УИД: 56MS0046-01-2021-000078-61
Дело 12-120/2022 (12-1688/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием старшего помощника
прокурора Ленинского района Зиминой О.К.,
защитника Нарушева М.М.,
представителя потерпевшего Гнездиловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Нарушева М. М. на постановление мирового судьи судебного участка 1 Ленинского района г. Оренбурга от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» Рубцова И. В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка 1 Ленинского района г. Оренбурга от 22 октября 2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» Рубцов И.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом N от 31 декабря 2019 года а именно 1 313 258 рублей.
С постановлением Рубцов И.В. не согласился, его защитником подана жалоба, в которой он просит отменить указанное постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении. Указывает на то, что мировым судьей при рассмотрении дела не была дана оценка всем доказательствам, не установлен размер ущерба, не дана оценка его существенности.
Старший помощник прокурора Зимина О.К., представитель потерпевшего Гнездилова О.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
В судебное заседание привлекаемое лицо Рубцов И.В. не явился, о нём уведомлен надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решение его в соответствие с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. При этом, необходимо наличие всех элементов административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона).
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
В силу статьи 95 указанного Федерального закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя прокурора Ленинского района г. Оренбурга от 2 ноября 2020 года N проведена проверка ООО «ГП Дорстрой-Уфа» на предмет исполнения законодательства о контрактной системе при исполнении муниципального контракта.
По результатам проверки установлено, что общество заключило с Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга муниципальный контракт N от 31 декабря 2019 года на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги и ливневой канализации по ул. Туркестанской ( от ул. М. Жукова до ул. Ленинградской) г. Оренбурга в соответствии с локальным сметным расчетом, техническим заданием, условиями контракта и графиком выполнения строительно-монтажных работ и сдать результат «Заказчику».
Пунктом 3.1 контракта установлен срок окончания работ 1 ноября 2020 года.
В соответствии с пунктом 4.8 контракта подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы на объекте в срок, предусмотренные контрактом с учётом графика СМР в соответствии с проектной документацией, техническим заданием, строительными нормами и правилами.
По результатам проверки 2 и 5 ноября 2020 года в ходе осмотра ул. Комсомольской установлено, что на объекте ведутся работы по обустройству бордюров, остановочных карманов и парковочных мест, не завершены работы по обустройству съездов и выездов с прилежащих территорий.
Согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
В силу частей, 2, 11, 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Из муниципального контракта N от 31 декабря 2019 года следует, что объем и содержание работ определяются сметной документацией, иной технической документацией, предусмотренной контрактом. Смета и дефектная ведомость, а также техническое задание были представлены для ознакомления подрядчику до заключения контракта, что защитник не оспаривал. Обязанности заказчика разработать и передать подрядчику проект капитального ремонта дороги муниципальный контракт не содержит.
Из аукционной документации (пункт 38) следует, что контракт предусматривает возможность изменения объема или видов выполняемых работ по контракту с изменением цены контракта не более чем на 10%.
Материалами дела подтверждается, что 3 марта 2020 года ООО «ГП Дорстрой-Уфа» обратилось к заказчику ... с просьбой предоставить техническую документацию, в том числе информацию об инженерных сетях, коммуникациях.
12 марта 2020 года согласно протоколу №1 проведено техническое совещание, на котором решено ... взяло на себя обязательство составить техническое задание и сметные расчеты на проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту улиц Туркестанская, Правды, Комсомольская, Аксакова, а общество на их основе выполнить работы по их разработке.
В связи с дополнительными работами при наличии заключения государственной экспертизы достоверности сметной стоимости – заключить дополнительные соглашения.
На основании договора подряда между ООО «ГП Дорстрой» и ООО «...» работы по ремонту ливневой канализации были выполнены в полном объеме 30 сентября 2020 года (л.д. 240, том 1).
Согласно ответу ПАО «...» все работы по монтажу (демонтажу) коммуникаций закончены 30 сентября 2020 года.
23 октября 2020 года сторонами заключено дополнительное соглашение N к муниципальному контракту ... от 31 декабря 2019 года, согласно которому увеличена цена контракта на 18 468 104 рубля 22 копейки. Иные положения договора оставлены без изменения.
Также дополнительные соглашения заключались сторонами 16 ноября 2020 года (уменьшение стоимости контракта на 18 665 528 рублей 40 копеек), 25 декабря 2020 года (увеличение стоимости контракта на 3 367 352 рубля 40 копеек). Эти дополнительные соглашения заключены после истечения срока исполнения работ по договору (2 ноября 2020 года).
Представленные стороной защиты фотоматериалы, подтверждающие, что по состоянию на 9 ноября 2020 года дорога была покрыта слоем асфальтобетона и на неё нанесена разметка, запущено дорожное движение, не свидетельствует об исполнении обязательств по контракту в полном объёме.
Доказательством исполнения работ в силу закона и договора является подписанный сторонами, в том числе заказчиком акт выполненных работ КС-2 и справка о выполненных работах КС-3.
Из материалов дела следует, что согласно справкам N от 20 ноября 2020 года заказчиком приняты работы за отчетный период с 1 по 20 ноября 2020 года (после истечения срока исполнения контракта) на сумму 22 371 902 рубля 40 копеек, 525 908 рублей 40 копеек.
Согласно справке N от 25 декабря 2020 года по дополнительному соглашению от 25 декабря 2020 года приняты работы на сумму 3 367 352 рубля 40 копеек.
Период выполнения работ с 1 по 20 ноября 2020 года.
Тот факт, что «ГП Дорстрой-Уфа», директором которого является Рубцов И.В. выполняло работы за пределами срока, установленного контрактом, подтверждается исследованным в судебном заседании при рассмотрении жалобы журналом производства работ на объекте, согласно которому 26 ноября 2020 года осуществлялось устройство основания из щебня в теле тротуара, установка бортового камня, бордюра с креплением бетоном, разработка грунта экскаватором, уплотнение, устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, нанесение асфальтобетонного покрытия на остановках общественного транспорта, розлив вяжущего материала (со 2 по 23 ноября 2020 года).
Таким образом, факт нарушения сроков исполнения обязательств подрядчика «ГП Дорстрой-Уфа» по муниципальному контракту N от 31 декабря 2019 года достоверно подтверждается материалами дела.
При этом нарушение указанных сроков произошло по вине подрядчика, объективных доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Мировой судья, рассматривая дело, указал, что контракт предусматривал предоставление только сметы, что согласуется со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2.5.2 муниципального контракта от 31 декабря 2019 года предусматривал возможность увеличения срока контракта в случае необходимости внесения изменения в проектную документацию, в число которой входит сметный расчет.
Подписывая дополнительные соглашения, два из которых были подписаны менее, чем за месяц до окончания срока исполнения обязательств по договору, а остальные – после его истечения, подрядчик обязан был проанализировать соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения.
Соглашаясь на увеличение объемов работ, подрядчик не уведомил заказчика о невозможности выполнения всего объема работ в установленный срок.
Каких-либо доказательств обратного не представлено.
При этом предмет муниципального контракта «капитальный ремонт автомобильной дороги» предполагал, что в ходе вскрытия всех слоёв дорожного полотна может возникнуть необходимость производства дополнительных работ, с учётом того, что проектная документация контракта состояла исключительно из сметного расчета, выполненного на основании дефектной ведомости.
Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Объективных данных, безусловно указывающих на то, что действия заказчика повлекли неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, в установленный срок, а равно на то, что неисполнение условий контракта допущено по независящим от подрядчика обстоятельствам, не имеется.
Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
При этом существенный вред охраняемым законом интересом выразился в неисполнении муниципального контракта в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Определяя размер неисполненных обязательств по контракту, мировой судья учел стоимость выполненных после 1 ноября 2020 года работ согласно N в общей сумме 26 265 163 рубля 20 копеек.
Полагаю, что по состоянию на дату совершения правонарушения размер неисполненных обязательств составил 22 897 810 рублей 80 копеек (N и 10), поскольку дополнительное соглашение об увеличении стоимости контракта на 3 367 352 рубля 40 копеек заключено 25 декабря 2020 года, после истечения срока исполнения контракта подрядчиком и работы по этому дополнительному соглашению на обозначенную сумму также приняты 25 декабря 2020 года.
Поскольку обязательства на указанную сумму возникли после 1 ноября 2020 года, их стоимость не подлежит учёту при определении стоимости неисполненных обязательств на дату совершения правонарушения.
Сумма административного штрафа с учётом смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств верно рассчитана мировым судьей в размере 5 % от стоимости неисполненных обязательств по контракту и подлежит исчислению от 22 897 810 рублей 80 копеек, составит 1 144 890 рублей 54 копеек.
Доводы защиты о том, что данные работы были фактически выполнены до 1 ноября 2020 года, однако сданы позднее в виду их отсутствия в смете, подлежат отклонению, поскольку в формах КС-2 и КС -3 содержится указание на период выполнения работ после 1 ноября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка 1 Ленинского района г. Оренбурга от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» Рубцова И. В. изменить,
Снизить размер административного штрафа до 1 144 890 (одного миллиона ста сорока четырех тысяч восьми ста девяноста) рублей 54 копеек.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Нарушева М. М. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, после его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд (г. Самара) в порядке статей 30.13-30.17 КоАП РФ.
Судья: подпись В.В. Линькова