Решение по делу № 2-381/2017 от 29.05.2017

Дело № 2-381/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

27 июня 2017 года                                                                                город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи:                                                                  Н.Н.Антипиной,
при секретаре:                                                                                               О.В.Седлецкой,     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуротенок И.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Скуротенок И.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в получении жилого помещения. Ссылаясь на положения статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса РФ, ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать администрацию Прионежского муниципального района РК обеспечить ее благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории Прионежского муниципального района РК за счет средств бюджета Республики Карелия.

В судебном заседании истец, ее представитель Шашерина А.П., допущенная судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, иск поддержали по обстоятельствам, в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК Гресь Ю.В., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что истец состоит на учете на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; администрация не нарушила прав Скуротенок И.С.; обеспечение жилыми помещениями производится в порядке очередности.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости РК, представитель органа опеки и попечительства администрации Прионежского муниципального района РК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела.

Суд, заслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).

Из пункта 1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ усматривается, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ от 21.12.1996 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подп. 2 п. 4 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года).

В силу п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года).

Законом Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

В соответствии с п. Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. ), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Решением Прионежского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ г. М. лишена родительских прав в отношении дочери Скуротенок И.С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, в отношении которой она являлась одинокой матерью.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. установлено опекунство над истцом; согласно п. постановления за Скуротенок И.С. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: .... По данному адресу истец зарегистрирована до настоящего времени.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. установлен факт невозможности проживания Скуротенок И.С., ДД.ММ.ГГГГ г., относящейся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..., в связи с заключением Межведомственной комиссии, назначенной администрацией ... сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. , от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Постановлением администрации ... сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что Скуротенок И.С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. Скуротенок И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный приказом Минсоцтруда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. , и по состоянию на дату рассмотрения дела состоит под порядковым номером .

Вышеназванные нормы Закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Анализируя действующее законодательство, регулирующее спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что администрация Прионежского муниципального района РК, в соответствии с наделением ее государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия порядке на счета местных бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Законом Республики Карелия от 21 декабря 2016 года № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Прионежскому муниципальному району предусмотрены бюджетные средства на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с указанным Законом главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия по предоставлению субвенции является Министерство социальной защиты, труда и занятости РК.

Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Увеличение финансового обеспечения на указанные цели возможно путем внесения изменений в закон о бюджете Республики Карелия.

В соответствии с преамбулой Бюджетного кодекса РФ он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Таким образом, вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован законами, указанными выше. Соответственно, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца к администрации Прионежского муниципального района РК, и считает необходимым возложить на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность предоставить Скуротенок И.С. на территории Прионежского муниципального района благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В остальной части заявленных требований суд считает необходимым истцу отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск Скуротенок И.С. удовлетворить частично.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить Скуротенок И.С., как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В иске Скуротенок И.С. к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия отказать.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Скуротенок И.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.



Судья                                                                                                    Н.Н. Антипина


Решение принято судом в окончательной форме 03 июля 2017 года.

2-381/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скуротенок И.С.
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района РК
Министерство социальной защиты труда и занятости РК
Другие
Органы опеки и попечительства администрации Прионежского муниципального района РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
29.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2017Передача материалов судье
02.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее