<номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2024 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,
при секретаре судебного заседания <ФИО>2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах <ФИО>1 к администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> <ФИО>3, действующая в интересах <ФИО>1, обратилась в суд с иском администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры области проведена проверка реализации обеспечения полномочными органами доступности многоквартирных домов для инвалидов-колясочников. Установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проживает <ФИО>8, являющийся инвалидом-колясочником, не способный к передвижению без инвалидного кресла-коляски, вследствие чего он не может свободно преодолевать лестничный марш, которым оборудован подъезд дома. Управление и техническое обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания «Кубанский – С». Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> установлено, что на управляющую компанию возлагается проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. Из содержания изложенного нормативного акта следует, что на управляющую компанию не возложена обязанность по возведению таких конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов, поскольку управляющая компания обязана лишь поддерживать существующее оборудование в работоспособном состоянии. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> <номер>-р территориальные органы администрации муниципального образования «<адрес>», в частности администрация <адрес> наделена полномочиями по организации и проведению работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, просят суд обязать администрацию <адрес> г: Астрахани организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.
В судебное заседание представитель прокуратуры <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
<ФИО>8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес> не явился, представил суду возражение, согласно которому администрация района относится к бюджетным организациям, которые осуществляют свою деятельность за счет средств городского бюджета в пределах, предусмотренных в бюджете города ассигнований, и отвечает по своим обязательствам в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований. В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственный (муниципальный) контракт должен быть заключен в соответствии с планом - графиком и оплачен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Согласно сводной бюджетной росписи расходов бюджета муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> на 2024 год финансирование на установку пандуса по адресу: <адрес> не выделялось. На основании вышеизложенного администрация района просит отказать в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора <адрес>.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации МО «<адрес>» не явился, извещался надлежащим образом.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу пунктов 1, 3 абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Судом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проживает <ФИО>8, являющийся инвалидом-колясочником, не способный к передвижению без инвалидного кресла-коляски, вследствие чего он не может свободно преодолевать лестничный марш, которым оборудован подъезд дома.
Управление и техническое обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания «Кубанский – С».
Согласно акту обследования от <дата>, комиссией в составе главного инженера ООО УК «Кубанский-С» <ФИО>4, делопроизводителя <ФИО>5, специалиста по охране труда <ФИО>6, проведено обследование подъезда <номер> в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> по вопросу соответствия условий доступности в подъезд и квартиру для инвалидов-колясочников, в результате которого выявлено отсутствие пандуса.
Из объяснений <ФИО>1 от <дата> следует, что условия доступности в подъезд и квартиру по месту его проживания не соответствуют правилам передвижения инвалидов-колясочников, требуется наличие пандуса.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> установлено, что на управляющую компанию возлагается проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.
Из содержания изложенного нормативного акта следует, что на управляющую компанию не возложена обязанность по возведению таких конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов, поскольку управляющая компания обязана лишь поддерживать существующее оборудование в работоспособном состоянии.
Согласно пункту 4.5 свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2020», утвержденного Приказом Минстроя России от <дата> <номер>/пр, проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> <номер>-р территориальные органы администрации муниципального образования «<адрес>», в частности администрация <адрес> наделена полномочиями по организации и проведению работ по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав й свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 6.1.1. СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании должны быть все подъезды. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Установлено что в настоящее время работы по обеспечению доступности жилого помещения с учетом потребностей инвалида надлежащим образом не организованы и не проведены, доказательств обратного суду не представлено.
Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация <адрес> является надлежащим исполнителем обязанности по проведению работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах <ФИО>1 к администрации <адрес>, заинтересованному лицу администрации МО «<адрес>» об обязании организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> г: Астрахани организовать и провести работы по обеспечению доступности жилого помещения и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, <ФИО>1, путем установки пандуса, соответствующего СП 59.13330.2020, на входной группе подъезда <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение, с момента вынесения решения в окончательном виде.
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.
Судья Н.П. Синельникова