№ 59МS0056-01-2024-004301-27
Дело 2-809/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года г. Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Косюк Н.Ю.,
с участием истца Ф.В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.В.М. к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести перерасчет за неоказанную коммунальную услугу, о взыскании судебных расходов,
установил:
Истец Ф.В.М. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» (далее - АО «ПРО ТКО») о признании незаконным начисления платы и о возложении обязанности произвести перерасчет за неоказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, м.о. Губахинский, рп. Углеуральский, <адрес> за период с 01.01.2019г. по 01.04.2024г.,взыскании судебных расходов в размере 3000 руб. Требования мотивированы тем, что он является собственником дома по адресу: <адрес>, м.о. Губахинский, рп. Углеуральский, <адрес>. Ближайшее место сбора твердых коммунальных отходов расположено в 4,5 километрах от его дома, по адресу: <адрес>, рп.Углеуральский, <адрес>. Предлагаемая для сбора и вывоза твердых и коммунальных отходов контейнерная площадка не соответствовала требованиям законодательства. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается ненадлежащего качества. Не исполняя обязанности по организации и вывозу мусора, ответчик ежемесячно производил начисление платы за услугу «обращение с ТКО». Начисление платы производилось на одного человека. Считает предъявление ответчиком требования об оплате данной услуги за период с 01.01.2019г. по 01.04.2024г. не законным и не обоснованным.
Определением суда от 27.08.2024г. принят отказ истца от иска о признании незаконным начисления платы и о возложении обязанности произвести перерасчет за неоказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, м.о. Губахинский, рп. Углеуральский, <адрес> за период с 01.10.2023г. по 31.01.2024г.
В судебном заседании истец Ф.В.М. исковые требования поддержал по доводам искового заявления. Дополнил, что расстояние от его дома до контейнерной площадки по адресу: <адрес> составляет 4,5 км, а не 1,18 км, по бездорожью, как указывает ответчик.
Представитель ответчика АО «ПРО ТКО» Зубова Ю.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором указала, что АО «ПРО ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по сбору и транспортированию ТКО.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. В случае не заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменном виде, договор заключается на основании публичной оферты. В силу закона договор считается заключенным вне зависимости от наличия единого подписанного сторонами документа. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ответчиком и истцом в письменной форме не подписывался. Вывоз твердых коммунальных отходов в рп.Углеуральский осуществляется с января 2019 централизованным (контейнерным) способом. С января 2019 по сентябрь 2023 вывоз ТКО осуществлялся с контейнерной площадки по адресу рп.Углеуральский, <адрес>. Ориентировочное расстояние от адреса заявителя (рп.Углеуральский, <адрес>) до вышеуказанной контейнерной площадки составляет 1,18 км. Данная площадка включена в реестр мест накопления ТКО на территории Губахинского муниципального округа. С октября 2023г. по январь 2024г., а также с апреля 2024г. по настоящее время вывоз осуществляется с контейнерной площадки по адресу рп.Углеуральский, <адрес>. Ориентировочное расстояние от адреса заявителя (рп.Углеуральский, <адрес> до вышеуказанной контейнерной площадки составляет 117 м. В период с февраля 2024г. по март 2024г. вывоз ТКО с данной площадки не производился в связи с кражей контейнера. Данная контейнерная площадка включена в реестр мест накопления ТКО на территории Губахинского муниципального округа, источниками образования которой являются жители ИЖС по <адрес>. В период с февраля 2024г. по март 2024г. ближайшая контейнерная площадка по адресу заявителя (рп.Углеуральский, <адрес>) расположена по адресу: рп.Углеуральский, <адрес>. Ориентировочное расстояние от адреса заявителя до вышеуказанной контейнерной площадки составляет 650 м. Данная контейнерная площадка включена в реестр мест накопления ТКО на территории Губахинского муниципального округа, источниками образования которой являются жители ИЖС по <адрес> удаленности расположения контейнерной площадки от многоквартирного дома не имеет значение для рассмотрения настоящего дела. Организация мест накопления ТКО и определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления. Согласно реестру мест накопления отходов на территории Губахинского городского округа, утвержденного постановлением администрации Губахинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № место (площадка) для потребителей (источник образования ТКО), проживающих по <адрес>, органами местного самоуправления определено по адресу: рп. Углеуральский, <адрес> (п.150 Реестра) расстояние 117 м, <адрес> (п. 151 Реестра), расстояние 650 м). Таким образом место (площадка) накопления ТКО для Ф.В.М. в период с октября по настоящее время определено и организовано органами местного самоуправления по адресу: рп.Углеуральский, <адрес>. Иных ближайших к дому ответчика мест накопления ТКО, соответствующих требованиям действующего законодательства, органами местного самоуправления не определено. От регионального оператора не зависит исполнение лицами, отвечающими за создание мест (площадок) накопления ТКО, возложенных на них обязанностей. Региональный оператор при фактическом оказании услуги в соответствующем населенном пункте (если там есть любое место накопления ТКО, с которого Региональный оператор вывозит ТКО) вправе начислять плату за вывоз ТКО всем жителям домов данного поселения. В удовлетворении исковых требований Ф.В.М. просила отказать в полном объеме.
Представитель Администрации Губахинского муниципального округа <адрес> Ким А.В. в судебное заседание не явилась, ранее в отзыве на исковое заявление поясняла, что требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № к Правилам №, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления (периодичность вывоза). Перерасчет платы за оказанную услугу по обращению с ТКО производится в случае нарушения периодичности вывоза ТКО и за период временного отсутствия потребителя. Рассмотрение дела оставила на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без их участия.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Ф.В.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> 03.08.2017г. по настоящее время, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
В силу ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно п. 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу п. 148 (13) Правил № 354 Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч. ч. 1,3,4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641»
Согласно п. 10 Правил обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутри домовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно п. 148 (26) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, согласно которому мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ПКГУП «Теплоэнерго» являлось с ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в рп. <адрес> края, с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО».
Ответчик начисляет Ф.В.М. платежи за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из одного проживающего, за период с 01.01.2019г. по 31.03.2024г. истцу начислена плата по договору № в сумме 9042,67 руб., в т.ч. пени 2081,14 руб., что подтверждается квитанцией № (л.д.4).
Согласно справке Территориального управления по решению вопросов пос.Углеуральский, Парма, Шестаки, Нагорнский, Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от 15.02.2024г. №-Ф дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> для постоянного проживания не предназначен, используется в летний период с 01 мая по 31 октября, как дача, постоянно проживающие и зарегистрированные граждане отсутствуют (л.д.5).
Как следует из отзыва ответчика с января 2019 по сентябрь 2023 ближайшая к дому истца контейнерная площадка находилась по адресу: рп.Углеуральский <адрес> на расстоянии 1,18 км, с октября 2023г. по январь 2024г., а также с апреля по настоящее время по адресу: рп.Углеуральский, <адрес> на расстоянии 117 м (с февраля 2024г. по март 2024г. вывоз ТКО с данной площадки не производился в связи с кражей контейнера); с февраля 2024г. по март 2024г. ближайшая контейнерная площадка к адресу заявителя (рп.Углеральский, <адрес>) расположена по адресу: рп.Углеуральский <адрес> на расстоянии 650 м.
Место (площадка) временного складирования ТКО по адресу: рп.Углеуральский, <адрес> (п.150) для жителей ИЖС <адрес> установлено постановлением администрации Губахинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден реестр мест временного складирования ТКО на территории Губахинского муниципального округа <адрес>. Из выгрузки из АСУ «Управление отходами» КП 110319 следует, что вывоз мусора с названной площадки до кражи контейнера периодически производился истцом с 06.10.2023г. по 24.01.2024г. После повторной установки контейнера вывоз мусора был выполнен ответчиком 07.04.2024г.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Таким образом, в период с 01.01.2019г. по 30.09.2023г.и с 01.02.2024г. по 01.04.2024г. на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес> рп.Углеуральский отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м, при этом минимальное расстояние до ближайших контейнерных площадок по <адрес> и <адрес> составляло 1180 м и 650 м (с учетом обратного пути 2 360 м и 1300 м), соответственно.
Факт отсутствия в районе дома истца в спорный период времени контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям законодательства подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Суду не представлено доказательств, что региональным оператором АО «ПРО ТКО» была выполнена обязанность по предоставлению пакетов или других емкостей для сбора мусора, ввиду отсутствия контейнерной площадки, в связи с чем, потребитель не имел возможности соблюсти п. 10 Правил № 1156 и разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно, пользоваться услугами по обращению с ТКО.
Суд приходит к выводу о том, что Ф.В.М. в период с 01.01.2019г.по 30.09.2023г. и с 01.02.2024г. по 01.04.2024г. не являлся потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ему, как собственнику <адрес> в рп. Углеуральский, услуга по обращению с ТКО не оказывалась, в связи с чем, начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил № 354.
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей»).
Вместе с тем, такие доказательства, освобождающие ответчика от ответственности, в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома Ф.В.М., не свидетельствует о том, что АО «Пермский региональный оператор ТКО» не оказывает соответствующую услугу истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления отклоняется, поскольку взаимоотношения органа местного самоуправления и АО «Пермский региональный оператор ТКО» касаются только указанных участников, потребитель не должен испытывать негативные последствия их недоговоренности по местам оборудования ТБО.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» в силу буквального содержания оспариваемые нормативные положения не предполагают безвозмездного оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а равно и взимания платы за неоказанную услугу, в том числе за период, в котором отношения между региональным оператором и потребителем регламентировались типовым договором.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Ф.В.М. о возложении на ответчика АО «Пермский региональный оператор ТКО» обязанности произвести перерасчет задолженности за не предоставленную услугу по обращению с ТКО подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходами (ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что истцом были понесены расходы за составление искового заявления в размере 3 000 руб. (квитанция ООО «Стабильность» от ДД.ММ.ГГГГ), указанные расходы носят необходимый и разумный характер, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика.
Поскольку истец на основании пп. 4 п.2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за требования неимущественного характера в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ф.В.М. к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести перерасчет за неоказанную коммунальную услугу, о взыскании судебных расходов удовлетворить.
Возложить на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) обязанность произвести перерасчет размера платы за неоказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с 01.01.2019г. по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.02.2024г. по 01.04.2024г.
Взыскать с Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) в пользу Ф.В.М. судебные расходы в размере 3 000 руб.
Взыскать с Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.
Председательствующий Кремер Я.А.
Мотивированное решение составлено 03.09.2024г.