Решение по делу № 2а-485/2022 (2а-4815/2021;) от 02.12.2021

Дело № 2а-485/2022

УИД- 33RS0002-01-2021-006987-15

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 марта 2022 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре ФИО9,

с участием

представителя административного истца         ФИО10

представителя административного ответчика ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...> (в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7) к администрации <...> об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <...> обратился в Октябрьский районный суд <...> (в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7) к администрации <...> об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: МО <...> (городской округ), <...>, район Лунево-Сельцо, участок 361.

В обоснование иска указал, что постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### многодетной семье ФИО1 в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером 33:22:035053:23, расположенный по адресу: МО <...> (городской округ), <...>, район Лунево – Сельцо, участок 361, площадью 1050 кв.м., разрешенное использование: одноквартирный жилой дом с приусадебным земельным участком.

Спорный земельный участок не оснащен объектами необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления. В связи с этим не представляется возможным осуществить строительство жилого дома.

Проект планировки территории «Лунево-Сельцо» <...> утвержден постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###, в том числе с земельными участками для предоставления многодетным семьям.

Проект предусматривает обеспечение земельных участков социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, включая дороги, проезды, улицы, водо-, тепло-, газоснабжением, водоотведением.

На территории Владимирской области во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### постановлением Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям. Также утверждена государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области, где на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечения инфраструктурой.

Однако с момента предоставления многодетным семьям земельных участков они необходимой инфраструктурой не обеспечены, семья не может осуществлять строительство жилого дома. Из бюджета МО <...> денежные средства на указанные цели не выделялись, мероприятия не выполнялись.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, АО «Газпром газораспределение Владимир», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» «Владимирэнерго», МУП «Владимирводоканал».

В судебном заседании представитель административного истца (прокурора <...>) заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации <...> возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что частично обязательства по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков выполняются. Проводятся мероприятия газоснабжению с привлечением средств областного бюджета, работы запланированы, выполняются работы по строительству транспортной инфраструктуры. Срок выполнения обязательств полагает недостаточным.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МУП «Владимирводоканал» <...> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие; в представленном отзыве указали, что централизованного водоснабжения и водоотведения в мкр. Лунево не имеется, предпроектная и проектная документация для строительства централизованных сетей водопровода и канализации в микр. Лунево МУП «Владимирводоканал» не разрабатывалась. Строительство водопровода и канализации в микр. Лунево, где отсутствуют централизованные системы водоснабжения и водоотведения, от централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Владиммирводоканал», в существующем положении – без инженерных изысканий, проектно-сметной документации, выбора трассы, получения согласия Правительства РФ на отвод земель лесного фонда, фактически невыполнимо, поскольку точка подключения на существующих централизованных муниципальных сетях с учетом пропускной способности сетей находится на значительном расстоянии.

АО «Газпром газораспределение Владимир» в суд представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещался, в отзыве указали что сети газораспределения в районе отсутствуют, необходимо строительство газопровода, работы включены в прграмму газификации на 2019-2023 годы.

Представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и строительства Владимирской области, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» «Владимирэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии с п.п. 7, 38, 39 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», установленная Земельным кодексом РФ льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков. До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ###-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.

В силу статьи 3 названного Закона субъекта предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьёй 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (часть 1).

Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет (часть 3).

Формирование земельных участков, предназначенных для предоставления в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (часть 4).

Перечень сформированных земельных участков для предоставления в соответствии с настоящей статьей (далее - перечень) утверждается органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления. Внесение изменений в перечень осуществляется не позднее двух недель со дня формирования земельных участков или предоставления земельных участков из перечня в соответствии с настоящей статьей (часть 5).

Граждане, обладающие правом на предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1-4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме, установленной органами местного самоуправления (часть 6).

Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в течение 30 дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев, установленных частью 12 настоящей статьи (часть 11).

При отсутствии сформированных земельных участков на дату регистрации заявления либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней после формирования земельного участка. Формирование земельных участков осуществляется органами местного самоуправления в срок, не превышающий 6 месяцев со дня регистрации заявления (часть 12).

Как следует из материалов дела, постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### многодетной семье ФИО1 в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером 33:22:035053:23, расположенный по адресу: МО <...> (городской округ), <...>, район Лунево – Сельцо, участок 361, площадью 1050 кв.м., разрешенное использование: одноквартирный жилой дом с приусадебным земельным участком.

Данный земельный участок семье ФИО1 выделены в рамках подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку она относится к категории граждан имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

В сентябре 2014 года членами семьи за зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный выше земельный участок: по 210/1050 доли в праве за каждым.

Семье администрацией <...> выдано разрешение на строительство одноквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако с момента предоставления земельного участка многодетной семье ФИО1 и до настоящего времени, административным ответчиком обязанность по обеспечению земельного участка объектами необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления, не выполнена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ ###-О «По жалобе администрации <...> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, на стадии предоставления земельных участков, администрация <...> должна была принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры; гражданам, получившим земельные участки, должна быть обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям.

Учитывая, что администрацией <...> не принимаются меры, направленные на обеспечение земельных участков, выделенных многодетным семьям материальных истцов инженерной и транспортной инфраструктурой, что препятствует реализации их прав по использованию предоставленного земельного участка по назначению, в том числе строительству жилого дома, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика не соответствует требованиям закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры на спорном земельном участке, выделенном многодетной семье ФИО1 и бездействие администрации <...> по созданию сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, дорожной инфраструктуры в отношении земельного участка, суд считает незаконными, поскольку данное бездействие нарушает социальные и жилищные права многодетной семьи ФИО1

При таких обстоятельствах, имеются все основания для удовлетворения административного иска прокурора <...> об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <...> удовлетворить.

Обязать администрацию <...> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: МО <...> (городской округ), <...>, район Лунево-Сельцо, участок 361, кадастровый ###.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья          М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья           М.С.Игнатович

    

2а-485/2022 (2а-4815/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дворкина Кристина Викторовна
Информация скрыта
Прокурор города Владимира
Ответчики
Администрация г. Владимира
Другие
МУП "Владимирводоканал"
МРСК Центра и Приволжья филиал Владимирэнерго
АО "Газпром газораспределение Владимир"
Управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира
Департамент строительства и архитектуры ВО
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация административного искового заявления
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее