Решение по делу № 7-431/2022 от 06.05.2022

Судья Уткина Н.В.     Дело №12-49/2022 (первая инстанция)

Дело № 7-431/2022 (вторая инстанция)

    УИД 18RS0003-01-2022-000833-94

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Удмуртской Республики Малков К.Ю., рассмотрев 23 мая 2022 года жалобу директора ООО «ТПК Восток-Азия» Р.Ш.М. и его защитника адвоката Ю.О.Ю. на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ТПК Восток-Азия» Р.Ш.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Р.Ш.М. обратился на него с жалобой в районный суд.

Решением судьи Якшур-Больинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, Р.Ш.М. и его защитник Ю.О.Ю. просят решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В судебное заседание Р.Ш.М. и его защитник не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

Проверив дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения являются, в том числе должностные лица.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.

Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц на дату совершения валютной операции – ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ТПК Восток-Азия» являлся Р.Ш.М.

Таким образом, Р.Ш.М. является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «ТПК Восток-Азия» заключены трудовые договоры: от ДД.ММ.ГГГГ с А.О.К.; от ДД.ММ.ГГГГ с К.Д.З.; от ДД.ММ.ГГГГ с О.И.Н.; от ДД.ММ.ГГГГ с С.Ш.А.; от ДД.ММ.ГГГГ с Т.Н.Ш.; от ДД.ММ.ГГГГ с Ш.Ш.Т.; от ДД.ММ.ГГГГ с Ш.А.И.; от ДД.ММ.ГГГГ с Ш.Н.А.

Разделом 3 указанных трудовых договоров предусмотрено, что заработная плата, за каждый месяц выплачивается два раза в месяц: первая часть с 15 по 18 число текущего месяца, вторая часть с 1 по 3 число следующего месяца.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТПК Восток-Азия» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом А.О.К. в размере 6 580,00 руб., К.Д.З. в размере 6 580,00 руб., О.И.Н. в размере 6 580,00 руб., С.Ш.А. в размере 8 974,79 руб., Т.Н.Ш. в размере 4 656,47 руб., Ш.Ш.Т. в размере 4 656,47 руб., Ш.Н.А. в размере 6 580, 00 руб., Ш.А.И. в размере 6 580, 00 руб.

Ответом МВД по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что указанные иностранные гражданине находятся на территории Российской Федерации на основании патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Таким образом, А.О.К., К.Д.З., О.И.Н., С.Ш.А., Т.Н.Ш., Ш.Ш.Т., Ш.Н.А., Ш.А.И. в силу положений пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ являются нерезидентами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Выплата заработной платы в указанный перечень не включена.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники А.О.К., К.Д.З., О.И.Н., С.Ш.А., Т.Н.Ш., Ш.Ш.Т., Ш.Н.А., Ш.А.И. являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, валютные операции между юридическим лицом резидентом (в данном случае ООО «ТПК Восток-Азия») и нерезидентами – А.О.К., К.Д.З., О.И.Н., С.Ш.А., Т.Н.Ш., Ш.Ш.Т., Ш.Н.А., Ш.А.И. должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной директором ООО «ТПК Восток-Азия» Р.Ш.М., подтверждено, что А.О.К., К.Д.З., О.И.Н., С.Ш.А., Т.Н.Ш., Ш.Ш.Т., Ш.Н.А., Ш.А.И. получили в кассе предприятия денежные средства за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют собственноручные подписи работников.

Установленное свидетельствует о том, что Р.Ш.М., являясь директором резидента - юридического лица ООО «ТПК Восток-Азия», допустил совершение указанным юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ валютной операции в виде отчуждения валюты Российской Федерации, нерезидентам А.О.К., К.Д.З., О.И.Н., С.Ш.А., Т.Н.Ш., Ш.Ш.Т., Ш.Н.А., Ш.А.И. с нарушением законодательства, минуя счета в уполномоченных банках.

Факт осуществления валютной операции без использования банковского счета подтверждается материалами дела.

Проверка соблюдения валютного законодательства ООО «ТПК Восток-Азия» проведена налоговым органом за проверяемый период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в соответствии с требованиями, установленными Административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 26 августа 2019 года № ММВ-7-17/418@.

Действия Р.Ш.М. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения жалобы вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В связи с этим полагаю необходимым указать следующее.

Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Приведенные положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящиеся к принципам административно-деликтного регулирования, по существу, воспроизводят предписания статьи 54 Конституции Российской Федерации, конкретизируя их применительно к сфере административных правонарушений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1485-О и от 21 ноября 2013 года № 1903-О).

Из Акта проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного налоговым органом за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТПК Восток-Азия» следует, что в ходе проверки на основании справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, документов и информации, предоставленных Обществом, выявлено осуществление ООО «ТПК Восток-Азия» валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в период проверки ДД.ММ.ГГГГ уведомления о месте и времени оставления протоколов об административных правонарушениях, в том числе, уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ .

Материалами дела подтверждено, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено в адрес Р.Ш.М., из которого следует, что ему предлагается явиться ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 33 минуты по адресу: <адрес>, для составления протокола об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Р.Ш.М. привлечен к административной ответственности.

Вступившим в законную силу постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Р.Ш.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, выразившееся в выплате ДД.ММ.ГГГГ работникам – нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, выявленного в рамках проверки в 2021 году (проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) соблюдения валютного законодательства ООО «ТПК Восток-Азия».

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

С учетом положений части 5 статьи 4.4, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное по делу постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, с прекращением производства по делу.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ТПК Восток-Азия» Р.Ш.М. отменить, производство по данному делу прекратить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                     К.Ю. Малков

Копия верна:

Судья                                     К.Ю. Малков

7-431/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Директор ООО "ТПК ВОСТОК-АЗИЯ" Расулов Ш.М.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Малков Кирилл Юрьевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
06.05.2022Материалы переданы в производство судье
23.05.2022Судебное заседание
23.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее