Решение по делу № 2-4360/2024 от 14.08.2024

<номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 сентября 2024 года                                                                            <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,

при секретаре судебного заседания <ФИО>2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах <ФИО>1 к администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора <адрес> <ФИО>3, действующая в интересах <ФИО>1, обратилась в суд с иском администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры области проведена проверка реализации обеспечения полномочными органами доступности многоквартирных домов для инвалидов-колясочников. Установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проживает <ФИО>8, являющийся инвалидом-колясочником, не способный к передвижению без инвалидного кресла-коляски, вследствие чего он не может свободно преодолевать лестничный марш, которым оборудован подъезд дома. Управление и техническое обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания «Кубанский – С». Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> установлено, что на управляющую компанию возлагается проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. Из содержания изложенного нормативного акта следует, что на управляющую компанию не возложена обязанность по возведению таких конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов, поскольку управляющая компания обязана лишь поддерживать существующее оборудование в работоспособном состоянии. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> <номер>-р территориальные органы администрации муниципального образования «<адрес>», в частности администрация <адрес> наделена полномочиями по организации и проведению работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, просят суд обязать администрацию <адрес> г: Астрахани организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.

В судебное заседание представитель прокуратуры <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

<ФИО>8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес> не явился, представил суду возражение, согласно которому администрация района относится к бюджетным организациям, которые осуществляют свою деятельность за счет средств городского бюджета в пределах, предусмотренных в бюджете города ассигнований, и отвечает по своим обязательствам в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований. В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственный (муниципальный) контракт должен быть заключен в соответствии с планом - графиком и оплачен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Согласно сводной бюджетной росписи расходов бюджета муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> на 2024 год финансирование на установку пандуса по адресу: <адрес> не выделялось. На основании вышеизложенного администрация района просит отказать в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора <адрес>.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации МО «<адрес>» не явился, извещался надлежащим образом.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу пунктов 1, 3 абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Судом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проживает <ФИО>8, являющийся инвалидом-колясочником, не способный к передвижению без инвалидного кресла-коляски, вследствие чего он не может свободно преодолевать лестничный марш, которым оборудован подъезд дома.

Управление и техническое обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания «Кубанский – С».

Согласно акту обследования от <дата>, комиссией в составе главного инженера ООО УК «Кубанский-С» <ФИО>4, делопроизводителя <ФИО>5, специалиста по охране труда <ФИО>6, проведено обследование подъезда <номер> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> по вопросу соответствия условий доступности в подъезд и квартиру для инвалидов-колясочников, в результате которого выявлено отсутствие пандуса.

Из объяснений <ФИО>1 от <дата> следует, что условия доступности в подъезд и квартиру по месту его проживания не соответствуют правилам передвижения инвалидов-колясочников, требуется наличие пандуса.

Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> установлено, что на управляющую компанию возлагается проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.

Из содержания изложенного нормативного акта следует, что на управляющую компанию не возложена обязанность по возведению таких конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов, поскольку управляющая компания обязана лишь поддерживать существующее оборудование в работоспособном состоянии.

Согласно пункту 4.5 свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2020», утвержденного Приказом Минстроя России от <дата> <номер>/пр, проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> <номер>-р территориальные органы администрации муниципального образования «<адрес>», в частности администрация <адрес> наделена полномочиями по организации и проведению работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав й свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 6.1.1. СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании должны быть все подъезды. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Установлено что в настоящее время работы по обеспечению доступности жилого помещения с учетом потребностей инвалида надлежащим образом не организованы и не проведены, доказательств обратного суду не представлено.

Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация <адрес> является надлежащим исполнителем обязанности по проведению работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах <ФИО>1 к администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> г: Астрахани организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение, с момента вынесения решения в окончательном виде.

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.

Судья                                                                             Н.П. Синельникова

2-4360/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Советского района г.Астрахани
Ответчики
Администрация Советского района г.Астрахани
Другие
Толкодубов Павел Николаевич
Администрация Муниципального Образования "Город Астрахань"
Суд
Советский районный суд г. Астрахань
Судья
Синельникова Наталья Павловна
Дело на странице суда
sovetsky.ast.sudrf.ru
14.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
10.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.12.2024Судебное заседание
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее