ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2019 года по делу N 33-17632/18
Судья: Василенко Н.С.
17 января 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Станковой Е.А.
с участием прокурора Романенко Ф.С.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой С. В. к Управлению МВД России по г.Волжскому Волгоградской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Кожевниковой С. В. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 октября 2018 года которым:
в удовлетворении исковых требований Кожевниковой С. В. было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав Кожевникову С.В. и её представителя – Овчинникова В.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Управления МВД России по г.Волжскому Волгоградской области – Орловой Т.Ю., представителя Управлени МВД России по Волгоградской области – Федичевой Е.А. на доводы жалобы,
установила:
Кожевникова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению МВД России по г.Волжскому Волгоградской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в обоснование требований указав на то, что с 19 декабря 2000 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях. С октября 2017 года занимала должность старшего инспектора отделения по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области. Приказом ГУ УМВД России по Волгоградской области № 170 от 9 октября 2017 года утвержден прилагаемый перечень изменений в штатных расписаниях Управления МВД России по г. Волжскому, согласно которому в отделе по вопросам миграции Управления МВД России по г. Волжскому отделение по работе с иностранными гражданами, в котором проходила службу Кожевникова С.В. ликвидируется, в том числе и должность старшего инспектора данного отделения. Внутри отдела по вопросам миграции организуются два отделения: отделение № 1 (по работе с гражданами РФ), отделение № 2 ( по работе с иностранными гражданами), в которой вводится 11 должностей, три из которых старшего инспектора, три – инспектора. Приказом Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области от 7 августа 2018 года № 608 она уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) и освобождена от занимаемой должности. Ей неоднократно предлагались списки вакантных должностей в структуре Управления МВД России по г.Волжскому, которые, по её мнению, не соответствуют уровню ее квалификации и опыту работы. Увольнение по указанному основанию произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку фактически ликвидации не происходило, количественный состав сотрудников остался прежним, на момент увольнения она являлась единственным трудоспособным членом семьи, не учтена ее квалификация, в связи с чем истец просила: суд признать незаконными приказ Управления МВД России по г. Волжскому № 608 л/с от 7 августа 2018 года об ее увольнении, восстановить ее на работе в должности старшего инспектора отделения по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области, взыскать с Управления МВД России по г. Волжскому в ее пользу среднюю заработную плату за вынужденный прогул, компенсацию морального вреда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кожевникова С.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, и постановить новое решение об удовлетворении требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее, чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел.
Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кожевникова С.В. с 19 декабря 2001 года по 1 августа 2002 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях, с 1 августа 2002 года по 1 января 2006 года в должности инспектора отделения паспортно-визовой службы УВД г. Волжского. 1 января 2006 года назначена на должность инспектора отдела УФМС России по Волгоградской области по вопросам гражданства, с 1 января 2012 года - инспектором отдела УФМС России по Волгоградской области в г. Волжском.
С 7 июля 2016 года по 4 июля 2018 года Кожевникова С.В. замещала должность старшего инспектора отделения по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.Волжскому. С 4 июля 2018 года поступила в распоряжение Управления МВД России по г.Волжскому Волгоградской области.
В соответствии с Приказом ГУ МВД России по Волгоградской области № 512 от 31 мая 2016 года утверждены изменения в штатных расписаниях Управления МВД России по г. Волжскому и Приказом начальника Главного управления МВД России по Волгоградской области от 9 октября 2017 года № 1070 «Об утверждении перечня изменений в штатных расписаниях» должность старшего инспектора отделения по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.Волжскому, в котором истец проходила службу, была сокращена.
1 декабря 2017 года Кожевниковой С.В. было вручено уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ. 7 декабря 2017 года Кожевниковой С.В. предложена должность участкового уполномоченного полиции отделения УУП отдела УУП и ПДН ОП № 3, равнозначная занимаемой ею ранее, от ознакомления с предложенной должностью истец отказалась, что подтверждается соответствующим актом.
4 мая 2018 года Кожевниковой С.В. вновь предложен перечень всех, имеющихся вакансий в Управлении МВД России по г.Волжскому, в котором были указаны, вышестоящая должность старшего участкового уполномоченного ОП № 2 с предельным специальным званием – майор полиции, равнозначная должность участкового уполномоченного полиции, следователя и ряд нижестоящих должностей. Кожевникова С.В. была ознакомлена со списками вакантных должностей Управления МВД по г. Волжскому, однако согласия на замещение данных должностей истцом выражено не было.
5 июля 2018 года Кожевниковой С.В. был снова предложен перечень имеющихся вакансий в Управлении МВД России по г.Волжскому, среди которых были равнозначные и нижестоящие должности. От ознакомления с предложенными должностями Кожевникова С.В. отказалась, о чем был составлен соответствующий акт.
7 августа 2018 года Кожевниковой С.В. вновь был предложен перечень имеющихся вакансий, среди которых были равнозначные, так и нижестоящие должности. Кожевникова С.В. была ознакомлена со списками вакантных должностей Управления МВД по г. Волжскому согласия, от предложенных вакансий истце отказалась.
Таким образом, Кожевниковой С.В. неоднократно предлагались для замещения все имеющиеся у работодателя вакантные должности, в том числе равнозначные и вышестоящие, на замещение которых она согласия не выразила.
Приказом Управления МВД России по г. Волжскому Волгоградской области от 7 августа 2018 года № 608 л/с капитан полиции Кожевникова С.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) и освобождена от занимаемой должности старшего инспектора отделения по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.Волжскому.
Судом первой и инстанции также установлено, что к моменту назначения сокращаемых сотрудников на иные должности в отдел по вопросам миграции Управления МВД России по г.Волжскому 29 декабря 2017 года Кожевникова С.В. выразила согласие на прохождение службы в Управлении МВД России по г.Волгограду и ее личное дело с 25 декабря 2017 года по 05 марта 2017 годанаходилось в распоряжении вышеуказанного территориального органа.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований Кожевниковой С.В., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что порядок увольнения истца со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) работодателем был соблюдён.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация отдела по вопросам миграции Управления МВД по г. Волжскому и сокращение численности штата носило формальный характер, количественный состав сотрудников отдела в котором проходила службу истец оставался прежним, не состоятельны, т.к. вопрос целесообразности сокращения штата действующим законодательством отнесено к исключительной компетенции работодателя. Трудовое законодательство не определяет цели сокращений и их оснований, не вменяет в обязанность работодателя обоснование решения о сокращении.
Указания апелляционной жалобы о нарушении работодателем преимущественного права истца на оставление на работе, убедительными к отмене решения суда не являются, т.к. положения ст. 179 ТК РФ в данном случае применению не подлежат, поскольку отделение по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.Волжскому, в котором истец проходила службу, было полностью ликвидирован и соответственно занимаемая истцом должность старшего инспектора подлежала сокращению. Вопрос о преимущественном праве того или иного работника перед иными работниками при решении вопроса о сокращении должности в рамках одного отдела в данном случае рассмотрению не подлежит.
Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Кожевниковой С. В. к Управлению МВД России по городу Волжскому Волгоградской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожевниковой С. В. без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –