Решение по делу № 2а-278/2020 от 25.02.2020

Дело УИД

Решение

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года <адрес>

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., с участием административных истцов Фомина А. С., Фоминой И. В., представителя истцов адвоката Земскова Д.В., действующего на основании ордера, представителя административного ответчика администрации <адрес> Трифоновой И.Н., действующей на основании доверенности, заинтересованного лица Комаровой Е.П., представителя заинтересованного лица Вирсис О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца Фомина А. С., Фоминой И. В. к административному ответчику администрации <адрес> Республики о признании незаконным постановления главы администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из исходного земельного участка,

Установил:

Фомин А.С., Фомина И.В. обратились в Алатырский районный суд Чувашской Республики с административным иском к администрации <адрес> ЧР о признании незаконным постановления главы администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из исходного земельного участка, мотивировав свои требования тем, что постановлением главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов, образуемого из исходного земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1046 кв.м, с сохранением в измененных границах, с разрешенным видом использования - обслуживание индивидуального жилого дома. Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) Правил землепользования и застройки Алатырского городского округа, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ местоположение: Чувашская Республика-Чувашия, <адрес>. Постановление главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ считают незаконным.

Фомину А.С. и Фоминой И.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 13/20 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью . м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), кадастровый , номер кадастрового квартала: , расположенный по адресу: <адрес>.

Письменного согласия на образование земельного участка они администрации <адрес> Республики не давали, соглашения о разделе земельного участка или выдела из него доли между ними не достигнуто.

Действиями административного ответчика нарушено их право на преимущественное право покупки доли земельного участка.

Просят признать незаконным постановление главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, образуемого из исходного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью м; взыскать с администрации <адрес> ЧР в пользу Фомина А.С. сумму государственной пошлины 300 рублей, 2500 рублей, затраченных на оплату услуг представителя, 10000 рублей – представительство в суде, всего 12800 рублей.

В судебном заседании административные истцы Фомин А.С., Фомина И.В. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель истцов адвокат Земсков Д.В., действующий на основании ордера, административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, суду пояснил, что постановлением главы администрации <адрес> ЧР была утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>. земельный участок находится в долевой собственности, 13/20 принадлежит Фоминым. В ДД.ММ.ГГГГ ими было подано обращение о предоставлении 7/20 этого участка в собственность за плату, без проведения торгов. Статьей 250 ГК РФ предусмотрено преимущественное право приобретателя в собственность доли за Фомиными. До принятия обжалуемого постановления Алатырским районным судом было вынесено определение о назначении дела по иску Фомина А.С. и Фоминой И.В. к администрации <адрес> ЧР о возложении обязанности принять решение о предоставлении доли земельного участка в собственность за оплату и подготовить проект договора купли-продажи доли земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ состоялось предварительное судебное заседание, то есть администрации <адрес> ЧР было известно о споре в части данного земельного участка, однако ими была утверждена схема и был произведен выдел. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация указала Фоминым, что земельный участок находится в долевой собственности, и не позволила им самостоятельно пользоваться земельным участком и распоряжаться им. На основании статьи 247 ГК РФ большая часть принадлежит административным истцам. На основании ст. 11.2 ЗК РФ администрация вправе распоряжаться земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, а данный земельный участок в большей части находится в частной собственности, потому при распоряжении данным земельным участком требуется согласие всех землепользователей.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> ЧР Трифонова И.Н., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Фомины обращались в администрацию, и последним был дан им ответ. Они могут образовать данный земельный участок, так как схема еще не утверждена. Любое заинтересованное лицо может обратиться к ним с заявлением о составлении схемы и ее согласования. Сначала утверждается схема, а уже потом участок образуют и ставят на кадастровый учет. Нормативно-правовым актом от ДД.ММ.ГГГГ дается исчерпывающий перечень оснований для согласования схемы и перечень оснований, по которым они могли отказать. Сгоревший дом на этом участке снят с регистрационного учета. На сегодня никаких зарегистрированных строений на данном участке нет и быть не может. По правилам землеиспользования минимальный размер участка три сотки. Если Фомины не дадут согласие на межевание по этим точкам, то все останется как было. Законом не предусмотрено согласование схемы с другими землепользователями, а через два года схема потеряет свой смыл. Точки выставляет кадастровый инженер, у них такой аппаратуры и программы нет. Когда к ним обращаются с заявлением о согласовании схемы, у них есть срок 7 дней на принятие решения.

Заинтересованное лицо Комарова Е.П. возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснила, что оставшаяся часть земельного участка уже частично занята строениями Фоминых, а другая часть свободна и имеет выход на улицу, и эта часть самая дальняя от Фоминых. До продажи дома Фоминым она пользовалась этой частью земли в ДД.ММ.ГГГГ, и они об этом знают. Постройки Фоминых носят временный характер: они построили там теплицу, помещение для содержания скота, а самого дома давно нет. Когда она подавала заявление - участок был полностью свободен.

Представитель заинтересованного лица Комаровой Е.П.Вирсис О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснила, что статья 11.2 ЗК РФ регулирует правила первичного образования земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Административные истцы просят отменить постановление, вынесенное в отношении уже образованного земельного участка, имеющего кадастровый номер и зарегистрированного в Росреестре, но обжалуемое постановление не образовывает, а выделяет. Кроме того п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ рассматривает образование земельных участков, находящихся исключительно в частной собственности. В их случае собственность земельного участка частная (13/20) и государственная (7/20). Обжалуемое постановление не основано ни на одной из приведенных истцами правовой норме.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также – образуемые земельные участки ) в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (ч. 2 ст.11.2 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1)образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2)образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3)образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4)образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до ДД.ММ.ГГГГ в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки);

образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса;

5)образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога.

В соответствии с пунктом 5 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, Фомин А.С., Фомина И.В. заключили договор об изменении супругами установленного законом режима общей совместной собственности и установлении режима долевой собственности, заключении договора купли-продажи 13/20 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок, выданной управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, кадастровый , номер кадастрового квартала , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ год, адрес: Чувашская Республика, <адрес>, площадь , кадастровая стоимость 209064 рубля 02 копейки, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), правообладатели Фомин А.С., вид, номер и дата государственной регистрации права: общая долевая собственность, от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 13/20, документы-основания: договор, удостоверенный нотариусом Алатырского нотариального округа ЧР, зарегистрированный в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ, вид: ипотека, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации правообладатель Фомина И.В..

Согласно постановлению главы администрации <адрес> ЧР «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из исходного участка, расположенного по адресу: Чувашская республика, <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов, образуемого из исходного земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, площадью , с сохранением в измененных границах, с разрешенным видом использования – обслуживание индивидуального жилого дома, зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) Правил землепользования и застройки Алатырского городского округа, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ – площадью .м, местоположение: Чувашская Республика, <адрес>.

Согласно информационному письму администрации <адрес> ЧР № ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> на обращение Комаровой Е.П. от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, был рассмотрен на градостроительном совете при администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на котором принято решение согласовать схему расположения земельного участка.

В соответствии с информационным письмом администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> ЧР на обращение Фомина А.С., Фоминой И.В. от 11. октября 2019 года о предоставлении 7/20 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сообщает, что в соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи (аренды) могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. П. 1 ст. 39.3 Кодекса установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Кодекса, под положения которого вышеуказанные 7/20 доли в праве собственности на земельный участок не подходят. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в соответствии со статьей 39.18 Кодекса, условия предоставления по которому Вами не соблюдены, так как границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ( п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации). На основании вышеизложенного, предложено Фоминым как собственникам 13/20 доли в праве на земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, <адрес>, обратиться к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ по выделу долей земельного участка в натуре.

Согласно информационному письму администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1046 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, в которой 13/20 доли-принадлежит Фомину А.С., Фоминой И.В. и 7/20 доли в праве - не разграниченная государственная собственность. В соответствие со ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. -ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса: Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления на территории которого расположен земельный участок. Нахождение вышеуказанного земельного участка в общей долевой собственности не позволяет Вам самостоятельно (без согласия других участников общей собственности) пользоваться и распоряжаться участком.

Исходя из вышеизложенного, так как письменного согласия на образование земельного участка Фоминым А.С., Фоминой И.В. администрации <адрес> дано не было, соглашения о разделе земельного участка и выдела из него доли между истцами и ответчиком не достигнуто, по данному вопросу заявлен спор, в рамках гражданского дела по иску администрации <адрес> ЧР к Фомину А.С. и Фоминой И.В. о выделении доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок, рассматриваемого в Алатырском районном суде ЧР, усматривается нарушение прав собственников доли земельного участка при утверждении схемы земельного участка административным ответчиком, выступающим как представитель административного органа, без предварительного разрешения спора как участника гражданско-правовых отношений (права долевой собственности).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, административные исковые требования Фомина А.С., Фоминой И.В. к администрации <адрес> Республики о признании незаконным постановления главы администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из исходного земельного участка, подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.ст. 145-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования административного истца Фомина А. С., Фоминой И. В. к административному ответчику администрации <адрес> Республики о признании незаконным постановления главы администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из исходного земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, образуемого из исходного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью .

Взыскать с администрации <адрес> Республики в пользу Фомина А. С. в возмещение судебных расходов 12800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий                          Л.Н. Филатова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-278/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомина Ирина Васильевна
Фомин Андрей Серафимович
Ответчики
администрация города Алатыря Чувашской Республики
Другие
Комарова Екатерина Петровна
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Филатова
Дело на сайте суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация административного искового заявления
27.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
02.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее