Судья Зарипова Е.В 33-109/2021
(33-3974/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2021 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Душнюк Н.В. и Савельевой Н.Е.
при ведении протокола помощником судьи Рочевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционным жалобам ответчика и третьего лица на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 августа 2020 года по иску В.Т.К. к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» о взыскании недоначисленных сумм выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Т.К. обратилась с иском по тем основаниям работала в государственном казенном учреждении Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» (далее - Центр занятости населения), 14 апреля 2020 года трудовой договор с ней расторгнут по сокращению штата, при увольнении ей было выплачено выходное пособие в размере (...) и компенсация за неиспользованный отпуск в размере (...). Однако при определении среднего заработка для начисления этих сумм не была в полном объеме применена индексация в связи с повышением с заработной платы. Истец просила взыскать с ответчика недоначисленные суммы выходного пособия при увольнении в размере (...) и компенсации за неиспользованный отпуск в размере (...) Также в связи с нарушением трудовых прав и причинением ей нравственных страданий истец просила взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере (...)
В последующем, в связи частичным удовлетворением иска Центром занятости населения, истец уменьшила исковые требований, просила взыскать с ответчика недоначисленные суммы выходного пособия при увольнении в размере (...) и компенсации за неиспользованный отпуск в размере (...)., также компенсацию морального вреда в размере (...)
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с Центра занятости населения в пользу В.Т.К. денежные средства в размере (...)., компенсацию морального вреда в размере (...)
С ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в сумме (...).
С решением суда не согласен Центр занятости населения, в апелляционной жалобе директор Центра Ш.В.А. просит отменить судебное решение, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что при разрешении спора судом неверно применены нормы материального права. Ссылаясь на положения части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 4, 16, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, пункты 19, 21, 25, 26, 28 Положения об оплате труда работников Центра занятости населения, утвержденного приказом Центра занятости населения от 29 ноября 2019 года № 444/1-П, указывает, что выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, также премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, год) в Центре занятости населения не являются выплатами к окладу в фиксированном размере, а относятся к выплатам, установленным к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению, в диапазоне значений и, соответственно, не учитываются при повышении среднего заработка. Считает, что у работодателя отсутствует задолженность перед работником, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении была рассчитана правильно, с учетом доплаты в ходе рассмотрения дела произведена в полном объеме. Данная позиция согласуется с выводами Управления труда и занятости Республики Карелия по итогам ведомственной внеплановой документарной проверки.
С решением суда не согласно третье лицо по делу - государственное казенное учреждение Республики Карелия "Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения" (далее по тексту – Центр бухгалтерского сопровождения), в апелляционной жалобе директор учреждения Д.Ю.А. просит отменить решение суда, вынести по делу новый судебный акт. Указывает, что согласно разъяснениям Управления труда и занятости Республики Карелия, при расчете среднего заработка работникам Центра занятости необходимо было применять повышающие коэффициенты к должностным окладам и выплатам стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет. При этом выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы не должны учитываться при повышении среднего заработка. Указанная позиция отражена в письме Центра занятости населения от 09 июня 2020 года №, направленном в адрес Центра бухгалтерского сопровождения. Расчет выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, примененный судом в решении, противоречит позиции Управления труда и занятости Республики Карелия, осуществляющего государственную политику и управление в сфере труда, охраны труда и занятости населения на территории республики. Судом были нарушены нормы процессуального права, поскольку Управление труда и занятости Республики Карелия не было привлечено к участию в деле. Между тем, постановленное судебное решение влияет на законные права и интересы Управления труда и занятости населения Республики Карелия, поскольку может повлечь увеличение бюджетных расходов при формировании фондов оплаты труда работников учреждений Республики Карелия.
В возражениях на апелляционные жалобы истица полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Центра занятости населения", действующая по доверенности З.В.В. и представитель Центра бухгалтерского сопровождения, действующая по доверенности М.Е.А., доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.
Истец В.Т.К. в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, проверив материалы дела, оценив дополнительно представленное доказательство, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан произвести работнику выплату всех сумм, причитающихся работнику.
Из материалов дела следует, что В.Т.К. работала в Центре занятости населения в должности ведущего бухгалтера отдела финансово-экономического обеспечения и социальных выплат. Заработная плата истца состояла из должностного оклада, районного коэффициента, надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, стимулирующих выплат: за стаж непрерывной работы, выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, премиальных выплат.
В период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в соответствии с трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему В.Т.К. был установлен должностной оклад с 1 апреля 2019 года - (...)., с 1 октября 2019 года в соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 26 сентября 2019 года № - (...)., также с 1 февраля 2020 года – (...)
14 апреля 2020 года трудовой договор с истцом расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности Центра занятости населения осуществляет Центр бухгалтерского сопровождения в соответствии с договором, заключенным между указанными учреждениями 13 марта 2020 года.
При увольнении В.Т.К. были начислены и выплачены предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации выходное пособие за 22 рабочих дня в размере (...) и компенсация за неиспользованный отпуск за 23 календарных дня в размере (...). Расчет этих сумм был произведен работодателем исходя из первоначальной начисленной заработной платы за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в размере (...)
В последующем, в ходе рассмотрения дела истцу был произведен перерасчет спорных сумм исходя из заработной платы за указанный период в размере (...).; дополнительно начислены суммы выходного пособия ((...).) и компенсации за неиспользованный отпуск ((...).)
Между работником и работодателем возник спор относительно порядка расчета заработной платы за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года с учетом индексации в связи с повышением заработной платы и, соответственно, среднего дневного заработка для определения подлежащих выплате работнику сумм выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск.
В.Т.К. полагала, что при расчете заработной платы подлежат индексации в связи с повышением должностного оклада все выплаты стимулирующего характера, в том числе выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и премиальные выплаты по итогам работы. По расчетам истца ее заработная плата за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года составляет (...).; суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск недоначислены, поскольку работодатель применяет индексацию в связи с повышением заработной платы только к должностному окладу и стимулирующей выплате за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца, взыскал с ответчика заявленную истцом денежную сумму, указав, что выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты по итогам работы не были учтены при повышении заработной платы Центром бухгалтерского сопровождения в нарушение Положения об особенностях порядке исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, и Положения об оплате труда работников Центра занятости населения, утвержденного приказом Центра занятости населения от 29 ноября 2019 года №
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда и взысканием с ответчика в пользу истца недоначисленных сумм выходного пособия в размере (...) и компенсации за неиспользованный отпуск в размере (...)
При этом, в порядке статьи 327.1 ГПК РФ судом апелляционной инстанции были принято дополнительное доказательство - Положение об оплате труда работников Центра занятости населения, утвержденное приказом Центра от 24 апреля 2019 года №., которое действовало с 1 апреля 2019 года по 1 февраля 2020 года, то есть в период, за который была начислена заработная плата и в отношении которой возник спор.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первойстатьи 81данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размересреднего месячного заработка.
Исчисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск производится исходя из среднего заработка работника, в соответствии сПравилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными Народным Комиссариатом Труда СССР30 апреля 1930 года № 169, которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (часть 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации),
Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единыйпорядокее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Особенности порядка исчислениясредней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922.
Пунктом 16 данного Положения предусмотрено, что при повышении в организации тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается, если повышение произошло в расчетный период; выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
В случае, если при повышении в организации тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты (абзац 5).
При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность) (абзац 6).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является установление, относятся ли стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и премиальные выплаты по итогам работы к выплатам, установленным в фиксированном размере (проценты, кратность) или в диапозоне значений (проценты, кратность).
Виды, размеры и порядок начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам Центра занятости населения определены в действовавшем с 1 апреля 2020 года Положении об оплате труда работников данного Центра, утвержденном приказом Центра занятости населения от 24 апреля 2019 года№, и в действующем с 1 февраля 2020 года Положении об оплате труда работников данного Центра, утвержденном приказом Центра занятости населения 29 ноября 2019 года№
Согласно пункту 19 Положения об оплате труда утвержденного приказом от 24 апреля 2019 года, работникам Центра устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе: за интенсивность и высокие результаты работы; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
В силу пункту 20 данного Положения выплата за интенсивность и высокие результаты работникам административного персонала осуществляется на основании предложений начальников отдела; производится ежемесячно с учетом следующих критериев: интенсивность и напряженность в работе, участие в совместных с органами государственной власти, органами местного самоуправления и работодателями мероприятиях, направленных на создание рабочих мест и снижение уровня безработицы, легализацию трудовых отношений и оплаты труда; качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости, участие в реализации федеральных, региональных государственных программ, активность информационной деятельности, соблюдение высокой исполнительской дисциплины, отсутствие обоснованных жалоб со стороны получателей государственных услуг на качество государственных услуг и.т. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается в процентном отношении к окладу (должностному окладу).
В силу пункта 22 Положения премиальные выплаты по итогам работы выплачиваются с целью поощрения работников; премиальные выплаты (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) устанавливаются в процентном отношении к окладу, выплачиваются ежемесячно равными долями в течение квартала, следующего за отчетным периодом. Степень выполнения работниками учреждения показателей эффективности за отчетный период оценивается суммой баллов, бальная оценка производится суммированием фактически бальных значений показателей эффективности. Размер премии в процентах от должностного оклада определяется суммой полученных баллов по результатам. Минимальный размер премии - 50% от должностного оклада, максимальный – 100%.
Согласно пункту 24 Положения в целях принятия решения об осуществлении выплат стимулирующего характера и оценки эффективности работы различных категорий работников в учреждении создается комиссия под председательством руководителя учреждения.
Таким образом, в силу указанного Положения об оплате труда работников Центра занятости, которое действовало с 1 апреля 2019 года по 1 февраля 2020 года, размер выплаты за интенсивность и высокие показатели работы, также премиальных выплат по итогам работы устанавливались работникам ежемесячно соответствующей комиссией с учетом определенных критериев, конкретных показателей работы и в процентном отношении к окладу. При этом размер этих процентов и, соответственно, выплат мог изменяться, то есть они находились в определенном диапазоне. Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела расчетными листками по начислению заработной платы истцу.
Учитывая изложенное, при повышении среднего заработка указанные стимулирующие выплаты в силу абзаца 6 пункта 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не учитываются.
С 1 октября 2019 года оклад истца был повышен с (...). до (...)., соответственно повышение заработной платы составило за период с апреля по сентябрь 2019 года (...).
Учитывая, что с 1 февраля 2020 года должностной оклад истца был повышен с (...). до (...)., коэффициенты повышения составили за период с апреля по сентябрь 2019 года - (...), за период с октября 2019 года по январь 2020 года - (...)
Заработная плата истца за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года исходя из ежемесячных сумм должностного оклада, выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет, повышенных с учетом указанных выше коэффициентов, также выплат за интенсивность и премиальных выплат по итогам работы составила (...)
Подлежащее выплате истцу выходное пособие при увольнении по сокращению штата в размере среднего месячного заработка, исчисленное из среднего дневного заработка – (...), количества дней за период с 15 апреля по 14 мая 2020 года – 22 дня, составляет (...)
Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, исходя из среднего дневного заработка для выплаты указанной компенсации – (...) и количества календарных дней неиспользованного отпуска – 23 дня, составляет (...)
Действительно, первоначально Центр бухгалтерского сопровождения неверно определил заработную плату В.Т.К. за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, также средней дневной заработок и соответственно, также неверно начислил подлежащие выплате истцу суммы выходного пособия в размере (...) и компенсации за неиспользованный отпуск в размере (...)
В ходе рассмотрения дела Центром бухгалтерского сопровождения был произведен перерасчет суммы выходного пособия, к первоначально выплаченной истцу сумме в размере (...) дополнительно было начислено (...)., выплачено 13 июля 2020 года - (...)., также ХХ.ХХ.ХХ перечислено (...) Таким образом, истцу в полном объеме произведена выплата выходного пособия в размере среднемесячного заработка в размере (...)
Также Центром бухгалтерского сопровождения истцу был произведен перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск; к первоначально выплаченной сумме в размере (...)., дополнительно начислено (...) выплачено (...). за вычетом подоходного налога ((...) за вычетом подоходного налога (...) Следовательно, истцу в полном объеме выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере среднемесячного заработка в размере (...)
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении иска в части взыскания с ответчика в пользу истца (...) нельзя признать законным и обоснованным, в силу пунктов 3 и 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом отклоняются доводы истца о том, что третьим лицом при расчетах используется двойной подход к применению постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № - при повышении должностных окладов с 1 октября 2019 года при расчете средней заработной платы в период с апреля по сентябрь 2019 года стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы и премиальные выплаты были увеличены на повышающий коэффициент (...) однако в последующем за период с октября 2019 года по январь 2020 года повышающий коэффициент к этим выплата применен не был. Судебная коллегия учитывает, что распоряжением главы Республики Карелия от 26 сентября 2019 года №, органам исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных государственных- казенных бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия, было предписано обеспечить увеличение с 1 октября 2019 года оплаты труда на (...)
Вместе с тем, обоснованными являются исковые требования В.Т.К. о взыскании с работодателя компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав истца.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Работодатель нарушил трудовые права истца, поскольку при увольнении 14 апреля 2020 года не выплатил ей в полном объеме причитающиеся суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем истица 15 июня 2020 года обратилась за судебной защитой.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, длительность нарушений прав истца, характер причиненных ей нравственных страданий, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости, судебная коллегия определяет размер данной компенсации в размере (...)
В порядке статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 августа 2020 года отменить и изменить в части, вынести по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Исковые требования В.Т.К. к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» в пользу В.Т.К. денежную компенсацию морального вреда в размере (...)
В остальной части иска отказать.
С государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.
Председательствующий
Судьи