ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2183/2019
№ дела суда 1-й инстанции 2-473/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5 к Администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационным жалобам ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, как законный представитель и ФИО4 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, как законный представитель, поступившими с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30.07.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности ФИО13 и ФИО14, судебная коллегия
установила:
Истцы ФИО6, ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5 обратились в суд с иском к Администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11.03.2019 исковые требования удовлетворены частично за ФИО6, ФИО1, как постоянно проживающими в жилом доме по адресу: <адрес>, и признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней, признано право на получение мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, составом семьи 2 человека.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, как законный представитель и ФИО4 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, как законный представитель просят об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии нового решения об удовлетворении требований истцов в полном объеме.
По мнению кассаторов, судом первой и апелляционной инстанций были нарушены нормы материального права.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, решением суда и апелляционным определением незаконно отказано в удовлетворении требований на основании довода, что истицы ФИО2 и ФИО4 постоянно в домовладении не проживают.
По мнению кассатора, судом первой и апелляционной инстанций не дана оценка документам, представленным в материалы дела.
В судебное заседание явились представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности ФИО13 и ФИО14.
В судебное заседание не явились Истцы ФИО6, ФИО1, ФИО7, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, а также не явился представитель ответчика Администрации МО Туапсинский район.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверж-дается, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 № 891 в ред. постановления губернатора от 27.12.2018 года № 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций».
В целях реализации указанного Закона Краснодарского края № 3210- КЗ 28.12.2018 года принято постановлением главы (губернатора) Краснодарского края № 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.
Утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края указанный выше Порядок определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры господдержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Данным Порядком (п. 1 разд. 2) предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
При этом, порядок также регламентирует, кто имеет право на получение указанное меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.
Так, ст. 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане РФ: постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Это же положение предусмотрено и п.2 раздела 1 порядка предоставления.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Одним из обязательных условий для получения указанной меры господдержки является не только регистрация по жилому помещению, утраченному в результате ЧС, но и постоянный характер проживания.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно указали на то, что в связи с тем, что истицы ФИО20, ФИО21 будучи замужем и имея несовершеннолетний детей ФИО17 и ФИО19 со слов ФИО16 обучаются и постоянно проживают в <адрес>, то данные лица не подлежат включению в списки граждан на получение мер государственной поддержки в денежной форме – в виде выплаты на приобретение жилого помещения.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой и апелляционной инстанции исследованы все доказательства по делу и установлены все значимые обстоятельства.
Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, полностью подтверждаются материалами гражданского дела.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актах суда первой и апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11.03.2019 и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, как законный представитель и ФИО4 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи