№ 2а-2804/2020 публ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Дергачевой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что Прокуратурой Первомайского района г.Ижевска проведена проверка на предмет выявления нарушений в части незаконной продажи поддельных водительских удостоверений. В ходе проведенной проверки и мониторинга сети «Интернет» прокуратурой Установлено, что на Интернет-странице http://izhevsk.prava-na-avto.com/ содержатся публичные оферты о продаже бланков водительских удостоверений на различные виды транспортных средств, которые размещены в свободном доступе для неограниченного круга лиц. Указанные обстоятельства подтверждаются фотографиями страниц с сайтов в сети «Интернет». Информация, размещенная это указанном интернет-сайте, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации.
Просит признать информацию, размещенную на интернет странице http://izhevsk.prava-na-avto.com/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п.4 ч.1 ст.291, п.7 ст.150 КАС РФ. От административного ответчика поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Прокуратурой Первомайского района г.Ижевска проведена проверка в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведен мониторинг Интернет-сайтов на предмет выявления нарушений в части незаконной продажи поддельных водительских удостоверений.
В ходе проведенной проверки и мониторинга сети «Интернет» прокуратурой установлено, что на Интернет-странице http://izhevsk.prava-na-avto.com/ содержатся публичные оферты о продаже бланков водительских удостоверений на различные виды транспортных средств, которые размещены в свободном доступе для неограниченного круга лиц. Указанные обстоятельства подтверждаются фотографиями страниц с сайтов в сети «Интернет». Информация, размещенная это указанном интернет-сайте, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - «ФЗ № 149-ФЗ») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.4 ст. 2 ФЗ №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 13 статьи 2 ФЗ №149-ФЗ сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой Обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ №149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (право на управление транспортными средствами). Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») Проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений (далее - подразделения Госавтоинспекции).
Прием документов о выдаче, а также выдача поступивших из подразделений Госавтоинспекции российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдача международных водительских удостоверений могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок получения водительского удостоверения, а также определен перечень лиц, обладающих полномочиями по их выдаче.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
Административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, предусмотрена ст. 19.23 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 9 ФЗ № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже водительских удостоверений, в том числе через сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность по продаже водительских удостоверений, не соответствует требованиям закона.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства такая информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 указанные функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее структурные подразделения в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, на Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике возлагается обязанность внести сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской республике, утвержденное Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N68).
Интернет-страница по адресу: http://izhevsk.prava-na-avto.com/ не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами не урегулирован порядок признания указанной выше информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Согласно п. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную для неопределенного круга лиц, Интернет-сайта http://izhevsk.prava-na-avto.com/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике включить информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://izhevsk.prava-na-avto.com/ в Единый реестр запрещенной информации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
Судья: Н.В. Дергачева