетом оснований данного искового заявления, расцениваются судом как способ изыскания Овчаренко О.Д. варианта, предполагающего возможность избежать необходимости предоставления сведений о доходах ФИО4 для получения желаемого результата в виде удовлетворения заявления о назначении ежемесячных выплат. При этом, довод истца о том, что в настоящее время она с отцом дочери не проживает, в связи с чем лишена возможности предоставить необходимые сведения, не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения дела, напротив, опровергается пояснениями Овчаренко О.Д.
Судом не установлено наличие обстоятельств, которые послужили препятствием для предоставления истцом данной справки, возникших в период после приятия решения органом социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении выплат по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец повторно обратилась с аналогичным заявлением.
Оценивая справку о составе семьи Овчаренко О.Д. (л.д. 57 ), где в числе лиц, проживающих совместно с истцом ФИО4 не значится, суд приходит к следующим выводам:
Как следует из пояснений истца и подтверждается материалами дела отец малолетней ФИО3 – ФИО4 является гражданином Республики Казахстан (л.д. 15)
Статьей 163 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности родителей и детей, в том числе и обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации).
С учетом указанных норм семейного права, суд полагает возможным согласиться с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» из которых следует, что пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются, в том числе иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации. На основании указанного положения закона при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе алименты, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ (единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом),
Кроме того, в указанном письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 имеются разъяснения, согласно с которым Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факта совместного проживания родителей ребенка. В связи с чем, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при назначении ежемесячной выплаты.
Таким образом, поскольку одним из основных условий назначения ежемесячных выплат является размер среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, суд полагает, что органы социальной защиты обязаны проанализировать всю совокупность доходов матери и ребенка, а при наличии сведений об отце, так же его доходов. При этом, в случае раздельного проживания родителей малолетнего, в расчет необходимо включать доходы отца ребенка, при отсутствии сведений об выплаченных алиментах, а при наличии данных сведений в доход матери и ребенка подлежат включению суммы выплаченных на содержание ребенка алиментов с целью подтверждения права на ежемесячные выплаты согласно требованиям п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.
Судом установлено, что сведений по исполнительному документу о взыскании алиментов у органа социальной защиты населения на дату принятия решения об отказе в назначении выплат не имелось, как не имеется данных сведений и на дату принятия решения судом.
Кроме того, наличие судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ не может позволить произвести ответчику расчет доходов Овчаренко О.Д. и ее малолетней дочери, что в свою очередь является основанием для принятия решения о праве на получение ежемесячных выплат, поскольку законодатель определил одно из условий назначения выплат в виде размера среднедушевого дохода семьи который не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Более того, как следует из заявления Овчаренко О.Д. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), представленного в Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29) в числе прилагаемых документов к заявлению не значится, отсутствует отметка о его принятии управлением на копии приказа, которая имеется на иных документах, принимаемых к рассмотрению данным органом (л.д.30-36), что позволяет сделать вывод о том, что сведений о его вынесении у ответчика на дату принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении выплат, не имелось, что согласуется с пояснениями представителя ответчика, данными в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя довод истца о назначении ей иных социальных выплат в отсутствии справки о доходах отца ребенка, суд полагает, что указанный факт не имеет правового значения. Основанием для назначения других социальных выплат, не являющихся предметом исследования в данном гражданском деле, служат иные нормы закона, суд не вправе изучать вопрос законности решения, на основании которого Овчаренко О.Д. осуществляются иные выплаты в связи с рождением ребенка.
Так, Овчаренко О.Д. является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком на основании Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ в соответствии решением Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93). Закон предусматривает возможность получения данного пособия лишь одним из родителей. В данном случае заявителем представлена справка с места работы отца ребенка, подтверждающая факт того, что ФИО4 в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не находился (л.д.97).
Таким образом, законом императивно закреплен перечень документов, необходимых для назначения ежемесячных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ. Расширительному толкованию указанный перечень документов не подлежит. При отсутствии полного перечня документов орган социальной защиты лишен возможности проанализировать обстоятельства, свидетельствующие о наличии, либо отсутствии права у заявителя на соответствующие выплаты. В данном случае Овчаренко О.Д. не представила документы, свидетельствующие о размере доходов ее семьи (как с учетом ФИО4, так без него) который бы не превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих истцу в предоставлении необходимых документов для решения вопроса о назначении выплаты, суду не представлено.
На основании изложенного, в русле рассмотрения дела с учетом положений ст. 38 Конституции Российской Федерации, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, судом не добыто доказательств, позволяющих прийти к выводу о незаконности решения Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Овчаренко О.Д. Оснований для признания права за истцом на получение ежемесячных выплат, предусмотренных указанным законом у суда не имеется, поскольку вопросы законности решения и наличие права на выплаты, а равно возложение обязанности на ответчика по назначению данных выплат, являются взаимосвязанными, кроме того, суд не вправе выполняя полномочия органа социальной защиты, без анализа необходимых документов решать вопрос о наличии правовых оснований у истца на получение ежемесячных выплат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Овчаренко Ольги Дмитриевны к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка незаконным, признании права на выплату и возложении обязанности, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в апелляционном порядке.
Судья: Пичугина Ю.В.