Дело № 12-596/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 октября 2022 года город Уфа РБ
Судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Тухбатуллина Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона Левандовского А.С. на постановление военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан от 4 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Хисамутдинова Д.А.,
установил:
Постановлением военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Горохольского В.В. от 4 июля 2022 года № Хисамутдинов Д.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона Левандовский А.С. обратился в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с протестом, где просил отменить вынесенные по делу акты и дело направить на новое рассмотрение.
На судебное заседание Хисамутдинов Д.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет сам адресат.
На судебном заседании представитель военного прокурора Уфимского гарнизона Тарасов М.А. протест на постановление военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан от 4 июля 2022 года № поддержал, просил удовлетворить.
Представитель военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Абросимова О.А. с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении отказать.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по статье 21.5 КоАП РФ наступает за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы граждан Российской Федерации регламентировано Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Как усматривается из материалов дела, Хисамутдинов Д.А. 15 июня 2022 года не прибыл в военный комиссариат по полученной под личную подпись повестке без уважительной причины.
29 июня 2022 в отношении Хисамутдинова Д.А. составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе дата и место его составления.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
Проанализировав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что протокол № об административном правонарушении от 29 июня 2022 года не соответствует требованиям, предусмотренным ст.ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, а именно: не указаны время и место составления протокола по делу об административном правонарушении. В постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют в полном объеме сведения о лице в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. А именно, не указана дата рождения, место рождения лица, а также иные данные необходимые для идентификации. Более того, в постановлении имеется ссылка на протокол об административном правонарушении № от 29 июня 2022 года, однако протокол с таким номером в материалах дела об административном правонарушении отсутствует.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Хисамутдинова Д.А. были допущены существенные нарушении процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление № от 4 июля 2022 года военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфы не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона майора юстиции Левандовского А.С., удовлетворить.
Постановление военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Горохольского В.В. от 4 июля 2022 года № по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, в отношении Хисамутдинова Д.А., отменить.
Материал направить на новое рассмотрение военному комиссару Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья Л.Х.Тухбатуллина