УИД 03RS0014-01-2024-001499-45
Судья Алексеева О.В.
№2-1278/2024
Кат. 2.097
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-14838/2024
6 августа 2024 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гадиева И.С.
судей Лахиной О.В.,
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Каюмове Р.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Сангаковой Х.Ю., к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения, по апелляционной жалобе администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 6 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Гадиева И.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Октябрьский Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Сангаковой Х.Ю. с иском к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Октябрьский Республики Башкортостан проведена проверка по обращению С.Н.А. по факту непредставления администрацией городского округа город Октябрьский жилого помещения её дочери Сангаковой Х.Ю. страдающей тяжелой формой хронического заболевания. Согласно справке Бюро №... филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от дата МСЭ-2021 №№... ребенок Сангакова Х.Ю. является инвалидом, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, и в соответствии с указанными требованиями законодательства подлежит обеспечению жильем. До настоящего времени законными представителями Сангаковой Х.Ю. благоустроенное жилое помещение не получено.
На основании вышеизложенного просит суд обязать администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан предоставить Сангаковой Х.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 6 мая 2024 г. постановлено:
Иск прокурора г. Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Сангаковой Хусны Юнусовны (ИНН №...) к администрации городского округа г. Октябрьский РБ (ИНН №...) об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Октябрьский РБ предоставить Сангаковой Хусне Юнусовне, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди.
Определением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 3 июня 2024 г. исправлены описки в решении суда.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан П.А.Е. просит решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 6 мая 2024 г. отменить полностью и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Указывает, что Сангакова Х.Ю., дата года рождения, является лицом, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма дата
По состоянию на 1 января 2024 г. Сангакова Х.О. состоит в списке граждан под номером 10, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения предоставляются вне очереди.
Полагает, что принятым решением от 6 мая 2023 г. суд нарушил права и интересы 9 граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, поставленных на учет ранее Сангаковой Х.О.
Со ссылкой на положения части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131), части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 г. № 428-з, пункта 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-3, указывает, что соглашением от 12 апреля 2024 г. №66 на осуществление переданных муниципальному органу государственных полномочий на обеспечение предоставления жилых помещений в 2024 г. бюджету городского округа выделены и предоставлены субвенции в размере 3 463 251 руб.
В мае 2024 г. администрацией своевременно с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ приобретено одно жилое помещение для данной категории граждан, которое будет распределено лицу, право на обеспечение которого возникло ранее Сангаковой Х.Ю.
Иных жилых помещений для предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, у администрации не имеется; дополнительное финансирование не выделялось.
Считает, что администрацией городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан приняты все меры для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении Сангакова Хусна Юнусовна родилась дата, матерью указана С.Н.А., отцом С.Ю.У..
Сангакова Х.Ю., 25 февраля 2021 г. зарегистрирована по адресу: адрес.
По указанному адресу также зарегистрированы члены семьи, а именно С.У.И., дата года рождения с 21 июля 2020 г., С.Ю.У. дата года рождения с 1 марта 2023 г., С.А.Ю., дата года рождения с 1 марта 2023 г., С.З.К. дата года рождения с 22 октября 2020 г., С.М.Ю. дата года рождения с 1 марта 2023 г., С.Н.А. дата года рождения с 1 марта 2023 г., С.Р.И., дата года рождения, с 7 ноября 2022 г.
Согласно справке Бюро №... филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от дата МСЭ-2021 №... ребенок Сангакова Х.Ю. является инвалидом, инвалидность установлена впервые, на срок до 26 февраля 2039 г.
Городской больницей №... города Октябрьский Сангаковой Х.Ю. выдана справка ВК №... от дата о том, что она по диагнозу попадает в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также код заболевания по МКБ-10-Z94.4 попадает в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Протоколом жилищной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от дата №..., утвержденным постановлением администрации городского округа город Октябрьский РБ от 26 декабря 2023 г. №3608, Сангакова Х.Ю. принята на учет в льготный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилом помещении, с 29 ноября 2023 г.
Согласно ответу на имя прокурора от дата №... администрацией ГО г. Октябрьский РБ указано, что не обеспечение Сангаковой Х.Ю. жилым помещением обусловлено недостаточностью выделяемых субвенций.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з, исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено право определенной категории граждан на получение жилых помещений из муниципального фонда, при условии наделения органов местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями; соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; Сангакова Х.Ю. относится к лицам из числа детей-инвалидов, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма; документами подтвержден статус Сангаковой Х.Ю., постановка ее на специальный учет; вместе с тем жилым помещением Сангакова Х.Ю, не обеспечена.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку при разрешении спора судом всесторонне и объективно исследованы и оценены представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов, приводимых сторонами, сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в части 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного кодекса перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Сангакова Х.Ю. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма, и страдает заболеванием, указанным в перечне.
Решение жилищной комиссии городского округа г. Октябрьский (протокол №... от дата), утвержденное постановлением администрации ГО г. Октябрьский от 26 декабря 2023 г. № 3608, в части постановки Сангаковой Х.Ю. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, как инвалида, имеющего хроническое заболевание, незаконным не признано.
В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, по их выбору жилыми помещениями по договорам социального найма либо социальными выплатами на приобретение жилого помещения, удостоверяемыми жилищным сертификатом.
Следовательно, администрация городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан осуществляет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, в соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции верно исходил из того, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 6 мая 2024 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Гадиев
судьи О.В. Лахина
Ю.Ю. Троценко
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2024 г.