Решение по делу № 2а-1378/2022 от 24.03.2022

№2а-1378/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2022 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свинцовой С.С.,

при секретаре Тишиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1378/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту – УФНС России по Тульской области, Управление) обратилось в суд с административным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ФИО2 состоит на учете в УФНС России по Тульской области.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) ФИО2 является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Согласно сведениям, представленным УГИБДД УМВД России по Тульской области, за налогоплательщиком ФИО2 зарегистрированы транспортные средства:

- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата снятия с регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

На основании информации, представленной в налоговый орган в порядке исполнения ст. 85 НК РФ, налоговым органом произведен расчет транспортного налога:

- за налоговый период 2016 год в размере 2801 руб. 00 коп. (за транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>);

- за налоговый период 2018 год в размере 3556 руб. 00 коп. (за транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>).

На основании ст. 52 НК РФ налоговым органом ФИО2 направлено посредством интернет - сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее – ЛК) налоговое уведомление об уплате транспортного налога от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонной ИФНС России по Тульской области (правопреемник УФНС России по Тульской области) налогоплательщику – ФИО2 выставлено и направлено посредством ЛК требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) об оплате:

- транспортного налога в размере 6357 руб. 00 коп., пени в сумме 28 руб. 51 коп. за 2016, 2018 года.

По заявлению Межрайонной ИФНС России по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Центрального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу, пени.

В связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа мировой судья судебного участка Центрального судебного района г. Тулы определением от ДД.ММ.ГГГГ отменил судебный приказ

На основании изложенного административный истец просил суд восстановить процессуальный срок для подачи административного иска о взыскании транспортного налога, пени с ФИО2, пропущенный по уважительным причинам; взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2016, 2018 годы в размере 6357 руб. пени в сумме 28 руб. 51 коп., а всего на общую сумму 6385 руб. 51 коп.

В ходе рассмотрения административного дела заявленные требования были уточнены административным истцом в порядке ст. 46 КАС РФ.

Согласно уточненному административному иску поступившие от ФИО2 платежи по транспортному налогу учтены налоговым органом: от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3556 руб. 00 коп. учтен в уплату транспортного налога за 2018 год, от ДД.ММ.ГГГГ в размере 178 руб. 00 коп. учтен в уплату транспортного налога за 2015 год (остаток задолженности составляет 3556 руб. 00 коп.), от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 руб. 00 коп. учтен в уплату пени по транспортному налогу за 2020 год.

Окончательно требования УФНС России по Тульской области сформулированы следующим образом. Административный истец просил суд восстановить процессуальный срок для подачи административного иска о взыскании транспортного налога, пени с ФИО2, пропущенный по уважительным причинам; взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 2801 руб. 00 коп., пени в сумме 12 руб. 56 коп., а всего на общую сумму 2813 руб. 00 коп. В части взыскания недоимки по транспортному налогу за транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в размере 3556 руб. 00 коп. УФНС России по Тульской области просит суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием задолженности.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному иску в части прекращено.

Представитель административного истца УФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ранее административный ответчик ФИО2 представил в суд заявление, выразив несогласие с предъявленными требованиями и указав о пропуске административным истцом срока для обращения в суд. Указал, что согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Таким образом, срок для обращения в суд у административного истца истек в октябре 2020, каких либо доказательств уважительности причин пропуска срока административный истец не представил.

В связи с тем, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Статьи 3 и 23 Налогового кодекса РФ также говорят об обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета Тульской области согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пунктам 2-4 статьи 52 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 4 ст. 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (пункт 1 статьи 45, пункты 1 - 5 статьи 69, пункт 1 статьи 70 НК РФ в редакции, действующей в спорный период).

Как следует из представленных административным истцом доказательств, и установлено судом, административный ответчик ФИО2 является плательщиком транспортного налога как собственник транспортных средств:

- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>;

- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (дата снятия с регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Данное обстоятельство подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика.

Из материалов дела также следует, что Межрайонной ИФНС России по Тульской области произведен расчет транспортного налога за 2016, 2018 года, о чем ФИО2 направлено посредством интернет – сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год (перерасчет, с учетом суммы ранее исчисленного налога в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в размере 311 руб.), за 2018 год в общем размере 6357 руб. Срок уплаты транспортного налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).

Поскольку обязательные платежи не были оплачены ФИО2, Межрайонной ИФНС России по Тульской области административному ответчику выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016, 2018 года в размере 6357 руб. 00 коп., пени в сумме 28 руб. 51 коп. (л.д.15-16).

Названное требование направлено ФИО2 посредством интернет – сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

В установленные в требовании сроки транспортный налог и пени административным ответчиком не уплачены.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Абзацем 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года №479-0-0).

Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу иска о взыскании с административного ответчика налога и пени.

Разрешая ходатайство, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по Тульской области подано заявление о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка Центрального судебного района г. Тулы. Определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ .

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, начало периода для исчисления срока на обращение в суд следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, указанный срок истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Копия определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа направлена взыскателю МИФНС России по Тульской области посредством услуг Федеральной почтовой службы и получена последним ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что административное исковое заявление УФНС России по Тульской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени направлено в адрес Центрального районного суда г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на почтовом конверте. Названное административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административное исковое заявление о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени поступило в суд уже по истечении установленного законном шестимесячного срока.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Несоблюдение налоговой органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Административный истец УФНС России по Тульской области в обоснование ходатайства не привел каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать право на обращение в суд в установленный законом срок.

Таким образом, налоговым органом право на обращение в суд в установленные законом сроки не реализовано при отсутствии препятствий к совершению данных действий. При этом административный истец является специальным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Иных обстоятельств в обоснование ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд налоговым органом не приведено, и на наличие таких обстоятельств представитель налогового органа не ссылался.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При отсутствии права на получение основного обязательства не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании пени, исчисленных к задолженности по транспортному налогу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

2а-1378/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС по Тульской области
Ответчики
Яковлев Евгений Иннокентьевич
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Свинцова С.С.
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация административного искового заявления
24.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Дело оформлено
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее