Дело № 33а-8850/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Тимофеевой А.А., Кучеренко Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьева В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо – Администрация города Евпатории Республики Крым, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым Аллагуловой Л.И. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения административных истцов Григорьева В.Г., Григорьевой О.Г., представителя административных истцов Сысуна М.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
Григорьев В.Г., Григорьева О.Г., Ярлыкова В.Г. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, выразившиеся в отказе от 14 апреля 2021 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 1816,00кв.м, в собственность без проведения торгов; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Григорьева В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г. от 06 апреля 2021 года о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 1816,00кв.м, в собственность без проведения торгов.
Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 25 марта 2020 года № 591-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Григорьеву В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г. в собственность бесплатно. 06 апреля 2021 года административные истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №, общей площадью 1816,00 кв.м, в собственность без проведения торгов. Однако ими был получен ответ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым от 14 апреля 2021 года, в котором указано на отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Считают, что действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, выразившиеся в отказе от 14 апреля 2021 года в предоставлении испрашиваемого земельного участка, являются незаконными и нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым Аллагулова Л.И. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 июля 2021 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с разъяснениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 25 февраля 2021 года №1197/05, если право общей долевой собственности у граждан прекращается на основании решения суда после 18 марта 2014 года и жилой дом делится на два отдельных жилых дома, то в таких случаях отсутствуют основания для применения органами местного самоуправления части 7 статьи 18 Закона №66-ЗРК/2015, поскольку образованный после 18 марта 2014 года жилой дом является иным объектом, имеет иной кадастровый номер и характеристики по сравнению с исходным, и право на него возникло после 18 марта 2014 года. На основании решения Евпаторийского городского суда от 05 августа 2015 года, с учетом определения Евпаторийского городского суда от 06 октября 2015 года, дом административных истцов приобрел иной кадастровый номер, иные характеристики по сравнению с исходным. Полагает, что ссылка суда на постановление Администрации г. Евпатории Республики Крым от 14 декабря 2017 года №3325-п, на основании которого было зарегистрировано право на земельный участок за ФИО4, то есть за одним из выделившихся совладельцев жилого дома, не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление было принято до разъяснений о порядке рассмотрения вопросов предоставления земельных участков без торгов.
Относительно доводов апелляционной жалобы Григорьевым В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г. поданы возражения об оставлении без изменений решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 июля 2021 года.
В судебном заседании административные истцы Григорьев В.Г., Григорьева О.Г. и их представитель Сысун М.А. просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым Аллагузовой Л.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав пояснения административных истцов и их представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции, в 1974 году ФГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория были заведены материалы инвентарного дела на домовладение по <адрес>.
Из вышеуказанных материалов инвентарного дела следует, что Заозерненским поселковым советом 25 марта 1974 года выдано свидетельство о праве личной собственности на жилой дом главе колхозного двора ФИО1 на основании решения исполкома Заозерненского поселкового Совета депутатов трудящихся № 4 от 07 февраля 1974 года.
В связи со смертью ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, государственным нотариусом Евпаторийской государственной нотариальной конторы ФИО21 14 февраля 1984 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону жене ФИО1 - ФИО2. Наследственное имущество, на которое выдано данное свидетельство, состояло из жилого дома с надворными постройками, находящегося в <адрес>, состоящего в целом из: лит. «А» - жилой площадью 33,7 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и сооружений, расположенных на земельном участке мерою 5449 кв.м, что принадлежало наследодателю на основании свидетельства о праве личной собственности, выданного Заозерненским поссоветом 25 марта 1974 года и зарегистрированного в Евпаторийском БТИ 25 марта 1974 года под № 120.
После смерти ФИО2, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, государственным нотариусом Евпаторийской государственной нотариальной конторы ФИО22 27 октября 1993 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя дочерей - ФИО3, ФИО6, внучки - ФИО4, отец которой ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество, на которое выдано данное свидетельство, состояло на целого жилого дома с надворными постройками, находящегося в <адрес>, состоящего из жилого лит. «А» - жилой площадью 33,7 кв.м, сараев лит. Б, б, В, Уб - уборной и сооружений, расположенных на земельном участке площадью 1522 кв.м, что принадлежало наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Евпаторийской государственной нотариальной конторой 14 февраля 1984 года по реестру № 164 и зарегистрированного в БТИ 21 февраля 1984 года за р. № 120.
После смерти ФИО3, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, государственным нотариусом 1-ой Евпаторийской государственной нотариальной конторы ФИО23 24 июня 1996 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя ее дочери Ярлыковой В.Г.. Наследственное имущество, на которое выдано данное свидетельство, состояло из 1/3 доли дома с надворными постройками, находящегося в <адрес>, состоящего из лит. «А» - жилой площадью 33,7 кв.м, сараев лит. «Б», «В», «Е», сооружений, расположенных на земельном участке площадью 5449 кв.м, что принадлежало наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство, удостоверенного Евпаторийской государственной нотариальной конторой 27 октября 1993 года за р. № 4-3229, зарегистрированного в БТИ г. Евпатории 22 декабря 1993 года за реестровым № 120.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2015 года по делу № 2-1343/2015, с учетом определения Евпаторийского городского суда от 06 октября 2015 года, исковые требования ФИО4 к Ярлыковой В.Г., ФИО6, Администрации города Евпатории о выделе в натуре доли из общего имущества и определении порядка пользования общим имуществом удовлетворены. ФИО4 выделена в натуре из общего имущества - домовладения №, расположенного по <адрес>, принадлежащая ей 1/3 доля: в жилом доме лит. «А» помещения № 5 площадью 14,7 кв.м, где 55,4 кв.м - общая площадь дома лит. «А», сарай лит. «Е-2», уборная лит. «Уб», 1/3 доля ограждения, на 238112 рублей, что на 35622 руб. больше, чем положено на 1/3 долю и составляет 30/100 долей домовладения, согласно приложению № 3 к заключению эксперта № 17 от 25 июня 2015 года. Прекращено право общей долевой собственности ФИО4 в домовладении №, расположенном по <адрес>.
Дополнительным решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 октября 2015 года, с учетом определения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2015 года, дополнена резолютивная часть решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2015 года по делу № 2-1343/2015 по иску ФИО4 к Ярлыковой В.Г., ФИО6, администрации города Евпатории о выделе в натуре доли из общего имущества и определении порядка пользования общим имуществом следующим: Признано за ФИО4 право собственности в целом на помещение № 5, жилой площадью 14,7 кв.м в жилом доме лит. «А», сарай лит. «Е-2», уборную лит. «Уб», 1/3 долю ограждения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению № 3 к заключению эксперта № 17 от 25 июня 2015 года.
Дополнительным решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 ноября 2015 года, с учетом определения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года, дополнена резолютивная часть решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2015 года по делу № 2-1343/2015 по иску ФИО4 к Ярлыковой В.Г., ФИО6, Администрации города Евпатории о выделе в натуре доли из общего имущества и определении порядка пользования общим имуществом следующим: Выделены Ярлыковой В.Г. и ФИО6 в целом в домовладении № по <адрес> в жилом доме лит. «А» помещения №№ 2, 3, 4 обшей площадью 31,1 кв.м, веранда лит «а» площадью 9,6 кв.м, сараи лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения. Признано за Ярлыковой В.Г. и ФИО6 в равных долях право собственности на помещения в жилом доме лит. «А» №№ 2, 3, 4 общей площадью 31,1 кв.м, веранду лит. «а» площадью 9,6 кв.м, сараи лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения по адресу: <адрес>. Взыскана с ФИО4 в пользу Ярлыковой В.Г. и ФИО6 в равных долях денежная сумма в размере 35622 руб., по 17811 руб. Решение вступило в законную силу 24 декабря 2015 года.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года разъяснено решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2015 года по гражданскому делу № 2-1343/2015 с учетом дополнительного решения суда от 06 октября 2015 года и определения суда от 23 ноября 2015 года, путем указания, что за ФИО4 признано право собственности в целом на жилое помещение № 5 площадью 14,7 кв.м в жилом доме лит. «А», сарай лит. «Е», уборную лит. «Уб» по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО6.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 февраля 2017 года по делу № 2-459/2017, с учетом определения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года, признано за Григорьевым В.Г. право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на помещения в жилом доме лит. «А» №№ 2, 3, 4 общей площадью 31,1 кв.м, веранды лит. «а» площадью 9,6 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения, расположенных по адресу: <адрес>, оставшихся после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования. Признано за Григорьевой О.Г. право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на помещения в жилом доме лит. «А» №№ 2П3, 4 общей площадью 31,1 кв.м, веранды лит. «а» площадью 9,6 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения, расположенных по адресу: <адрес>, оставшихся после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в порядке наследования.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 февраля 2019 года по делу №2-60/2019 иск Григорьева В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г. к Администрации города Евпатории Республики Крым, третье лицо - ФИО7, о признании помещений жилым домом блокированной застройки и признании права собственности удовлетворен. Признаны помещения в жилом доме лит. «А» №№ 2, 3, 4, общей площадью 31,1 кв.м, по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки. Признано за Григорьевым В.Г. право собственности на 1/4 долю жилого дома лит. «А» блокированной застройки, общей площадью 31,1 кв.м, веранды лит. «а», площадью 9,6 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения, расположенного по адресу: <адрес>. Признано за Григорьевой О.Г. право собственности на 1/4 долю жилого дома лит. «А» блокированной застройки, общей площадью 31,1 кв.м, веранды лит. «а», площадью 9,6 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения, расположенного по адресу: <адрес>. Признано за Ярлыковой В.Г. право собственности на 1/2 долю жилого дома лит. «А» блокированной застройки, общей площадью 31,1 кв.м, веранды лит. «а», площадью 9,6 кв.м, сараев лит. «Б», «В» и 2/3 ограждения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании вышеуказанного решения суда за Григорьевым В.Г., Григорьевой О.Г. зарегистрировано 18 сентября 2019 года за каждым право на 1/4 долю в праве общей долевой собственности, а за Ярлыковой В.Г. зарегистрировано право 18 сентября 2019 года на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 40,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; на сарай лит. «Б» и на сарай лит. «В», расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрировано право 21 октября 2019 года за Григорьевым В.Г., Григорьевой О.Г. за каждым право на 1/4 долю в праве общей долевой собственности, а за Ярлыковой В.Г. зарегистрировано право 21 октября 2019 года на 1/2 долю в праве общей долевой собственности; что подтверждается соответствующими выписками.
В материалах инвентарного дела ФГУП РК «Крым БТИ» г. Евпатории имеется постановление Администрации города Евпатории Республики Крым № 3325-п от 14 декабря 2017 года, которым предоставлен в собственность бесплатно гражданке ФИО4, земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №,, находящийся по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровой выписке участка, прилагаемой к настоящему постановлению, общей площадью 923,00 кв.м.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что за ФИО4 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом площадью 29,9 кв.м на основании постановления администрации города Евпатории Республики Крым № 3325-п от 14 декабря 2017 года о предоставлении земельного участка.
Также на основании постановления администрации города Евпатории Республики Крым, № 3325-п от 14 декабря 2017 года за ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 923+/-12 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, одному из выделившихся, в частности, ФИО4, из троих совладельцев жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией города Евпатории был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок.
Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым № 591-п от 25 марта 2020 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1816 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, полученного путем образования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. Отнесен земельный участок к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1. Предварительно согласовано предоставление земельного участка в общую долевую собственность бесплатно Григорьеву В.Г., Григорьевой О.Г., Ярлыковой В.Г.. На Григорьева В.Г., Григорьеву О.Г,, Ярлыкову В.Г. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В п. 6 постановления указано, что постановление является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет. Согласно п. 7 постановления постановление является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Срок действия постановления два года.
Исходя выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок площадью 1816+/-20 кв.м, расположенный по. адресу: <адрес>, 11 декабря 2020 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, №, правообладателем указано - муниципальное образование городской округ Евпатория Республика Крым.
06 апреля 2021 года Григорьев В.Г., Григорьева О.Г. и Ярлыкова В.Н. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов.
Письмом за подписью начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО25 от 14 апреля 2021 года №674/07, административным истцам сообщено, что на испрашиваемом ими земельном участке расположен объект недвижимости (жилой дом), образованный после 18 марта 2014 года, который согласно решениям Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2015 года, 06 октября 2015 года и 18 ноября 2015 года, является иным объектом, имеет иной кадастровый номер и иные характеристики по сравнению с исходным. Право собственности на доли в праве на домовладение возникло у совладельцев: Григорьева В.Г. – 1/4 доли, Григорьевой О.Г. – 1/4 доли, Ярлыковой В.Г. – 1/2 доли, на основании решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 февраля 2019 года. Согласно предоставленным документам, фактически регистрации прав на жилой дом была осуществлена 18 сентября 2019 года. В таких случаях отсутствуют основания для применения пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК. Учитывая изложенное, заявление возвращается заявителю без исполнения. Разъяснено право обжалования ответа в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, выразившихся в отказе от 14 апреля 2021 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК).
В силу части 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 14 октября 2020 года №1910-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее – Административный регламент).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги указан в разделе 13 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 13.2 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- наличие вступивших в законную силу судебных актов, налагающих меры по обеспечению иска в отношении указанного в заявлении земельного участка (наложение ареста на земельный участок или запрет на распоряжение таким земельным участком).
Кроме того, в силу статьи 13 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками:
1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством;
2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами.
Согласно пункту 6.1 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:
1) заключение договора купли-продажи земельного участка;
2) заключение договора аренды земельного участка;
3) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком;
4) постановление Администрации города Евпатории Республики Крым о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
5) постановление Администрации города Евпатории Республики Крым о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
6) отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (Приложение № 3 к Административному регламенту).
При этом, как следует из приложения № 3 к данному Административному регламенту, отказ оформляется уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно положениям статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и положения закона, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что фактически выдел долей из домовладения № по <адрес>, не изменил правовые основания владения административными истцами объекта недвижимого имущества, в связи с тем, что к ним перешло право общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования по закону. Таким образом, Григорьев В.Г., Григорьева О.Г., Ярлыкова В.Г. владеют тем же имуществом, которое принадлежало наследодателям, и право на которое у них возникло до 18 марта 2014 года, при этом часть дома, которая перешла им по наследству, не была реконструирована.
Также, указывая на отсутствие оснований для применения части 7 статьи 18 Закона №66-ЗРК, административный ответчик возвратил без исполнения заявление административных истцов от 06 апреля 2021 года о предоставлении земельного участка в собственность.
Однако пункт 6.1 Административного регламента не предусматривает такого результата оказания муниципальной услуги, как возвращение заявление без исполнения.
Данное обстоятельство свидетельствует о не соблюдении Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым процедуры, определенной Административным регламентом.
Обстоятельств, свидетельствующих, что административным истцам было отказано в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в статье 13 Закона №66-ЗРК, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение также не содержит.
Постановление Администрации города Евпатории Республики Крым № 591-п от 25 марта 2020 года, которым административным истцам утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1816 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и предварительно согласовано предоставление земельного участка в общую долевую собственность бесплатно, не отменено.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, выразившиеся в отказе от 14 апреля 2021 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, нарушают действующее законодательство Российской Федерации и законодательства Республики Крым, касающееся предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.
Признав незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, выразившиеся в отказе от 14 апреля 2021 года, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путем повторного рассмотрения заявления административных истцов от 06 апреля 2021 года о предоставлении земельного участка бесплатно без проведения торгов.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на информационное письмо Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 25 февраля 2021 года №11971/05, не может быть принята во внимание исходя из следующего.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1997 года N 17-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года N 1090-1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 года N 682-II ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» официальное разъяснение либо толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов.
Таким образом, орган государственный власти может высказать свое мнение относительно трактовки какого-либо закона, однако данная позиция будет носить разъяснительный и рекомендательный характер, и не может являться обязательной для исполнения.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым Аллагуловой Л.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: А.А. Тимофеева
Судья: Н.В. Кучеренко