ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Беркутова Т.М. УИД: 18RS0011-01-2023-002387-68
Апел. производство: №33-697/2024
1-я инстанция: №2-2345/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2024 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Нургалиева Э.В., Пашкиной О.А.,
при секретаре Кельдиватовой Ю.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», Министерства здравоохранения Удмуртской Республики на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Максименко А. Ю., Васнецовой Н. А., Перминовой Н. С., Фалалеевой Е. В., Толстых Н. В. к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» о признании права на специальную социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пашкиной О.А., пояснения представителя ответчика Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» Сюляргиной О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, не привлеченного к участию в деле, Фролова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Фалалеевой Е. В. и представителя истцов Максименко А. Ю., Васнецовой Н. А., Перминовой Н. С., Фалалеевой Е. В., Толстых Н. В. – Максимовой С.Р. относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Максименко А. Ю. (далее – истец, работник, Максименко А.Ю.), Васнецова Н. А. (далее – истец, работник, Васнецова Н.А.), Перминова Н. С. (далее – истец, работник, Перминова Н.С.), Фалалеева Е. В. (далее – истец, работник, Фалалеева Е.В.), Толстых Н. В. (далее – истец, работник, Толстых Н.В.) обратились в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – ответчик, работодатель, учреждение, межрайонная больница, БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР») о признании права на специальную социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком, выполняя должностные обязанности в отделении клинико-диагностической лаборатории. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568) установлена дополнительная государственная социальная поддержка медицинских работников в виде специальной социальной выплаты. Работодатель отказал во включении истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, по мотиву того, что отделение клинико-диагностической лаборатории не входит в структуру поликлиники и является отдельным структурным подразделением. Поскольку вышеуказанное постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 не предусматривает каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты медицинскими работниками отделения клинико-диагностической лаборатории, постольку отказ ответчика в установлении данных выплат является незаконным. Длительное нарушение трудовых прав истцов повлекло причинение им морального вреда. В связи с этим истцы просили признать за ними право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, возложить на БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» обязанность включить истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить соответствующие данные в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике со дня возникновения права на ее назначение, то есть с 1 января 2023 года, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб. в пользу каждого из истцов.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – ОСФР по УР) просил учесть, что специальная социальная выплата осуществляется фондом после получения реестра, предоставленного медицинской организацией. В реестрах, предоставленных БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», истцы отсутствуют, в связи с чем назначение специальной социальной выплаты им не производилось.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы Васнецова Н.А., Фалалеева Е.В., Толстых Н.В. и представитель истцов Максименко А.Ю., Васнецовой Н.А., Перминовой Н.С., Фалалеевой Е.В., Толстых Н.В. – Максимова С.Р., действующая по ордерам адвоката, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить исковое заявление.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» Кузнецова Н.Г., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело судом первой инстанции рассмотрено в отсутствие истцов Максименко А.Ю., Перминовой Н.С., представителя третьего лица ОСФР по УР, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года исковые требования Максименко А.Ю., Васнецовой Н.А., Перминовой Н.С., Фалалеевой Е.В., Толстых Н.В. к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» о признании права на специальную социальную выплату удовлетворены.
Признано за Максименко А.Ю., Васнецовой Н.А., Перминовой Н.С., Фалалеевой Е.В., Толстых Н.В. право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568.
На БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» возложена обязанность включить Максименко А.Ю., Васнецову Н.А., Перминову Н.С., Фалалееву Е.В., Толстых Н.В. в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты, и направить данные в ОСФР по УР на основании пунктов «б» и «е» постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 со дня возникновения права на ее назначение – с 1 января 2023 года.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу Максименко А.Ю. компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу Васнецовой Н.А. компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу Перминовой Н.С. компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу Фалалеевой Е.В. компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу Толстых Н.В. компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскана с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 500 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» просит указанное решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что с 1 января 2023 года специальная социальная выплата предусмотрена не всем медицинским работникам, а только отдельным категориям таких работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В межрайонных больницах специальная социальная выплата предусмотрена только врачам поликлиники, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. Врачи и медицинский персонал клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», которыми являются истцы, первичную медико-санитарную помощь пациентам не оказывают, прием пациентов не ведут, не являются врачами-терапевтами, не имеют аккредитацию по данному виду медицинской деятельности. Согласно ответу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее – Минздрав УР) от 16 ноября 2023 года №16-3/5120 в медицинских учреждениях, не относящихся к районным больницам, специальные социальные выплаты осуществляются работникам, работающим в поликлинических отделениях. Поскольку клинико-диагностическая лаборатория не входит в состав поликлиники, является структурным подразделением межрайонной больницы, а медицинские работники лаборатории не осуществляют прием населения, постольку специальная социальная выплата для истцов не предусмотрена. Специальная социальная выплата не является составляющей частью заработной платы работника, не зависит от результата его труда, сложности, качества работы, в связи с чем не влечет нарушения трудовых прав. Суд первой инстанции не применил Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, согласно которому первичная медико-санитарная помощь оказывается по участковому принципу только в поликлинике, сотрудниками которой истцы не являются. В должностных инструкциях истцов не предусмотрено право оказания первичной медицинской помощи пациентам. Районным судом необоснованно отказано в привлечении Минздрава УР к участию в деле в качестве третьего лица, которое является учредителем БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и осуществляет финансирование его деятельности.
В апелляционной жалобе представитель Минздрава УР, не привлеченного к участию в деле, просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что специальная социальная выплата положена только отдельным категориям медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Межрайонная больница не относится к числу медицинских учреждений, сотрудники которой являются получателями специальной социальной выплаты по территориальному принципу. Истцы не являются сотрудниками поликлинической службы БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР». В решении отсутствует указание на основание для осуществления выплаты каждому из истцов из числа предусмотренных в пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568. Решением суда первой инстанции затронуты права Минздрава УР как учредителя БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» истцы Максименко А.Ю., Васнецова Н.А., Перминова Н.С., Фалалеева Е.В., Толстых Н.В. просят решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на то, что истцы проводят лабораторные исследования по направлениям врачей поликлиник, то есть проводят их при оказании первичной медико-санитарной помощи, в связи с чем относятся к числу лиц, имеющих право с 1 января 2023 года на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568. Суд первой инстанции обоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Минздрав УР, поскольку исковые требования предъявлены к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» как самостоятельному юридическому лицу.
В возражениях на апелляционную жалобу Минздрава УР, не привлеченного к участию в деле, истцы Максименко А.Ю., Васнецова Н.А., Перминова Н.С., Фалалеева Е.В., Толстых Н.В. просят оставить ее без рассмотрения, поскольку податель жалобы не указал, каким образом решение районного суда затрагивает права Минздрава УР. При рассмотрении дела в суде первой инстанции Минздрав УР не заявлял о вступлении в дело в качестве третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» Сюляргина О.Ю., действующая по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минздрава УР, не привлеченного к участию в деле, Фролов А.А., действующий по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Фалалеева Е.В. и представитель истцов Максименко А.Ю., Васнецовой Н.А., Перминовой Н.С., Фалалеевой Е.В., Толстых Н.В. – Максимова С.Р., действующая по ордерам адвоката, не согласились с доводами апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Истцы Максименко А.Ю., Васнецова Н.А., Перминова Н.С., Толстых Н.В., представитель третьего лица ОСФР по УР, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем по правилам ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело судебной коллегией рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и возражений относительно жалобы в настоящем деле судебная коллегия не усматривает.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» является правопреемником Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская городская больница №1 Минздрава УР». Учредителем ответчика является Удмуртская Республика, функции и полномочия учредителя от имени Удмуртской Республики осуществляет Минздрав УР.
Истцы Максименко А.Ю., Перминова Н.С., Фалалеева Е.В., Толстых Н.В., Васнецова Н.А. состоят в трудовых отношениях с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и выполняют должностные обязанности в клинико-диагностической лаборатории. Максименко А.Ю. и Перминова Н.С. работают в должности фельдшеров-лаборантов, Фалалеева Е.В. и Васнецова Н.А. – в должности врачей клинической лабораторной диагностики, Толстых Н.В. – в должности врача-лаборанта.
Согласно уставу БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и штатному расписанию учреждения клинико-диагностическая лаборатория не является самостоятельным структурным подразделением межрайонной больницы и входит в состав параклиники в качестве отделения.
В соответствии с Положением о клинико-диагностической лаборатории, утвержденным приказом учреждения от 9 января 2014 года №3, к обязанностям клинико-диагностической лаборатории относится обеспечение обследования больных путем своевременного и правильного забора анализов. Основными задачами и функциями лаборатории являются проведение клинических лабораторных исследований по профилю городской больницы (общеклинических, гематологических, иммунологических, цитологических, биохимических, микробиологических) в объеме согласно заявленной номенклатуре в соответствии с лицензией учреждения, оказание консультативной помощи врачам в выборе наиболее диагностически информативных лабораторных тестов и трактовке данных лабораторного обследования больных.
3 марта 2023 года в Минздраве УР проведено совещание, по итогам которого принято решение, что при установлении размера специальной социальной выплаты для сотрудников клинико-диагностических лабораторий в городских больницах, городских поликлиниках необходимо руководствоваться структурой утвержденного штатного расписания учреждения. В случае если лаборатория открыта в структуре поликлинической службы, оплата осуществляется по подпункту «б» пункта 2 постановления от 31 декабря 2022 года №2568. Если лаборатория открыта в структуре стационара либо выделена отдельным структурным подразделением, оплата не осуществляется. В БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» осуществлять специальные социальные выплаты по подпункту «б» пункта 2 постановления от 31 декабря 2022 года №2568 без привязки к статусу районной больницы.
Решением балансовой комиссии БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» от 3 апреля 2023 года медицинские работники клинико-диагностической лаборатории исключены из числа получателей специальной социальной выплаты.
Дополнительным соглашением от 7 апреля 2023 года № к коллективному договору БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» на 2022-2025 годы утвержден Порядок осуществления специальной социальной выплаты медицинским работникам, которым установлен перечень должностей, в который работники клинико-диагностической лаборатории не включены.
Письмом БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» от 4 августа 2023 года № истцам отказано во включении в реестр получателей специальной социальной выплаты со ссылкой на то, что в штатном расписании учреждения клинико-диагностическая лаборатория выделена отдельным структурным подразделением.
Разрешая спор сторон по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 11, 21, 22, 129, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), ст.ст. 32, 33, 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, п. 4 разъяснений по применению постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года №99н, п.п. 3, 5, 7 Правил проведения лабораторных исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 18 мая 2021 года №464н, Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н, Порядком оказания педиатрической помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года №366н, и, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исходил из того, что сотрудники клинико-диагностической лаборатории проводят исследования по направлениям врачей стационарного и амбулаторного профилей по территориально-участковому принципу, выполняют исследования как для стационарных пациентов, так и для амбулаторно-поликлинических по направлениям врачей амбулаторной службы, тем самым оказывают, в том числе первичную медико-санитарную помощь, а потому имеют право на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568. Установив отсутствие истцов в списках сотрудников, получающих специальную социальную выплату, районный суд возложил на ответчика обязанность включить истцов наравне с другими сотрудниками клинико-диагностической лаборатории в реестр работников, имеющих право на получение такой выплаты, и направить данные в ОСФР, отклонив при этом доводы представителя БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» о выделении клинико-диагностической лаборатории в отдельное структурное подразделение и его ссылки на протокол совещания Минздрава УР, не являющегося уполномоченным органом по разъяснению федеральных нормативно-правовых актов.
Нарушение трудовых прав истцов послужило основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, размер которой определен судом первой инстанции с учетом объема и характера причиненных работникам нравственных страданий, длительности нарушения прав, а также требований разумности и справедливости.
С ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина, от уплаты которой были освобождены истцы.
Приведенные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает правильными, соответствующими как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, они подтверждены полученными по делу доказательствами, в том числе дополнительно принятыми судебной коллегией с учетом правовой позиции, изложенной в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 перечислены категории медицинских работников, которым установлена специальная социальная выплата, в том числе врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «б»), а также специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» данного пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).
Исходя из п. 4 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона №323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.ч. 3, 4, 5 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Как следует из п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н (далее – Положение), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья; первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики; первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В п. 2 Правил организации деятельности поликлиники (Приложение №1 к Положению) определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Исходя из п.п. 8, 9 Правил организации деятельности поликлиники, для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения рекомендуется предусматривать подразделения, в том числе клинико-диагностическую лабораторию (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике), а также отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты), в том числе клинико-диагностическую лабораторию.
Структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения), в структуру которой она входит (п. 7 Правил организации деятельности поликлиники).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года №145н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», в соответствии с которым основной целью вида профессиональной деятельности является клинико-лабораторное обеспечение медицинской помощи.
Установив, что истцы Фалалеева Е.В., Васнецова Н.А., Толстых Н.В., работающие врачами в клинико-диагностической лаборатории, а также Максименко А.Ю., Перминова Н.С., будучи специалистами со средним медицинским образованием (фельдшерами-лаборантами) в том же отделении, являются медицинскими работниками, которые участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относятся к категории специалистов, указанных в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568, имеющих право на установление специальной социальной выплаты, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выводы районного суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а потому повода для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» относится к медицинской организации, в том числе оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях.
Для оказания первичной медико-санитарной помощи в структуре межрайонной больницы создана, в том числе поликлиника. Ссылаясь на то, что клинико-диагностическая лаборатория не относится к поликлинической службе учреждения и не является ее подразделением, апеллянт приводит доводы о том, что истцы тем самым не участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи и не имеют право на установление специальной социальной выплаты, с которыми судебная коллегия не соглашается и находит их подлежащими отклонению.
По смыслу ч. 1 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе мероприятия по диагностике. Профессиональная деятельность в области клинической лабораторной диагностики осуществляется в целях клинико-лабораторного обеспечения медицинской помощи.
Из дела видно, что истцы в зависимости от занимаемой ими должности и трудовых обязанностей проводят взятие, прием, предварительную оценку и обработку биологического материала пациентов, выполняют клинические лабораторные исследования, в том числе по направлениям врачей поликлиники, и оценку (анализ) их результатов, составляют заключения по результатам клинических лабораторных исследований, оказывают медицинскую помощь в экстренной форме, консультируют медицинских работников и пациентов, тем самым участвуя в мероприятиях по диагностике, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях прикрепленному населению.
При этом вопреки позиции апеллянта организация оказания первичной медико-санитарной помощи с учетом положений ч.ч. 3, 4, 5 ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ, п. 10 Положения предполагает оказание такой помощи не только участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики, но и медицинскими работниками со средним медицинским образованием, а также врачами-специалистами разного профиля.
Кроме того, проведение медицинским работником исследований в рамках оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью предусмотрено в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 в качестве критерия для установления ему специальной социальной выплаты, а потому суждения подателя жалобы об обратном противоречат приведенным нормативным положениям.
В соответствии с Правилами организации деятельности поликлиники в структуре поликлиники рекомендовано предусматривать в качестве подразделения клинико-диагностическую лабораторию. По штатному расписанию БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в структуре поликлиники клинико-диагностическая лаборатория отсутствует, в связи с чем проведение необходимых клинических лабораторных исследований и оценка (анализ) их результатов, в том числе получение и обработка биологических материалов, а также оказание консультативной помощи врачам и пациентам отнесены к функционалу клинико-диагностической лаборатории, включенной в качестве отделения в состав параклиники.
Между тем, действия работодателя, по своему усмотрению не включившего клинико-диагностическую лабораторию в структуру поликлиники, не могут с учетом установленных по делу обстоятельств приводить к лишению медицинских работников такой лаборатории, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи путем проведения клинических лабораторных исследований по направлениям амбулаторной поликлинической службы, специальной социальной выплаты, которая безусловно им причиталась, если бы истцы выполняли трудовые обязанности в указанном отделении, созданном в составе поликлиники.
Отказ БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» во включении истцов в реестр получателей специальной социальной выплаты мотивирован исключительно тем, что клинико-диагностическая лаборатория выделена отдельным структурным подразделением больницы. Вместе с тем, в соответствии с уставом и штатным расписанием учреждения клинико-диагностическая лаборатория не является самостоятельным структурным подразделением БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» и включена в состав параклиники, положение о которой, определяющее задачи и функции этого подразделения, отсутствует. Более того, по мнению судебной коллегии, постановка ответчиком возможности назначения медицинскому работнику такой выплаты в исключительную зависимость от им же установленной структуры медицинской организации не может быть признана соответствующей закону, а потому с учетом характера выполняемых истцами трудовых обязанностей проведение работодателем организационно-штатных мероприятий не должно создавать препятствий работникам в реализации их права на получение выплаты и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников учреждения.
Нормы трудового законодательства к спорным правоотношениям применены районным судом верно, поскольку включение работников в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и его предоставление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относится к полномочиям медицинской организации в рамках существующих между сторонами трудовых отношений, а возможность такой выплаты, равно как и ее размер поставлены в зависимость от выполнения сотрудником трудовых обязанностей и результата его работы.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для привлечения Минздрава УР к участию в деле в качестве третьего лица не имелось, потому как судебное постановление не влияет на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. Из материалов дела не усматривается, что ответчик не располагает достаточными средствами для удовлетворения неимущественных требований истцов, а потому вынесение обжалуемого решения не предопределяет привлечение медицинской организации к ответственности за сокрытие сведений, влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, и не презюмирует привлечение министерства к субсидиарной ответственности по обязательствам подведомственного учреждения.
Представленный межрайонной больницей в качестве нового доказательства ответ Минздрава России не может быть принят во внимание судебной коллегии и не обуславливает отмену правильного по существу решения суда, поскольку имеющиеся в нем разъяснения, касающиеся применения постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 без учета конкретных обстоятельств настоящего дела, не исключают удовлетворение исковых требований к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР».
Основания, предусмотренные в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 для установления истцам специальной социальной выплаты, указаны районным судом в резолютивной части обжалуемого решения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал приведенные обстоятельства дела и дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы учреждения не ставят под сомнение выводы районного суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства, а также полностью опровергаются материалами дела.
Доводов, заслуживающих внимания судебной коллегии и влияющих на содержание принятого судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» не содержит, в связи с чем удовлетворению она не подлежит.
Процессуальных нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, районным судом не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 320 ГПК РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле.
В силу ч. 3 ст. 320 ГПК РФ апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Из правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что лица, не привлеченные к участию в деле, вне зависимости от того, указаны ли они в мотивировочной или резолютивной части судебного постановления, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, которым разрешен вопрос об их правах и обязанн░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ 2, 3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ №2568, ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. 4 ░. 59 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░░░░ №16 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 1 ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 328 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░