УИД 11RS0001-01-2021-002007-38 Дело № 2а-3466/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Брязгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
21 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Запольского Владислава Анатольевича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Запольский В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, просил признать ненадлежащими условии его содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, взыскать денежную компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 руб.
В обоснование иска указано, что в нарушении ст. 3 Европейской конвенции по правам человека, Запольский В.А. с 29.05.2018 отбывает наказание в ненадлежащих условиях в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, а именно – по прибытии помещен в карантинное отделение, в котором было 3 спальных секции, кухня, душ и туалет, спальные секции 4 х 3 кв.м., в них установлены 6 двухъярусных кроватей, сами кровати старые, местами без пружин, спальные принадлежности старые и рваные. Освещение и вентиляция отсутствовали, окно закрашено краской, личные вещи хранились под кроватью. С 6 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. спальные помещения закрывались, истцу приходилось весь день проводить в коридоре, где установлен телевизор и 2 лавки. Помещение кухни площадью 4 х 2,7 кв.м., в ней находились 2 стола и 6 стульев, раковина с холодной водой и шкафчик для посуды, электроприборов для хранения, приготовления, подогрева пищи не было, привезенные с собой продукты питания быстро портились, некоторые были испорчены грызунами и тараканами. Под окном кухни выходила канализационная труба, отходы вытекали прямо на землю, распространяя неприятный запах. В кухне не хватало места для всех осужденных, пищу приходилось есть холодной. Умывальник и туалет был один, из-за очереди не всегда была возможность ими воспользоваться. Санитарная обработка помещений не производилась, что приводило к антисанитарии – было грязно, водились клопы, крысы, тараканы, мухи. В карантинном отделении не было комнаты для чтения, игр, времяпрепровождения. Ввиду переполненности помещений истец был ограничен в личном пространстве.
После карантинного отделения Запольский В.А. был распределен в отряд №6, впоследствии несколько раз переводился в другие отряды, условия содержания в которых были в целом аналогичными. Жилая секция в отряде площадью 76 кв.м. оборудована 23-25 двухъярусными кроватями, 25 тумбочек, 50 табуреток, вешалка для верхней одежды. С учетом наполненности мебелью, на каждого из осужденных приходилось не более 1,5 кв.м. Освещение в помещениях было плохое, окна грязные и перекошенные, на подоконнике копилась вода, вследствие чего появлялся грибок и плесень, вентиляции не было. В помещениях было грязно, водились клопы, мухи и тараканы. Кровати и спальные принадлежности старые. Раздевалки и сушильных помещений в отрядах нет, верхняя одежда и обувь хранятся в спальных помещениях. Отсутствует комната для игр, написания корреспонденции и уединения. Телевизионная комната слишком маленькая и не позволяет вместить всех осужденных. Помещение кухни около 25 кв.м., расположено между этажами и рассчитано на 2 отряда, в ней расположено 3 холодильника, 2 электроплитки, 2 стола, 6 тумбочек, что не позволяет более 5-8 человек одновременно принимать пищу, места для хранения продуктов питания не хватает. Туалет и умывальник находятся в одном помещении и рассчитаны на 2 отряда, в умывальнике установлены 10 раковин, в туалете 6 унитазов и 4 раковины, чего недостаточно. Воду с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. отключают. Времени, отведенного на помывку, недостаточно, отсутствуют перегородки между лейками, освещение в бане слабое, в парикмахерской всех стригут одной машинкой, в помывочном зале и раздевалке нет отопления, антисанитария, водятся мухи и крысы. Пища в столовой низкого качества, фрукты не выдавались, мясо часто было испорчено, в помещении столовой грязно, неприятный запах, водятся мухи, крысы и тараканы, на потолке и стенах грибок, установлен один умывальник с холодной водой. Локальный участок недостаточной площади.
Определением суда от 04.03.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Определением от 17.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец в судебном заседании на требованиях искового заявления настаивает в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, ФСИН России, УФСИН России по РК с требованиями не согласилась. Просит в иске отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей; содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, придание тем или иным законам обратной силы, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Учитывая, что положениями Федерального закона от 27.12.2019 N 494ФЗ не предусмотрено, что он распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, следовательно, он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 27 января 2020 года.
При этом лица, ранее обратившиеся в Европейский Суд по правам человека с жалобой на предполагаемое нарушение их права на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении, которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу названного Федерального закона, составляют исключение из этого правила.
На основании ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно письменным материалам дела, Запольский В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 29.05.2018.
По прибытии в исправительное учреждение административный истец был помещен в карантинное отделение, в котором содержался до 05.06.2018.
С 05.06.2018 по 11.06.2018 содержался в отряде №4 общежития №4, с 11.06.2018 по 18.06.2018 – в отряде №1 общежития №5, с 18.06.2018 по 07.09.2018 – в отряде № 6 общежития №3, с 07.09.2018 по 15.11.2018 – в отряде № 4 общежития №4, с 15.11.2018 по 11.04.2019 – в отряде №2 общежития №5, с 11.04.2019 по 19.08.2019 – в отряде №7 общежития №2, с 19.08.2019 по 27.09.2019 – в отряде № 2 общежития №5. 27.09.2019 административный истец был этапирован для лечения в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, где и содержался до 07.10.2019.
Как установлено судом, с указанным административным иском истец обратился в суд 20.11.2020.
Также суд учитывает, что ранее Запольский В.А. обращался в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми 22.05.2020 (регистрационный номер материала М-3364/2020, 11RS0001-01-2020-006279-10), в рамках которого административный иск был оставлен без движения определением от 25.05.2020, а впоследствии – возвращен определением от 23.06.2020.
06.07.2020 Запольский В.А. вновь обратился в суд с административным иском (регистрационный номер материала М-4472/2020, 11RS0001-01-2020-008295-73), данный иск как и ранее поданный был оставлен без движения определением от 08.07.2020 и возвращен определением от 11.08.2020 в связи с истечением срока предоставленного для устранения недостатков иска.
При этом, сведений об обращении в Европейский Суд по правам человека относительно ненадлежащих условий содержания в указанных следственных изоляторах административное исковое заявление Запольского В.А. не содержит. Напротив, в поданной им частной жалобе на определение суда от 25.11.2020 административный истец указывает, что в Европейский Суд по правам человека он не обращался.
С учетом изложенного, поскольку административный истец в период с 27.09.2019 по 07.10.2019 содержался в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, данное обстоятельство прерывает предшествующий период содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 29.05.2018 по 27.09.2019.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление в части оспаривания административным истцом условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 29.05.2018 по 27.09.2019 подано административным истцом с нарушением трехмесячного срока, установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию действий, выразившихся в ненадлежащих условиях его содержания в исправительном учреждении, в суд в установленный законом срок, суду не представлено.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе, в связи с пропуском срока обращения в суд, притом, что данное основание является самостоятельным и достаточным для отказа в удовлетворении требований.
Относительно же условий содержания Запольского В.А. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 07.10.2019, суд приходит к следующему.
Указанный период отбывания наказания административным истцом не пропущен, поскольку первоначально с административным иском Запольский В.А. обратился 22.05.2020, следовательно, административный иск мог быть предъявлен за период содержания с 22.02.2020.
Вместе с тем, Запольский В.А. содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 07.10.2019 до 14.08.2020, условий содержания не менял, указанные им в административном иске нарушения условий отбывания наказания свидетельствуют о длительном характере указанных нарушений.
С учетом изложенного, судебной проверке подлежит период содержания административного истца с 07.10.2019 по 20.11.2020.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В силу ч.1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющей материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, в частности, не может быть менее двух квадратных метров.
В спорный период Запольский В.А. содержался в следующих отрядах и отделениях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми:
- с 07.10.2019 по 06.11.2019 – в отряде № 2 общежития № 5;
- с 06.11.2019 по 26.11.2019 – в отряде № 7 общежития № 2;
- с 26.11.2019 по 11.03.2020 – в отряде № 2 общежития № 5;
- с 11.03.2020 по 10.07.2020 – в отряде № 6 общежития № 3;
- с 10.07.2020 по 14.08.2020 – в отряде № 2 общежития № 5;
- 14.08.2020 убыл в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, возвращен обратно в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми;
- с 05.09.2020 по 16.09.2020 – находился в карантинном отделении;
- с 16.09.2020 по 13.10.2020 – в отряде № 2 общежития № 5;
- с 13.10.2020 до 04.11.2020 – содержался в «красной зоне» как лицо контактировавшее с больным COVID-19. «Красная зона» располагалась в карантинном отделении;
- с 04.11.2020 – в отряде № 2 общежития № 5.
Отряд №2 общежития №5, в котором истец отбывал наказание в периоды с 07.10.2019 по 06.11.2019 – в отряде № 2 общежития № 5; с 26.11.2019 по 11.03.2020 – в отряде № 2 общежития № 5; с 10.07.2020 по 14.08.2020 – в отряде № 2 общежития № 5; с 16.09.2020 по 13.10.2020 – в отряде № 2 общежития № 5; с 04.11.2020 – в отряде № 2 общежития № 5, располагался на 2 этаже. Площадь 2 этажа общежития №5 составляет 303,2 кв.м., вспомогательных – 83,6 кв.м., а всего – 386,8 кв.м., а также коридоры 30,3 кв.м.
Совместно с административным истцом в указанный период содержалось от 78 до 106 осужденных, из них от 2 до 46 осужденных отсутствовали в связи с привлечением к труду, от 1 до 87 – в связи с нахождением в ШИЗО, от 1 до 2 – в связи с убытием в комнату длительного свидания, что не свидетельствует о нарушении требований ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В отряде №2 находились следующие помещения:
- помещение воспитательной работы площадью 52,1 кв.м.;
- сушильное помещение площадью 9,4 кв.м.;
- помещение для хранения личных вещей площадью 27,3 кв.м. Камеры хранения личных вещей оборудованы мебелью в соответствии с приказом Минюста РФ от 27.07.2006 № 512, вдоль стен на всю высоту установлены стеллажи, разбитые на ячейки для хранения вещей, количество вещей достаточно для хранения вещей каждого осужденного отдельно.
- комната для хранения и разогрева продуктов питания площадью 22 кв.м., оборудованная 2 столами, табуретами на 12 мест, подвесными шкафчиками для хранения продуктов питания, 2 двухконфорочными и 1 одноконфорочной плитками, 5 чайниками, 2 холодильниками, микроволновой печкой;
- спальные помещения общей площадью 251,1 кв.м. (83,4 кв.м., 84,6 кв.м., 83,1 кв.м.);
- санитарный узел площадью 49,95 кв.м., оборудован 6 унитазами, 4 чашами генуя, 4 писсуарами, 11 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии. Ежедневно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств. Умывальники оборудованы смесителями под горячую и холодную воду.
Не свидетельствует о нарушении прав административного истца довод о том, что в комнате для просмотра телепередач не могли уместиться все осужденные отряда, поскольку просмотр телепередач не является обязательным к выполнению мероприятием для лиц, отбывающих наказание.
Отсутствие комнаты для игр и уединения также не является нарушением прав административного истца, поскольку их наличие не предусмотрено в исправительных учреждениях.
Отряд №7 общежития №2, в котором содержался административный истец с 06.11.2019 по 26.11.2019, располагался на 1 и 2 этажах здания, совместно с отрядом №8, совокупная площадь занимаемых ими помещений составила 729,3 кв.м.,
В пользовании отряда №7 находятся помещения, площадь которых составляет 566,9 кв.м., в том числе: 4 спальных помещения 50,1, 82,8, 83,3, 81,7 кв.м., комната для хранения продуктов питания и разогрева пищи площадью 14,3 кв.м., комната для хранения продуктов питания и разогрева пищи площадью 40 кв.м., умывальник площадью 10,5 кв.м., санитарный узел площадью 21,3 кв.м., кабинет психологической лаборатории площадью 11,7 кв.м., помещение воспитательной работы площадью 82,8 кв.м., комната для хранения личных вещей площадью 25,9 кв.м.
Совместно с административным истцом в указанный период содержались от 123 до 151 человек, что соответствует требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в связи с привлечением к труду в отряде отсутствовало от 4 до 122 человек, в связи с водворением в штрафной изолятор – от 1 до 2 человек, от 1 до 5 человек из отряда находились на свидании, от 1 до 3 в связи с помещением в стационар медицинской части.
С 11.03.2020 по 10.07.2020 административный истец содержался в отряде №6 общежития №3, расположенном на втором этаже двухэтажного здания. Площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые помещения – 242,7 кв.м., вспомогательные – 89,6 кв.м., а всего – 332,3 кв.м.
В пользовании отряда №6 находятся следующие помещения:
- 3 спальных помещения общей площадью 242,7 кв.м. (71,87 кв.м., 86,5, 84,4 кв.м.),
- помещение воспитательной работы площадью 35,4 кв.м.,
- помещение для хранения личных вещей (каптерка) площадью 6,4 кв.м.,
- комната для хранения и разогрева продуктов питания площадью 19,9 кв.м., оборудованная 3 чайниками, 1 двухкомфорочной, 1 однокомфорочной плитками, 1 столом, 2 скамьями на 8 посадочных мест, 2 холодильниками, подвесными шкафчиками для хранения продуктов питания;
- сушилка № 8 площадью 12,7кв.м., предназначено для сушки полотенец, носков, для случаев ненастной погоды (дождь, снег) имеется веранда, с навесом предназначенная для естественной сушки одежды с достаточным количеством бельевых веревок, при входе в отряды в спальные помещения на стене имеется достаточное количество крючков для верхней одежды;
- санитарный узел отряда №6 общежития №3, расположен между первым и вторым этажами и оборудован: 7 унитазами, 3 писсуарами, 10 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств.
Совместно с административным истцом в указанный период содержались от 24 до 99 человек, что соответствует требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В связи с привлечением к труду в отряде отсутствовало от 1 до 70 человек, в связи с водворением в штрафной изолятор – от 1 до 7 человек, от 1 до 2 в связи с помещением в стационар медицинской части.
С 05.09.2020 до 16.09.2020 и с 13.10.2020 до 04.11.2020 Запольский В.А. содержался в карантинном отделении.
Карантинное отделение в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми располагается на первом этаже здания «Медсанчасти», имеет общую площадь 97,7 кв.м., в нем расположены:
- 3 спальных помещения площадью 10,4 кв.м., 16,3 кв.м., 12,8 кв.м.,
- комната для приема пищи площадью 11 кв.м., оборудованная обеденным столом для приема пищи, 10 табуретами, навесными шкафами, раковиной,
- комната дневного пребывания и просмотра телепередач площадью 32,7 кв.м.,
- тамбур перед санитарным узлом площадью 5,8 кв.м.,
- санитарный узел площадью 3,3 кв.м., оборудованный 1 унитазом и 1 ножной ванной,
- душевая площадью 5,4 кв.м., доступ к которой осужденным не ограничен в течение всего дня,
- а также локальный участок (прогулочный двор) 6*7 м.
Как установлено судом, совместно с административным истцом в карантинном отделении находилось от 7 до 26 человек, что не свидетельствует о превышении нормативов жилой площади.
С учетом изложенного, судом не установлено нарушений норм жилой площади в отношении Запольского В.А., на одного осужденного приходилось не менее 2 кв.м. жилой площади.
Жилые секции общежитий оборудованы естественной вытяжной вентиляцией. Поступление наружного воздуха и вытяжка осуществляется через открывающиеся форточки, а также вентиляционными шахтами в перекрытиях. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствуют.
Как следует из пункта 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в г. Женеве в 1955 году, указано, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно п. 11 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные:
(а) окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции;
(б) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.
Требования к искусственному и естественному освещению помещений в исправительных учреждениях, предназначенных для проживания осужденных в спорный период предусматривались СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34.
Как установлено судом и подтверждено представленными материалами дела, помещения отрядов, в которых содержался административный истец, оборудованы окнами, а также стандартными лампами дневного света, обеспечивающими достаточное освещение помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями действующего законодательства.
Общежития оборудованы горячим и холодным водоснабжением, отключение которого допускалось при условии устранения аварий на сетях, что не свидетельствует о систематическом нарушении прав административного истца.
Санитарное состояние в отрядах исправительного учреждения и карантинного отделения поддерживается в удовлетворительном состоянии, дважды в день проводится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, ежедневно медицинскими работниками МСЧ-1 проводится обход всех помещений, в том числе карантинного отделения, контролируется санитарное состояние.
Отопление помещений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми осуществляется за счет собственной котельной, температура в холодное время года поддерживается не ниже 18°С в холодный период года, и от 20 до 28°С в теплый период года.
В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми функционирует банно-прачечный комбинат. Моечное отделение банно-прачечного комбината оснащено 9 лейками-смесителями, 3 кранами, и 10 тазами. Исправность оборудования и санитарное состояние помещений проверяется ежедневно.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Согласно распорядку дня работы бани ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, утвержденного приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми, санобработка осужденных производится дважды в неделю, что соответствует требованиям п.21 гл.5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В парикмахерской оборудовано 1 рабочее место, имеется три комплекта для стрижки волос, санитарное состояние удовлетворительное.
Указанные обстоятельства являлись предметом проверки сотрудниками ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, отраженной в акт проверки №50 от 24.07.2020, нарушений санитарных норм по изложенным истцом доводам не установлено.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 утверждены «Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (далее – Постановление Правительства РФ №205).
Как установлено судом, меню раскладка в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми осуществляется с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации №205. В столовой ФКУ ИК-1 УФСИН России ежедневно проводится оценка качества приготовленных блюд, ведется соответствующий журнал оценки качества пищи. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований. Все продукты, поступающие на пищеблок, имеют соответствующие товарно-сопроводительные документы, сертификаты соответствия и удостоверения качества, позволяющие прослеживать их качество и безопасность.
Площадь обеденного зала столовой составляет 400 кв.м., помещение оснащено 24 обеденными столами с 2 скамейками на 10 посадочных мест каждый, общее количество посадочных мест – 240. Помещение столовой оборудовано вешалками на 180 осужденных, прием пищи осуществляется согласно распорядку дня.
В вестибюле столовой оборудовано 8 раковин для мытья рук, 18 кранов для горячей и холодной воды, что отвечает требованиям соблюдения личной гигиены осужденными. Неприятный запах в производственных и вспомогательных помещениях столовой отсутствует.
Исправительным учреждением регулярно проводятся работы по дератизации и дезинсекции, по вывозу и размещению отходов, что подтверждается соответствующими договорами.
В каждом из общежитий, в которых в спорный период содержался административный истец, имелись локальные участки, площадь которых соответствовала «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр).
Так, в общежитии № 5 локальные участки объединены, общая площадь локального участка составляет 400 кв.м. На территории локального участка установлен навес для сушки белья, занимаемая площадь 12 кв. м., турник и брусья для занятия спортом, занимаемая площадь 3 кв.м. и место для курения, занимаемая площадь 6 кв. м.
Площадь локального участка (прогулочный двор) общежития № 3 составляет 283,5 кв.м.
Площадь локального участка (прогулочный двор) общежития № 2 составляет 346,5 кв.м.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца судом истребовано представление Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Действительно, представлением Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 26.09.2017 установлен ряд нарушений закона в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, в том числе несоблюдение осужденными Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, не обеспечение надлежащих санитарно-эпидемиологических условий в помещениях отрядов, столовой, необеспечение в полной мере постельными принадлежностями, одеждой, индивидуальными средствами гигиены.
Вместе с тем, данные недостатки выявлены в 2017 году, устранены исправительным учреждением также в 2017 году, и доказательствами ненадлежащих условий содержания административного истца в спорный период с 07.10.2019 не являются.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условия содержания Запольского В.А. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В ходе судебного заседания установлено, что питание истца было организовано в соответствии с установленными нормами, температурный режим соответствовал предъявляемым требованиям, также требованиям соответствовали материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, санитарное состояние камер было удовлетворительное.
Доказательств обратного, судом не установлено.
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом не установлено нарушений условий содержания Запольского В.А., оснований для присуждения компенсации в пользу административного истца у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, требования Запольского В.А. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Запольского Владислава Анатольевича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 13 июля 2021г.