Дело № 2а-184/2020
УИД 75RS0014-01-2020-000401-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Чикой 03 августа 2020 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Добрынина В.А.,
при секретаре Быковой Ю.И.,
с участием старшего помощника прокурора Капустина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красночикойского района к администрации сельского поселения «Шимбиликское» о признании бездействия незаконным и обязании выполнить в целях профилактики нарушения мероприятий в области организации и осуществления муниципального контроля, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночикойского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, указывая, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности проведена проверка, в ходе которой со стороны администрации сельского поселения «Шимбиликское» выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органами муниципального контроля администрации сельского поселения «Шимбиликское» не проводятся обобщения практики в сфере благоустройства территории, сведения о них в сети «Интернет» не размещаются.
Ненадлежащим образом исполняются органом местного самоуправления требования п. 13 Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 № 168 (согласно которым органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.
Как показала проверка на информационном сайте поселения отсутствует информация в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства и др. отсутствуют, что свидетельствует о ненадлежащей наполняемости сайта.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Выявленные нарушения в совокупности свидетельствуют о нарушении прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание поддержки со стороны органов местного самоуправления.
Просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Шимбиликское» <адрес> по неисполнению требований ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Обязать администрацию сельского поселения «Шимбиликское» Красночикойского района Забайкальского края в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия, предусмотренные ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем: проведения обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещения на официальной страниц сайта поселения в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательны: требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таки: нарушений; составления перечня нормативных правовых актов муниципальной контроля и разместить в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск пс указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей поддержания в актуальном состоянии (с указанием даты последнее актуализации); размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации: с реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого к среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Капустин Д.В. подержал административные исковые требования в полном объеме по тем основаниям, которые заявлены в иске.
Административный ответчик - администрация сельского поселения «Шимбиликское» о месте и времени судебного заседания извещенный надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил. Представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения требований прокурора не возражает.
В силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами и обязаны обеспечивать регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требовании установленных муниципальными правовыми актами установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
В силу пп. 14-15 Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
Перечень нормативных правовых актов составляется уполномоченным органом по следующей структуре: международные договоры Российской Федерации; акты органов Евразийского экономического союза; федеральные конституционные законы и федеральные законы; указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты; иные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - иные документы).
Перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации:
а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлен; обязательность соблюдения такого иного документа);
б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательны» требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;
в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечне объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовые актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальное состоянии (с указанием даты последней актуализации).
Согласно частям 2 и 3 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-Ф: информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства информацией:
1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российское Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российское Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об го классификации по видам экономической деятельности;
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и средней: предпринимательства в соответствии с их классификацией по вида]у экономической деятельности;
- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого vсреднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания таким организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;
- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующий инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической производственно-технологической информацией, информацией в область маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развитие малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация, указанная в части 2 названной статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенные отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокурорской проверкой, проведенной в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности выявлены нарушения федерального законодательства со стороны администрации сельского поселения «Шимбиликское».
Согласно представленному суду акту от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.___) мониторинга сайта администрации муниципального района «Красночикойский муниципального района <адрес> с URL адресом: http://чикой.забайкальскийкрай.рф/poseleniya/selskoe-poselenie-quotsshimbilikskoequot/, во вкладке сельского поселения « Шимбиликское» отсутствуют сведения о проведении обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений; перечень нормативных правовых актов в сфере муниципального контроля в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддержания в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации), отсутствует информация: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово - экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленного главе сельского поселения «Шимбиликское» ФИО4, следует, что выявленные нарушения законодательства по защите прав субъектов предпринимательства, предлагалось ответчику устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно имеющемуся в материалах дела акту мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание поддержки со стороны органов местного самоуправления, не устранены до настоящего времени.
В силу статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией сельского поселения «Шимбиликское» допущено незаконное бездействие, выразившееся в отсутствии информации в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, что свидетельствует о ненадлежащей наполняемости сайта.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Красночикойского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в два месяца со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку истец и ответчик в соответствии с п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Красночикойского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Шимбиликское» Красночикойского района Забайкальского края по неисполнению требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Обязать администрацию сельского поселения «Шимбиликское» Красночикойского района Забайкальского края в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия, предусмотренные ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем:
проведения обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещения на официальной страниц сайта поселения в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
составления перечня нормативных правовых актов муниципальной контроля и разместить в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей поддержания в актуальном состоянии (с указанием даты последнее актуализации);
-размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого к среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово -экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Решение суда принято в окончательной форме 03 августа 2020 года.
Судья: В.А.Добрынин