Решение по делу № 2-9/2020 от 10.12.2019

Дело № 2-9/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

09 января 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Чернышевой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода службы, назначить пенсию

установил:

Чернышева Т.А. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе РК (межрайонное) с иском о признании решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию. Заявленные требования мотивирует тем, что решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) истцу отказано во включении в стаж периода службы по контракту с 14.01.1993 по 23.07.1997 и назначении досрочной страховой пенсии. Не согласившись с указанным решением Чернышева Т.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать решение ответчика незаконным, обязать назначить страховую пенсию с момента обращения.

В судебном заседании Чернышева Т.А. исковые требования дополнила в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила включить в стаж РКС период службы по контракту с 14.01.1993 по 23.07.1997, на удовлетворении иска с учетом уточнений настаивает.

Представитель ответчика Потапова С.А., действующая на основании доверенности от 18.01.2019 года, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело истца, суд руководствуется следующим.

Материалами дела установлено, что 30 октября 2019 года Чернышева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Документами, имеющимися в распоряжении УПФР, подтвержден следующий стаж работы истца: страховой стаж – 25 лет 10 месяцев 02 дня; общий трудовой стаж – 31 год 08 месяцев 20 дней; стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) – 14 лет 09 месяцев 21 день; стаж работы в районах Крайнего Севера – 04 года 06 месяцев 29 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 15 лет 08 месяцев 07 дней.

Решением Управления пенсионного фонда РФ в Прилузском районе от 12.11.2019 года, ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в назначении досрочной страховой пенсии по старости Чернышевой Т.А. отказано.

Считая отказ УПФ РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) в назначении страховой пенсии при обращении 30 октября 2019 года незаконным, Чернышева Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Оспаривая решение ответчика, истец полагает, что в стаж для назначения досрочной страховой пенсии необходимо включить период службы по контракту с 14.01.1993 по 23.07.1997.

Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.).

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В системе государственного пенсионного страхования Чернышева Т.А. зарегистрирована с 15 июня 2001 года.

Нормами гражданского процессуального доказательства предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК), а в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из копий свидетельств о рождении следует, что Чернышева Т.А. является матерью троих детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки Чернышевой Т.А. следует, что последняя с 15.01.1993 года проходила военную службу в добровольном порядке в качестве военнослужащей – женщины. 23.07.1997 года истец уволена из рядов Вооруженных сил РФ в запас по ст. 49 ч. 2 п. «г» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 03.11.1997 Чернышева Т.А. принята в войсковую часть 40220 на должность оператора 6 ИО.

Согласно справки Военного комиссариата Сысольского, Койгородского и Прилузского районов РК от 09.12.2019 Чернышева Т.А. проходила военную службу в воинской части 40220 в отдаленной местности (на полуострове Камчатка).

В силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применятся перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (ред. от 18.07.1994) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Камчатская область отнесена к районам Крайнего Севера.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-11 указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В п. 14 постановления Пленума Верховный Суд РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.

Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации" служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

Ныне действующий Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также не предусматривает право на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

В то же время, на спорные периоды службы истца с 14.01.1993 по 23.07.1997 распространяется действие Постановления Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286 и Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181.

Постановлением Совета Министров СССР N 286 от 04.04.1961 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" было установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена постановлением Совета Министров СССР от 04.04.1961 N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Поскольку истец в спорный период проходила сверхсрочную военную службу по контракту, условие о трудоустройстве в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту не соблюдено, поскольку последняя трудоустроилась 03.11.1997, т.е. по истечении трех месяцев после увольнения, следовательно, оснований для включения периода службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, не имеется, следовательно, в удовлетворении иска о включении в северный стаж периода службы в период с 14.01.1993 по 23.07.1997 Чернышевой Т.А. надлежит отказать.

В то же время, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Положения ч. 2 ст. 33 Закона N 400-ФЗ предусматривают, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Статья 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гласит, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец имеет стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 14 лет 09 месяцев 21 день (при требуемых 17 годах), что недостаточно для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ, исходя из совокупности исследованных доказательств и правовых норм, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Чернышевой Т.А. об обязании назначить досрочную страховую пенсии с момента обращения, отказать.

Также следует отметить, что по п. 6 ч 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, право на досрочную страховую пенсию Чернышевой Т.А., которая в 2019 году достигла 50-летнего возраста при наличии северного стажа 15 лет 08 месяцев 07 дней с применением части 3 статьи 10 Федерального закона № 350 ФЗ, возникнет не ранее 11.05.2020 года.

Кроме того, учитывая, что УПФР принято обоснованное решение об отказе в назначении Чернышовой Т.А. досрочной страховой пенсии, оснований для удовлетворения иска о признании решения УПФР от 12.11.2019 незаконным, у суда не имеется.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Чернышевой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода службы, назначить пенсию - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

2-9/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернышева Татьяна Анатольевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Прилузском районе Республики Коми
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее