РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» сентября 2024 года г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи Турановой Л.А.
При секретаре судебного заседания Лавровой А.М.
с участием истца ФИО45., представителя ответчика ФИО46 (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к ФИО11 о признании права на гарантии и компенсации, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО12 обратился в суд с указанным иском, просит признать за ФИО13
- право на гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации за работу (службу) во вредных условиях труда в период с 28.10.2008 г. по 18.02.2024 г.; включить специальный стаж работника, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы (службы) с 16.06.2008 г. по 31.12.2016 г. - 8 лет 6 месяцев 15 дней, с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г. - 3 года 6 месяцев 26 дней;
- обязать Ответчика внести в трудовую книжку и другие документы учета сведений о трудовой деятельности записи о специальном стаже, дающем мне право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в период с 16.06.2008 г. по 26.04.2024 г.;
- включить в продолжительность служебного времени перерывы для отдыха и питания при работе на инспекционно-досмотровых комплексах (в том числе при выполнении заданий в служебных командировках для работы на ИДК) с 28.10.2008 г. по 30.09.2020 г. и с 01.10.2020 по 18.02.2024 г.г.;
- обязать Ответчика произвести перерасчет фактически отработанного времени за периоды работы (службы) на инспекционно-досмотровых комплексах (в том числе при выполнении заданий в служебных командировках для работы на ИДК) с 28.10.2008 г. по 30.09.2020 г. и с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г.;
- обязать Ответчика установить продолжительность служебного времени при занятости на инспекционно-досмотровых комплексах (в том числе при выполнении заданий в служебных командировках для работы на ИДК) в период с 28.10.2008 г. по 30.09.2020 г. - 30 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) - 6 часов. Работу (службу) за пределами установленной продолжительности рабочего времени засчитать как сверхурочную работу. В продолжительность исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитать всё время занятости на ИДК, в том числе время, затраченное на рентгеновское сканирование объектов контроля, выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнение своих трудовых функций;
- обязать Ответчика выполнить перерасчёт денежного содержания с 28.10.2008 у. по 30.09.2020 г., а именно: установить повышенную оплату труда: 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда - с 28.10.2008 г. по 31.12.2012 г.; 5 процентов от должностного оклада с 01.01.2013 г. по 30.09.2020 г.; оплатить время, отработанное сверхурочно, в порядке, установленном Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 июня 2023 года № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»); оплатить работу в ночное время за период с 08.05.2008 г. по 30.09.2020 г. в порядке, установленном Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 июня 2023 года № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»); оплатить выполненную дополнительную работу за всё время отсутствия работника в составе рабочей смены ИДК в размере 100% ставки для моей должности по штатному расписанию; выплатить денежную компенсацию за неиспользованные ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за период с 28.10.2008 г. по 30.09.2020 г. продолжительностью: за 2008 год - 3 календарных дня; за 2009 год - 18 календарных дней; 2010 год - 18 календарных дней; за 2011 год - 18 календарных дней; за 2012 год - 18 календарных дней; за 2013 год - 18 календарных дней; за 2014 год - 18 календарных дней; за 2015 год - 18 календарных дней; за 2016 год - 18 календарных дней; за 2017 год - 18 календарных дней; за 2018 год - 18 календарных дней; за 2019 год - 18 календарных дней; за 2020 год - 14 календарных дней;
- обязать Ответчика установить при работе (службе) на инспекционно-досмотровых комплексах (в том числе при выполнении заданий в служебных командировках для работы на ИДК) с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г. продолжительность служебного времени - 30 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) - 6 часов. В продолжительность исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитать всё время занятости на ИДК, в том числе время, затраченное на рентгеновское сканирование объектов контроля, выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций. Работу (службу) за пределами установленной продолжительности рабочего времени засчитать как сверхурочную работу (службу);
- обязать Ответчика выполнить перерасчёт денежного содержания с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г., а именно: установить надбавку к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г. - 5 процентов; выплатить денежную компенсацию за неиспользованные дни отдыха за исполнение должностных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени в период с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г. в порядке, установленном Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 июня 2023 года № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»); оплатить работу в ночное время за период с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г. в порядке, установленном Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 июня 2023 года № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»); выплатить денежную компенсацию за неиспользованные ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за период с 01.10.2020 г. по 26.04.2024 г.: за 2020 год - 4 календарных дня; за 2021 год - 7 календарных дней; за 2022 год - 7 календарных дней; за 2023 год - 7 календарных дней; за 2024 год - 2 календарных дня; оплатить выполненную дополнительную работу в период с 01.10.2020 г. по 18.02.2024 г. за всё время отсутствия сотрудника в составе рабочей смены МИДК в размере 100% оклада для должности ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля по штатному расписанию;
- взыскать с Ответчика в его пользу суточные за выполнение служебного задания 20, 21, 29 и 30 января 2024 года, 13, 14, 17 и 18 февраля 2024 года в размере 2400.00 (две тысячи четыреста) рублей;
- обязать Ответчика все причитающиеся суммы выплатить мне с уплатой процентов (денежной компенсации) в порядке, установленном частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
- взыскать с Ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование требований ссылается на то обстоятельство, что в соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № № <данные изъяты> должностным лицам <данные изъяты>, обеспечивающих работу мобильных инспекционно-досмотровых комплексов ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, что свидетельствует о том, что <данные изъяты> признала вредными условия работы на ИДК. В тоже время гарантии и компенсации, предусмотренные за работу во вредных условиях труда, ему не предоставлялись и не выплачивались, в удовлетворении его заявления было отказано. Также ответчик на протяжении всего периода его работы привлекал к работе в сверхурочное время, в связи с наличием у него сокращенного рабочего времени в результате работы во вредных условиях, привлекал к работе по совмещению иных должностей, в ночное время, но оплату за такую работу не производил. Также ответчик не представил в отделение фонда пенсионного и социального страхования сведения о его периодах работы во вредных условиях труда за определенное время, не оплатил командировочные за заботу 20 января, 29 января, 13 февраля и 17 февраля 2024 года на ТП МАПП Ровеньки.
В судебном заседании истец ФИО14 исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО15 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указала, что в период с 08.05.2008 г. по 30.09.2020 года истец в соответствии с ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» проходил государственную гражданскую службу в <данные изъяты>, с 01.10.2020 года по 26.04.2024 года проходил службу, приравненную в военной службе в соответствии в ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Аттестация рабочих мест, а также проведение специальной оценки условий труда в отношении гражданских служащих <данные изъяты> не проводилась в связи с отсутствием законодательных требований в отношении государственных гражданских служащих. В тоже время за особые условия службы в таможенных органах ФИО16 как государственному гражданскому служащему, были установлены специальные надбавки за качественное исполнение функциональных обязанностей, в том числе в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, особая важность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение в работе компьютерной техники и т.д.). Согласно приказу Минфина России от 01.03.2019 г. № 33н, которым утверждены перечни технических средств таможенного контроля, используемые при проведении таможенного контроля, инспекционно-досмотровый комплекс не отнесен к досмотровой рентгеновской технике. Доводы ФИО18. о работе во вредных условиях труда не обоснованы. Также считает доводы ФИО17 о том, что его должность включена в Перечень и работы на ИДК основаны на неправильном толковании правовых актов. Таким образом, требования ФИО19. о выплатах, выплачиваемых с вредными условиями труда, в том числе в специальный стаж работника, занятого на вредных условиях труда не имеют правового обоснования и удовлетворению не подлежат. <данные изъяты> в свою очередь ежегодно проводится периодический медицинской осмотр, по результатам которого ФИО20 был допущен к работе с ИДК. Проводится контроль и за уровнем радиационной безопасности оборудования – ИДК, а именно проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы Центрами гигиены и эпидемиологии и выданы заключения о соответствии МИДК СанПиН 2.6.1.3488-17. По вопросу оплаты суточных при работе на МАПП Ровеньки указывает, что отдел применения ИДК <данные изъяты> является структурным подразделением белгородской таможни. Исходя из задач и функций, установленных Положением об отделе, должностной инструкцией, осуществление таможенного контроля с применением ИДК осуществляется с учетом дислокации МИДК в пределах территории Белгородской области. МИДК территориально не прикреплены и применяются в тех местах, где в текущий момент наиболее необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов. Таким образом, выезд в пос.Ровеньки для ФИО21 командировкой не является, а его служба носит разъездной характер. Считает, что доводы истца о том, что ему не были предоставлены перерывы для отдыха и питания надлежащими доказательствами не подтверждены. ФИО22. в течение всего периода службы не обращался к непосредственному руководителю структурного подразделения или начальнику таможенного органа по вопросам фактически отработанного времени, отображенного в табелях учета рабочего времени. Фактически такие перерывы предоставлялись начальником подразделения при постановке задачи на смену с учетом специфики деятельности подразделения. Относительно требований оплаты дополнительной работы за совмещение должностей указывает на то обстоятельство, что должностной инструкцией предусмотрено выполнение ФИО23 функций старшего смены, оператора анализа, оператора движения, водителя оператора, т.е. истец был уполномочен выполнять все функции возлагаемые на рабочую смену. Следовательно, работа осуществлялась в рамках должностных обязанностей, установленных служебным регламентом по занимаемой должности и должностной инструкцией. Иной дополнительной работы ФИО25. не поручалось. Выполнение служебных обязанностей ФИО24 осуществлял на основании графика дежурства, предусматривающей работу в ночное время. Оплата денежного довольствия истца производилась на основании Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации, т.е. за полный месяц, т.е. за все календарные дни, в том числе за выходные и праздничные дни. Также ссылается на пропуск ФИО26. срока исковой давности для обращения в суд с указанными требованиями.
Представители третьих лиц Государственной инспекции труда в Белгородской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области, отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО27 в период с 8 мая 2008 г. по 30 сентября 2020 г. проходил государственную гражданскую службу в <данные изъяты>, в том числе с 8 мая 2008 г. по 13 июля 2010 г. в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра <данные изъяты> с 14 июля 2010 г. по 30 сентября 2020 г. на различных инспекторских должностях в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО28 проходил службу, приравненную к военной службе, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Указанные основания подтверждаются записями в трудовой книжке на имя ФИО29
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. № № внесены изменения в приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. № № и в список должностных лиц таможенных постов, допущенных к таможенному контролю объектов с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса внесен ФИО44
За период службы в <данные изъяты> исполнением служебных обязанностей осуществлялось ФИО30. по графикам дежурства (сменности), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными законодательством о государственной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса РФ).
В силу часть 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (часть 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ.
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась не реже одного раза в пять лет.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
С 1 января 2014 г. в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службеи о муниципальной службе.
Данный федеральный закон не содержит положений, предусматривающих обязательное проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах государственных гражданских служащих.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственным гражданским служащим гарантировано обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Из анализа приведенных положений закона следует, что в настоящее время отсутствует обязательное требование закона о проведении специальной оценки условий труда, а ранее 1 января 2014 г - аттестации рабочих мест государственных гражданских служащих.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» таможенные органы Российской Федерации отнесены к государственным военизированным организациям.
Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
<данные изъяты> в целях обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах должностных лиц, занятых на работах с источниками ионизирующих излучений, ежегодно проводится контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала, разработаны и утверждены контрольные уровни доз облучения в соответствии с Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010).
Данные обстоятельства подтверждаются карточкой учета индивидуальных доз внешнего облучения, в соответствии с которой за период с 2008 г. по 2023 г. превышения уровня воздействия ионизирующих излучений на рабочем месте ФИО31 не установлено.
В соответствии п. 3.4.11 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 26.04.2010 № 40, к работе с источниками излучения допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности.
В соответствии с пунктом № приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О допуске к работам с источниками ионизирующих излучений и таможенному осмотру, досмотру товаров, транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений» ФИО32А. отнесен к персоналу группы А.
Ежегодно на рабочих местах проводится производственный контроль по радиационной безопасности, что подтверждается представленным со стороны ответчика доказательствами, в том числе журналами учета рабочего времени, с указанием доз ионизирующего излучения.
В целях охраны здоровья должностных лиц, подвергающимся производственным факторам риска и предупреждения профессиональных заболеваний, <данные изъяты> ежегодно проводится периодический медицинский осмотр, в том числе указанный осмотр проходил ФИО33 что подтверждается соответствующими приказами Белгородской таможни.
По состоянию здоровья истец в результате медицинских осмотров допущен к работе с ИДК.
<данные изъяты> проводится контроль и за уровнем радиационной безопасности оборудования - инспекционно-досмотрового комплекса.
На основе экспертных заключений по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы Центров гигиены и эпидемиологии выданы санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии МИДК СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками».
Санитарно – эпидемиологические заключения приобщены к материалам дела в качестве доказательств стороной ответчика.
Доводы истца о наличии утвержденногоПереченя должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, а также наличия приказа <данные изъяты> о предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда суд находит основанными на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях» (далее-Постановление № 189) утверждены Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время (далее - Перечень) и Правила предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Перечня предусмотрено, что начальники и заместители начальников отделов, групп, главные, ведущие, старшие инспектора, инспектора, непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике имеют право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней и 36-часовую рабочую неделю.
Приказом ГТК Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 440 «О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях» (далее Приказ ГТК) предусмотрено, что дополнительный отпуск и сокращенное служебное время за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях предоставляется сотрудникам, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике и занятым обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники, дополнительный отпуск исчисляется в соответствии с пунктом 7 Правил.
Согласно Постановлению № 189 и Приказу ГТК должно быть установлено, что работа осуществляется во вредных условиях, а техническое средство, с помощью которого осуществляется таможенный контроль относится к досмотровой рентгеновской технике.
Согласно приказу Минфина России от 01.03.2019 № 33н, которым утверждены перечни технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, инспекционно - досмотровой комплекс не отнесен к досмотровой рентгеновской технике.
Как следует из пояснений представителя ответчика приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда» утратил силу и в связи с истечением срока хранения уничтожен, кроме того он был издан в отношении конкретного перечня лиц, указанного в данном приказе, до приема ФИО34 на службу.
Таким образом, в период прохождения истцом государственной гражданской службы (с 08.05.2008 по 30.09.2020), а также службы, приравненной к военной (с 01.10.2020 по 26.04.2024), исполнение ФИО35. должностных обязанностей во вредных условиях в судебном заседании не установлено, в связи с чем требования о взыскании денежной компенсации в связи с работой во вредных условиях труда за не предоставление сокращенного служебного времени, повышенной оплаты труда, сокращенное служебное время, оплаты труда за работу в сверхурочное время и неиспользованные дополнительные отпуска не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Относительно требований истца об оплате труда за совмещение должностей суд приходит к следующему.
Положением части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Основанием для начала работы по совмещению является соответствующий приказ.
В силу п.3 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 09.12.2010 г. № 2354, в рабочую смену ИДК включаются старший смены, оператор анализа информации, водитель-оператор, оператор организации движения транспортных средств.
Также по решению начальника таможни возложение на старшего смены (п.4 Инструкции определены обязанности старшего смены) предусмотрено возложение обязанностей оператора анализа, водителя-оператора, оператора движения.
Должностной инструкций (должностным регламентом гражданского служащего) от 15.12.2022 № 17-09/00077 предусмотрено исполнение ФИО36 функций старшего смены (пп 15 п. 13Должностной инструкции), оператора анализа (пп 28 п. 13), оператора движения (пп.29 п.13), водителя-оператора (пп.44 п.13), т.е. истец был уполномочен выполнять все функции, возлагаемые на рабочую смену.
Таким образом, являясь старшим смены, ФИО37 в силу своих должностных обязанностей обязан был выполнять трудовые функции в рамках должностных обязанностей, установленной служебным регламентом по занимаемой должности и должностной инструкцией.
Относительно требований об оплате работы в ночное время суд приходит к следующему.
Приказом ФТС РФ от 26.12.2008 N 1672 "Об оплате труда федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за работу в ночное время" установлена федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации повышенная оплата труда за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20 процентов месячного должностного оклада, рассчитанного за час работы.
В судебном заседании установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы (с ДД.ММ.ГГГГ) истец исполнял обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности).
Как следует из пояснений представителя ответчика, оплата за работу в ночное время за указанный период времени истцу произведена в полном объеме.
Данное обстоятельство подтверждается представленными стороной ответчика расчетными листками за период с 2008 г. по 2020 г., где указаны начисления ФИО38 в размере 20%, количество отработанных часов и сумма денежных средств за каждый месяц.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. истец проходил службу по контракту в должности ведущего инспектора в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля <данные изъяты>.
Согласно ч.18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение части 18 статьи 2 Федерального закона № 283-ФЗ руководителем Федеральной таможенной службы издан приказ от 7 апреля 2014 г. № 649, которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации (далее-Порядок № 649).
Согласно п. 2 Порядка № 649 денежное довольствие сотрудников, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п.8 Порядка № 649 при выплате денежного довольствия за неполный месяц его размер за каждый календарный день исчисляется путем деления суммы денежного довольствия за полный месяцна количество календарных дней в данном месяце.
То есть выплата денежного довольствия сотрудникам производится из расчета денежного довольствия, положенного за полный месяц, т.е. за все календарные дни (в том числе за невыполнение ими служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни).
Поскольку порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется специальным законодательством, то нормы Трудового кодекса, предусматривающие иные основания для таких выплат, к данным правоотношениям не применимы.
Также суд считает, что поскольку истец в спорный период не работал во вредных условиях труда, поэтому его доводы о наличии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии являются необоснованными и требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно п. 14 статьи 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в период с 01.10.2020 по 18.02.2024 ФИО39 не являлся застрахованным, т.к. в отношении него страховые взносы не уплачивались в связи с прохождением им службы, приравненной к военной, а значит правоотношения, регулируемые Федеральным законом № 27-ФЗ, на него не распространяются.
Доводы истца о том, что <данные изъяты> признала периоды с 2017 по 30.09.2020 в качестве периодов, связанных с работой во вредных условиях, что мотивировано справкой о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 03.05.2024, не соответствуют действительности, поскольку представленные сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о включении данного периода в льготный стаж именно с работой во вредных условиях не содержат.
По требованиям о взыскании суточных в связи с командировкой в <данные изъяты> суд приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки установлены в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее – Положение).
Согласно пункту 3 Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее – командирующая организация).
Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Если поездки работников не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются. Если работники постоянно перемещаются в пределах обслуживаемых ими участков, то данные поездки служебными командировками не являются.
Установлено, что ОПИДК является структурным подразделением <данные изъяты> (<адрес>). Исходя из задач и функций, установленных Положением об отделе, должностной инструкцией от 15 декабря 2022 г. № 17-09/00077, осуществление таможенного контроля с применением инспекционно-досмотрового комплекса осуществляется с учетом дислокации МИДК в пределах территории Белгородской области.
Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы применяются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в многостороннем автомобильном пункте пропуска (далее – МАПП) Ровеньки, расположенном по адресу: Белгородская обл., Ровеньский р-н, в границах ООО «Правоторово» (бывший СПК (колхоз) «Новая жизнь», АО «Серебрянка»), граничит с юга с землями Украины, с запада-таможенный пост «Ровеньки»-Танюшевка».
В соответствии с пунктом 71 приложения 2 к приказу Белгородской таможни от 25 августа 2023 г. № 348 «О допуске к работам с источниками ионизирующих излучений и таможенному осмотру, досмотру товаров, транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений» истец допущен к работам на всех видах ИДК, применяемых в Белгородской таможне, в том числе и МИДК, эксплуатируемом в МАПП Ровеньки.
ФИО43 течение дежурных смен: 20-21 января 2024 г., 29-30 января 2024 г., 13-14февраля 2024 г. и 17-18 февраля 2024 г., привлекался к работе на МИДК в МАПП Ровеньки.
В соответствии с подпунктом 8 должностной инструкции, утвержденной начальником таможни 15 декабря 2022 г., регистрационный номер 17-09/00077 (далее – Должностная инструкция), в должностные обязанности истца входило осуществление эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов. В соответствии с пунктом 30 Должностной инструкции при несении дежурства на МИДК на основании графика несения дежурства в месте его дислокации в обязанности входило: управлять всем процессом рентгеновского сканирования, контролировать обстановку внутри и снаружи МИДК, осуществлять проведение ежедневного, постоянного (индивидуального) дозиметрического радиационного контроля в соответствии с правовыми актами ФТС России, ЦТУ и таможни, а также утвержденными инструкциями.
В соответствии с пунктом 81 Должностной инструкции должностные обязанности также входило: осуществлять меры по защите государственной безопасности в порядке, установленном соглашениями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с иными уполномоченными на принятие таких мер территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на границе территории Луганской Народной Республики, сопредельной с территорией Белгородской области.
Отделом применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля (далее – ОПИДК СОТК) в соответствии с Положением об ОПИДК СОТК (далее – Положение об отделе), утвержденным 4 июля 2022 г., регистрационный номер 17-08/00001, подготовлены графики дежурств (сменности) должностных лиц ОПИДК СОТК Белгородской таможни, местом работы которых определен таможенный пост МАПП Ровеньки на январь и февраль 2024 г.
Таким образом, выполнение своих должностных обязанностей на таможенному посту <данные изъяты>, с учетом представленных ответчиком корпоративных актов командировкой не является, в связи с чем требования о взыскании суточных удовлетворению не подлежат.
Требования истца о перерасчете оплаты труда за не предоставленные перерывы для отдыха и питания суд также находит не подлежащими удовлетворению.
<данные изъяты> разработаны и утверждены правила внутреннего распорядка, служебного распорядка и введены в действие приказами таможни от 13 марта 2018 г. № 249 «Об утверждении правил внутреннего распорядка, служебного распорядка и внутреннего трудового распорядка таможни»,от 29 апреля 2021 г. № 383 «Об утверждении правил внутреннего распорядка для сотрудников».
Вышеуказанные правила внутреннего распорядка для сотрудников таможни (далее – Правила) определяют порядок приема на службу и увольнения со службы, основные права, обязанности и ответственность сотрудников и работодателя, виды применяемых к сотрудникам поощрений и дисциплинарных взысканий, начало, окончание, продолжительность и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, порядок ведения суммированного учета служебного времени, порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.
Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяются графиками дежурства (сменности). Время предоставляемого перерыва для отдыха и питания и его продолжительность для указанных сотрудников устанавливается конкретно начальником подразделения при постановке задачи на смену с учетом специфики деятельности подразделения. Указанный перерыв может устанавливается через 4 часа после начала служебного времени, продолжительность такого перерыва должна быть не более 2 часов и не менее 30 минут, при этом в служебное время этот перерыв не включается.
Для сотрудников отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяются графиками дежурства (сменности).
Из пояснений свидетелей ФИО40 допрошенных в судебном заседании, следует, что перерывы на обед устанавливались старшими смены. Перерывы на обед фактически устанавливались исходя из загруженности смены, потока автомобилей. В случае если перерыв в связи с большим потоком автомобилей невозможно было представить не затрагивая работу смены, то работа смены приостанавливалась на технический перерыв, в течение которого проводился прием пищи или отдых.
Не доверять показаниям, указанных свидетелей у суда оснований не имеется.
Для подразделений таможни, сотрудники которых исполняют должностные обязанности по графику дежурства (сменности), устанавливается суммированный учет служебного времени. В качестве учетного периода принимается один месяц.
График дежурства (сменности) составляется руководителем подразделения таможни и после утверждения его начальником таможни (лицом, его замещающим), либо первым заместителем начальника таможни (лицом, его замещающим).
Аналогичные положения были предусмотрены служебным распорядком в период службы истца на государственной гражданской службе.
С приказами таможни от 29 апреля 2021 г. № 383 «Об утверждении правил внутреннего распорядка для сотрудников», от 13 марта 2018 г. № 249 «Об утверждении правил внутреннего распорядка, служебного распорядка и внутреннего трудового распорядка таможни» истец ознакомлен в системе электронного документооборота: в модуле «АРМ Руководителя» АС УКИД-2.
Для учёта использования рабочего времени в структурных подразделениях таможни и на таможенных постах применяется Табель учета использования рабочего времени (далее – Табель), который ведется ежемесячно лицами, назначенными ответственными за составление Табеля в структурных подразделениях таможни и на таможенных постах, путём указания фактических затрат рабочего времени.
За время прохождения службы в таможенных органах по контракту на условиях, установленных Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», истец не обращался к непосредственному руководителю структурного подразделения либо к начальнику таможенного органа по вопросам фактически отработанного времени, указанному в табеле учета рабочего времени (в том числе о фактах работы в период перерывов для отдыха и питания).
Таким образом, иных доказательств, кроме табеля учета рабочего времени, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах доводы истца в данной части являются необоснованными и его требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Поскольку в судебном заседании не установлено нарушение трудовых прав истца ФИО41., то требования о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении заявленных требований представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.
В ч. 1 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).
Суд считает, что часть заявленных истцом требований непосредственно связаны с гарантиями и компенсациями при работе во вредных условиях, т.е. непосредственного воздействия на здоровью истца. В этой связи не имеется оснований для применения к спорным правоотношениям положений части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, так как на требования о возмещении вреда здоровью срок исковой давности не распространяется в силу абзаца 4 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Относительно требований по компенсациям за работу в ночное время и за совмещение должностей суд находит ходатайство о применении срока исковой давности обоснованным, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО42 к <данные изъяты> о признании права на гарантии и компенсации, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2024 года.
Судья Л. А. Туранова