Решение по делу № 33-9040/2022 от 03.11.2022

УИД: 05RS0-88

дело , 2-4138/2022

судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 28 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО2

судей ФИО9 и ФИО7

при секретаре судебного заседания ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан ФИО4 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения истицы ФИО8, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО8 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании отказа от <дата> незаконным и обязании заключить с ней на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В обоснование иска указала, что <дата> она была принята временно на работу в ГБУ РД «Магарамкентская центральная районная больница» (далее – ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ») на должность врача терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, с ней был заключен срочный трудовой договор на период декретного и всех видов отпусков основного работника. C <дата> она находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением сына ФИО5, <дата> г.р. <дата> она была уволена из ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» в связи с истечением срока трудового договора. <дата> в соответствии с трудовым договором от <дата> она вновь была принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» на должность врача-терапевта участкового на 1,0 ставку на неопределенный срок с нахождением рабочего места во врачебной амбулатории <адрес>. Согласно п. 2.4 указанного трудового договора она была обязана отработать в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» со дня заключения договора не менее 5 лет. Приказом от <дата> она переведена на должность врача терапевта участкового участковой больницы в <адрес>, где работает по настоящее время. <дата> в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан главным врачом ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» были направлены документы для заключения договора о предоставлении истцу единовременной компенсационной выплате по программе «Земской доктор/фельдшер». Письмом от <дата> Министерство здравоохранения Республики Дагестан отказало в признании ее лицом, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты, со ссылкой на разъяснения ФОМС от <дата> /и, указав причину отказа - факт расторжения трудового договора с медицинским работником и последующее повторное заключение им трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования ФИО8 удовлетворены, отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата> /и признан незаконным, на Министерство здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность заключить с ФИО8 на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Дагестан просит об отмене решения, указывая на отсутствие правовых оснований к удовлетворению исковых требований ФИО8, так как трудоустройство истицы не связано с переездом в <адрес> Республики Дагестан и что истицей не были понесены расходы вследствие прибытия в сельский населенный пункт.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО8 просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, <дата> ФИО8 была временно принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская центральная районная больница» на должность врача терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, с ней заключен срочный трудовой договор на период декретного и всех видов отпусков основного работника. C <дата> истица находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением сына.

<дата> истец была уволена из ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» в связи с истечением срока трудового договора.

<дата> в соответствии с трудовым договором от <дата> ФИО8 вновь была принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» на должность врача-терапевта участкового на 1,0 ставку с установлением продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю на неопределенный срок, с нахождением рабочего места во врачебной амбулатории <адрес> Республики Дагестан. Согласно п. 2.4 указанного трудового договора ФИО8 обязана отработать в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» со дня заключения договора не менее 5 лет.

Приказом от <дата> истица переведена на должность врача терапевта участкового в <адрес>, где работает по настоящее время.

Письмом от <дата> Министерство здравоохранения Республики Дагестан отказало в признании ФИО8 лицом, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на разъяснения Федерального фонда обязательного медицинского страхования от <дата> /и.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640).

Согласно пункту 6 названных Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил вопрос утверждения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, отнесен к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного пункта Правил (приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640) и в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Республики Дагестан, Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 77 «О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2021 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан» утвержден Порядок предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2021 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан определено органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на:

- утверждение Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год (программный реестр должностей);

- заключение договоров о предоставлении единовременных заключение компенсационных выплат медицинским работникам из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления;

- предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления;

- представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации ежемесячного отчета об исполнении условий предоставления субсидии не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 6 Порядка предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 77, договор заключается Министерством здравоохранения РД после заключения медицинскими работниками с медицинской организацией, подведомственной Министерству (далее – медицинская организация), трудового договора, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, либо поселке городского типа, либо в городе с населением до 50 тыс. человек на территории Республики Дагестан.

Судом апелляционной инстанции из Министерства здравоохранения Республики Дагестан истребованы Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Дагестан на 2021 год и на 2022 год, а также нормативный правовой акт, утверждающий порядок предоставления в Республике Дагестан единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на 2021 - 2022 гг.

Из представленного в суд апелляционной инстанции Перечня следует, что на момент заключения с ФИО8 трудового договора от <дата> о приеме на должность в ГБУ «Магарамкентская центральная районная больница» на должность врача-терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, должность врача участкового терапевта в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2021 год (программный перечень должностей), которым полагается компенсационная выплата.

ФИО8 также не приобрела право на получение единовременной компенсационной выплаты на 2022 год, поскольку приказом ГБУ «Магарамкентская ЦРБ» от <дата> она была переведена на должность врача-терапевта участкового в <адрес>, где работает в настоящее время, при этом в Перечне вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2022 год (программный перечень должностей), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата> -К/НПА, также отсутствует вакантная должность врача-терапевта участкового в <адрес>, являющемся рабочим местом истицы, а предусмотренные указанным Перечнем две вакантные должности врача-терапевта участкового в поликлинике <адрес> и врачебной амбулатории <адрес> были объявлены таковыми (вакантными) только после издания вышеуказанного приказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата>, то есть после принятия ФИО8 на работу.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, право на получение единовременной компенсационной выплаты на 2022 год в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640 применительно к указанным должностям будут иметь те лица, которые заключили трудовой договор с ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» именно на вышеуказанные вакантные должности.

Кроме того, из материалов дела усматривается и это подтвердила истица в суде апелляционной инстанции, что она родилась в сельском населенном пункте <адрес> Республики Дагестан, которое являлось местом ее постоянного жительства, окончив сельскую школу, поступила в медицинский университет в <адрес>, после окончания которого вернулась в <адрес>, вышла замуж и проживает в <адрес> того же <адрес> Республики Дагестан, заключила трудовой договор с медицинской организацией ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ», расположенной в сельском <адрес>, в котором проживала до своего трудоустройства.

Между тем в силу вышеприведенных норм материального права вышеуказанные единовременные компенсационные выплаты выплачиваются лицам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, и указанные компенсационные выплаты, исходя из целей, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призваны с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами условиями проживания.

Вместе с тем обстоятельства рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что фактически условия проживания истицы не менялись, каких-либо неудобств, связанных с возвращением на прежнее место жительства и трудоустройством в районе своего постоянного жительства истица не имела.

Указанные обстоятельства не были определены судом первой инстанции в качестве юридически значимых и не вынесены на обсуждение сторон, что повлияло на результат рассмотрения дела и привело к неправильному разрешению спора.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании отказа от <дата> в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и обязании заключить на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отказать.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий ФИО2

ФИО6ФИО9

ФИО7

УИД: 05RS0-88

дело , 2-4138/2022

судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 28 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО2

судей ФИО9 и ФИО7

при секретаре судебного заседания ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан ФИО4 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения истицы ФИО8, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО8 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании отказа от <дата> незаконным и обязании заключить с ней на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В обоснование иска указала, что <дата> она была принята временно на работу в ГБУ РД «Магарамкентская центральная районная больница» (далее – ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ») на должность врача терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, с ней был заключен срочный трудовой договор на период декретного и всех видов отпусков основного работника. C <дата> она находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением сына ФИО5, <дата> г.р. <дата> она была уволена из ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» в связи с истечением срока трудового договора. <дата> в соответствии с трудовым договором от <дата> она вновь была принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» на должность врача-терапевта участкового на 1,0 ставку на неопределенный срок с нахождением рабочего места во врачебной амбулатории <адрес>. Согласно п. 2.4 указанного трудового договора она была обязана отработать в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» со дня заключения договора не менее 5 лет. Приказом от <дата> она переведена на должность врача терапевта участкового участковой больницы в <адрес>, где работает по настоящее время. <дата> в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан главным врачом ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» были направлены документы для заключения договора о предоставлении истцу единовременной компенсационной выплате по программе «Земской доктор/фельдшер». Письмом от <дата> Министерство здравоохранения Республики Дагестан отказало в признании ее лицом, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты, со ссылкой на разъяснения ФОМС от <дата> /и, указав причину отказа - факт расторжения трудового договора с медицинским работником и последующее повторное заключение им трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования ФИО8 удовлетворены, отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата> /и признан незаконным, на Министерство здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность заключить с ФИО8 на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Дагестан просит об отмене решения, указывая на отсутствие правовых оснований к удовлетворению исковых требований ФИО8, так как трудоустройство истицы не связано с переездом в <адрес> Республики Дагестан и что истицей не были понесены расходы вследствие прибытия в сельский населенный пункт.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО8 просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, <дата> ФИО8 была временно принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская центральная районная больница» на должность врача терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, с ней заключен срочный трудовой договор на период декретного и всех видов отпусков основного работника. C <дата> истица находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением сына.

<дата> истец была уволена из ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» в связи с истечением срока трудового договора.

<дата> в соответствии с трудовым договором от <дата> ФИО8 вновь была принята на работу в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» на должность врача-терапевта участкового на 1,0 ставку с установлением продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю на неопределенный срок, с нахождением рабочего места во врачебной амбулатории <адрес> Республики Дагестан. Согласно п. 2.4 указанного трудового договора ФИО8 обязана отработать в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» со дня заключения договора не менее 5 лет.

Приказом от <дата> истица переведена на должность врача терапевта участкового в <адрес>, где работает по настоящее время.

Письмом от <дата> Министерство здравоохранения Республики Дагестан отказало в признании ФИО8 лицом, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на разъяснения Федерального фонда обязательного медицинского страхования от <дата> /и.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640).

Согласно пункту 6 названных Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил вопрос утверждения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, отнесен к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного пункта Правил (приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640) и в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Республики Дагестан, Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 77 «О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2021 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан» утвержден Порядок предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2021 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан определено органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на:

- утверждение Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год (программный реестр должностей);

- заключение договоров о предоставлении единовременных заключение компенсационных выплат медицинским работникам из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления;

- предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления;

- представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации ежемесячного отчета об исполнении условий предоставления субсидии не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 6 Порядка предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 77, договор заключается Министерством здравоохранения РД после заключения медицинскими работниками с медицинской организацией, подведомственной Министерству (далее – медицинская организация), трудового договора, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, либо поселке городского типа, либо в городе с населением до 50 тыс. человек на территории Республики Дагестан.

Судом апелляционной инстанции из Министерства здравоохранения Республики Дагестан истребованы Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Дагестан на 2021 год и на 2022 год, а также нормативный правовой акт, утверждающий порядок предоставления в Республике Дагестан единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на 2021 - 2022 гг.

Из представленного в суд апелляционной инстанции Перечня следует, что на момент заключения с ФИО8 трудового договора от <дата> о приеме на должность в ГБУ «Магарамкентская центральная районная больница» на должность врача-терапевта участкового врачебной амбулатории <адрес>, должность врача участкового терапевта в ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2021 год (программный перечень должностей), которым полагается компенсационная выплата.

ФИО8 также не приобрела право на получение единовременной компенсационной выплаты на 2022 год, поскольку приказом ГБУ «Магарамкентская ЦРБ» от <дата> она была переведена на должность врача-терапевта участкового в <адрес>, где работает в настоящее время, при этом в Перечне вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2022 год (программный перечень должностей), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата> -К/НПА, также отсутствует вакантная должность врача-терапевта участкового в <адрес>, являющемся рабочим местом истицы, а предусмотренные указанным Перечнем две вакантные должности врача-терапевта участкового в поликлинике <адрес> и врачебной амбулатории <адрес> были объявлены таковыми (вакантными) только после издания вышеуказанного приказа Министерства здравоохранения Республики Дагестан от <дата>, то есть после принятия ФИО8 на работу.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, право на получение единовременной компенсационной выплаты на 2022 год в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1640 применительно к указанным должностям будут иметь те лица, которые заключили трудовой договор с ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ» именно на вышеуказанные вакантные должности.

Кроме того, из материалов дела усматривается и это подтвердила истица в суде апелляционной инстанции, что она родилась в сельском населенном пункте <адрес> Республики Дагестан, которое являлось местом ее постоянного жительства, окончив сельскую школу, поступила в медицинский университет в <адрес>, после окончания которого вернулась в <адрес>, вышла замуж и проживает в <адрес> того же <адрес> Республики Дагестан, заключила трудовой договор с медицинской организацией ГБУ РД «Магарамкентская ЦРБ», расположенной в сельском <адрес>, в котором проживала до своего трудоустройства.

Между тем в силу вышеприведенных норм материального права вышеуказанные единовременные компенсационные выплаты выплачиваются лицам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, и указанные компенсационные выплаты, исходя из целей, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призваны с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами условиями проживания.

Вместе с тем обстоятельства рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что фактически условия проживания истицы не менялись, каких-либо неудобств, связанных с возвращением на прежнее место жительства и трудоустройством в районе своего постоянного жительства истица не имела.

Указанные обстоятельства не были определены судом первой инстанции в качестве юридически значимых и не вынесены на обсуждение сторон, что повлияло на результат рассмотрения дела и привело к неправильному разрешению спора.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании отказа от <дата> в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и обязании заключить на 2022 год договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отказать.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий ФИО2

ФИО6ФИО9

ФИО7

33-9040/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Джафарова Карина Бахтияровна
Ответчики
Министерство здравоохранения РД
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.11.2022Передача дела судье
09.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Передано в экспедицию
28.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее