Судья Боброва И.А.
Дело № 2-3038/2022
Дело № 33-149/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Золотаревой Ю.Г., Тараника В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17.11.2022, которым постановлено:
Исковые требования Шевченко В. В., Шевченко В. В., Рожкова А. Н. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное <...> Шевченко В. В., <...> года рождения, уроженке <...>, паспорт № <...> № <...> свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв. м. общей площади жилья» указать «116 846», в графе «Размер выплаты» указать «6 309 684 рубля».
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Березовской Н. В. судебные расходы по оплате государственной пошлины сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
Требования мотивировали тем, что они являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <...>,
<...>, которое во II квартале 2022 года включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области.
<...> истцам выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения (далее - свидетельство № <...>) площадью 54 кв. м, исходя из стоимости
1 квадратного метра общей площади жилья 78 184 рубля, размером выплаты - 4 221 936 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость
1 квадратного метра в Еврейской автономной области составила
105 513 рублей.
Просили суд обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Шевченко В.В. свидетельство № <...> в графе «Стоимость 1 кв. м общей площади жилья» указать «105 513 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5 697 702 рубля».
В судебное заседание истцы Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н. не явились, представили заявление об уточнении исковых требований, в котором указали, что, так как жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>, включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, 12.08.2022, то согласно приказу Минстроя
от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» в выданном свидетельстве
№ <...> в графе «Стоимость 1 кв. м общей площади жилья» необходимо указать «116 846 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «6 309 684 рубля».
Представитель ОГБУ «МФЦ» представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указал, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 квадратный метр.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области подписан губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.
Поскольку истцы на основании судебного акта от 28.04.2022 установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения. Граждане злоупотребляют своим правом, обращаются в суд и устанавливают право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в 2022 году, в то время как чрезвычайная ситуация возникла
в 2020 году.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в иске.
Мотивируя жалобу, сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указал, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 квадратный метр.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области подписан губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.
Истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, то есть на правоотношения, возникшие на дату чрезвычайной ситуации. В связи с чем, не имеет правового значения довод, когда спорное помещение включили в вышеуказанный Перечень.
Удовлетворяя требования, суд не применил положения вышеуказанного постановления, подменив своим решением орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости
1 квадратного метра жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что не допустимо.
Истцы Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области
от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28.04.2022 были удовлетворены исковые требования Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожкова А.Н. к ОГБУ «МФЦ», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности совершить определённые действия. Принадлежавшее им жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>,
<...>, признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году. На мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информацию о данном жилом помещении, как утраченном в результате чрезвычайной ситуации. На ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность выдать им свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере 54 кв. м.
Решение суда вступило в законную силу 02.09.2022.
Указанное жилое помещение включено 12.08.2022 в утверждённый губернатором Еврейской автономной области Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, который является дополнением к Перечню утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, утверждённому губернатором Еврейской автономной области от 29.09.2020.
<...> истцам выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму
4 221 936 рублей, исходя из общей площади жилого помещения 54 кв. м, стоимости 1 квадратного метра 78 184 рубля, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года».
Приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 116 846 рублей.
Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на III квартал 2022 года (на дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году), истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 12.08.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на
III квартал 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства) на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Переченя жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
В пункте 2 названного распоряжения правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости
1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для Еврейской автономной области на III квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 28.04.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 31.08.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в Перечень, который был утверждён губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, а остальные перечни являются дополнением к нему.
В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном <...> истцам свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рублей за 1 квадратный метр.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17.11.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Шевченко В. В., Шевченко
В. В., Рожкова А. Н. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи Ю.Г. Золотарева
В.Ю. Тараник
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.05.2023.
Дело № 2-3038/2022
Дело № 33-149/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Золотаревой Ю.Г., Тараника В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17.11.2022, которым постановлено:
Исковые требования Шевченко В. В., Шевченко В. В., Рожкова А. Н. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное <...> Шевченко В. В., <...> года рождения, уроженке <...>, паспорт № <...> № <...> свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв. м. общей площади жилья» указать «116 846», в графе «Размер выплаты» указать «6 309 684 рубля».
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Березовской Н. В. судебные расходы по оплате государственной пошлины сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
Требования мотивировали тем, что они являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <...>,
<...>, которое во II квартале 2022 года включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области.
<...> истцам выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения (далее - свидетельство № <...>) площадью 54 кв. м, исходя из стоимости
1 квадратного метра общей площади жилья 78 184 рубля, размером выплаты - 4 221 936 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость
1 квадратного метра в Еврейской автономной области составила
105 513 рублей.
Просили суд обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Шевченко В.В. свидетельство № <...> в графе «Стоимость 1 кв. м общей площади жилья» указать «105 513 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5 697 702 рубля».
В судебное заседание истцы Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н. не явились, представили заявление об уточнении исковых требований, в котором указали, что, так как жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>, включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, 12.08.2022, то согласно приказу Минстроя
от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» в выданном свидетельстве
№ <...> в графе «Стоимость 1 кв. м общей площади жилья» необходимо указать «116 846 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «6 309 684 рубля».
Представитель ОГБУ «МФЦ» представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указал, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 квадратный метр.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области подписан губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.
Поскольку истцы на основании судебного акта от 28.04.2022 установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения. Граждане злоупотребляют своим правом, обращаются в суд и устанавливают право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в 2022 году, в то время как чрезвычайная ситуация возникла
в 2020 году.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в иске.
Мотивируя жалобу, сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указал, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 квадратный метр.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области подписан губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.
Истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, то есть на правоотношения, возникшие на дату чрезвычайной ситуации. В связи с чем, не имеет правового значения довод, когда спорное помещение включили в вышеуказанный Перечень.
Удовлетворяя требования, суд не применил положения вышеуказанного постановления, подменив своим решением орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости
1 квадратного метра жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что не допустимо.
Истцы Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожков А.Н., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области
от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 28.04.2022 были удовлетворены исковые требования Шевченко В.В., Шевченко В.В., Рожкова А.Н. к ОГБУ «МФЦ», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности совершить определённые действия. Принадлежавшее им жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>,
<...>, признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году. На мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информацию о данном жилом помещении, как утраченном в результате чрезвычайной ситуации. На ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность выдать им свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере 54 кв. м.
Решение суда вступило в законную силу 02.09.2022.
Указанное жилое помещение включено 12.08.2022 в утверждённый губернатором Еврейской автономной области Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, который является дополнением к Перечню утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, утверждённому губернатором Еврейской автономной области от 29.09.2020.
<...> истцам выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму
4 221 936 рублей, исходя из общей площади жилого помещения 54 кв. м, стоимости 1 квадратного метра 78 184 рубля, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года».
Приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 116 846 рублей.
Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на III квартал 2022 года (на дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году), истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 12.08.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на
III квартал 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства) на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Переченя жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
В пункте 2 названного распоряжения правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости
1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для Еврейской автономной области на III квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 28.04.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 31.08.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в Перечень, который был утверждён губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, а остальные перечни являются дополнением к нему.
В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном <...> истцам свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рублей за 1 квадратный метр.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17.11.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Шевченко В. В., Шевченко
В. В., Рожкова А. Н. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи Ю.Г. Золотарева
В.Ю. Тараник
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.05.2023.