УИД 61RS0№-84
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2019 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Акименко Н.Н.,
при секретаре Карпенко Н.А.,
с участием Рудик Е.П., Дичко Т.А.,
с участием адвоката Пшеничного А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Акционерного Общества «Азовмежрайгаз» к Калмыкову М.С. о сносе автомойки,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилось АО «Азовмежрайгаз» с исковыми требованиями к Калмыкову М.С. о сносе автомойки. В обоснование исковых требований указано, что по территории земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве аренды ответчику Калмыкову М.С., проходит подземный газопровод, принадлежащий АО «Азовмежрайгаз». При техническом обслуживании газопровода было выявлено строение автомойки, расположенное непосредственно над подземным газопроводом, который проходит под площадкой для мойки автомашин. АО «Азовмежрайогаз» были приняты меры по урегулированию вопроса путем направления собственнику автомойки Калмыкову М.С. досудебной претензии о демонтаже сооружения, однако вопрос сноса автомойки остался без удовлетворения. Истец просит обязать ответчика Калмыкова М.С. устранить нарушения охранной зоны подземного газопровода среднего давления диаметром 530 мм, протяженностью 1039 м с кадастровым номером № путем сноса за счет собственных средств в течение 60 дней со дня вступления судебного акта в законную силу автомойки, возведенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Представитель истца АО «Азовмежрайгаз» по доверенности Рудик Е.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Калмыков М.С. в судебное заседание не явился, уведомлялся судом о дне и времени рассмотрения дела. Представитель адвокат Пшеничный А.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица – представитель ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», Администрации города Азова, Департамента имущественно-земельных отношений Администрации города Азова, Курганян А.С., Осипян С.В. в судебное заседание не явились, уведомлялись о дне и времени рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела. Представитель по доверенности Дичко Т.А. исковые требования не признала.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав собранные доказательства, суд приходит к выводу.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков, при их хозяйственном использовании, не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Из материалов дела следует, что в собственности ОАО «Азовмежрайгаз» имеется 1.6 сооружения газохимического комплекса протяженностью 1039 м по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Эксплуатируемый обществом участок газопровода является объектом системы газоснабжения, который в соответствии с Приложением №1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных производственных объектов.
Строительство газопровода относится к периоду времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из технической документации на газопровод следует, что на момент ввода его в эксплуатацию проектирование и строительство газопровода, его местонахождение были согласованы в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Данные о прохождении газопровода нанесены на карты территориального зонирования <адрес>. Кроме того, в соответствии с письмом ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объектах землеустройства – охранная зона 1.6 сооружения газохимического комплекса протяженностью 1039 м по адресу: <адрес>.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ газопровод передан в аренду ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».
Статья 90 ЗК РФ относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям транспорта. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Данные положения закреплены и Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878.
Согласно пункту 4 Правил в состав газораспределительных сетей входят определенные объекты и сооружения, в том числе: наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Согласно пункту 7 Правил, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны:
вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
Установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов было предусмотрено и ранее действующим законодательством - Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года), Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г.
Согласно ст. 32 данного Федерального закона органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
На основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 2239,70 кв.м. передан в пользование ФИО8 на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства и эксплуатации автомобильной стоянки; срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора земельного участка были переданы Курганян А.С.; согласно Постановлению Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора земельного участка были переданы ответчику Калмыкову М.С..
В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № на «строительство автостоянки, объекты придорожного сервиса».
Права ответчика Калмыкова М.С. на использование земельного участка с кадастровым номером № оформлены путем заключения с Департаментом имущественно-земельных отношений дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, строительство и сдача в эксплуатацию газопровода были осуществлены задолго до выделения земельного участка ответчику, и его правопредшественникам.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ОАО «Азовмежрайгаз» по результатам технического обслуживания газопровода в границах земельного участка с кадастровым номером № выявлено строение автомобильной мойки, которое располагается непосредственно на газопроводе среднего давления диаметром 530 мм по адресу: <адрес>.
В целях проверки данного довода судом на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена экспертиза, производство которой было поручено Центру независимых экспертиз.
Согласно заключению эксперта Центра независимых экспертиз № от ДД.ММ.ГГГГ линия подземного газопровода среднего давления АО «Азовмежрайгаз» проходит под сооружением автомойки (автомоечный комплекс самообслуживания, состоящий из операторной и стационарных постов). Сооружение автомойки возведено в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил, без соответствующего согласования с истцом в зоне газопровода по <адрес>, а также в нарушение разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №. Земельный участок расположен в градостроительной зоне Р4, для которой в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» не предусмотрено возведение автомойки. Кроме того, сохранение сооружения автомойки угрожает жизни и здоровью граждан, так как бетонная плита сооружения создает дополнительное напряжение на стальную трубу подземного газопровода среднего давления, имеющею собственное напряжение внутри трубы. Продолжительное стороннее воздействие может привести к деформации трубы и как следствие возможной аварии на трубопроводе.
Исходя из системного анализа приведенных положений закона, права на землю, могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах, зонах минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения.
Охранные зоны и зоны минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке.
Таким образом, сам факт нахождения в охранной зоне газораспределительной системы каких-либо построек и сооружений, возведенных без согласия предприятия трубопроводного транспорта, может представлять потенциальную опасность для нормальной эксплуатации газораспределительной станции.
Довод ответчика об отсутствии в кадастре недвижимости сведений об охранной зоне газопровода не имеет правового значения. В п.п. 3 п. 6 ст. 90 ЗК РФ указано, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. При хозяйственном использовании земельных участков в пределах указанных зон не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Указанный довод ответчика, в том числе, опровергается письмом ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующим о проведении кадастрового учета охранных зон газопровода.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Довод ответчика о том, что обязанность по сносу автомойки должна быть возложена на третье лицо Курганян А.С., которая является лицом, осуществившим строительство спорной автомойки, не применим.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.
Если право собственности на самовольную постройку зарегистрировано не за владельцем, а за иным лицом, такое лицо должно быть привлечено в качестве соответчика к участию в деле по иску о сносе самовольной постройки (абзац второй части 3 статьи 40 ГПК РФ или часть 2 статьи 46 АПК РФ).
Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку.
Таким образом, надлежащим ответчиком по такому иску является лицо, владеющее этой постройкой, в данном случае ответчик Калмыков М.С..
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что использование земельного участка с кадастровым номером №, входящего в зону минимальных расстояний магистральных газопроводов, для размещения автомойки недопустимо, и земельный участок приобретался ответчиком не для данных целей. Факт нахождения тела автомойки непосредственно на магистральном трубопроводе с нарушением расстояния, установленного техническим регламентом, создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Акционерного Общества «Азовмежрайгаз» к Калмыкову М.С. о сносе автомойки.
Обязать Калмыкова М.С. устранить нарушения охранной зоны подземного газопровода среднего давления диаметром 530 мм, протяженностью 1039 м, с кадастровым номером №
Обязать Калмыкова М.С. снести за счет собственных средств в течение 60 дней со дня вступления судебного акта в законную силу автомобильную мойку, возведенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ