Решение по делу № 2-3407/2024 от 17.06.2024

УИД: 59RS0004-01-2024-005491-12

Дело № 2-3407/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                             08 августа 2024 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к БГВ об обращении взыскания на заложенное имущество,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю обратилась с иском к БГВ об обращении взыскания на заложенное имущество – автомобиль легковой марки, <данные изъяты>. В обоснование иска указано, что БГВ состоит на налоговом учете в ИФНС по ленинскому району г. Перми. В отношении БГВ проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ДД.ММ.ГГГГ , вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому налогоплательщику доначислены налоговые обязательства в размере 741 145 руб. 44 коп. В отношении БГВ принято решение о принятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) недвижимого имущества – автомобиль легковой марки, <данные изъяты> на общую сумму 741 154 руб. 44 коп. Стоимость транспортного средства определена на основании общедоступных источников, составляет 1 200 000 руб. Самостоятельно БГВ не исполнена обязанность по уплате доначисленных сумм по результатам камеральной налоговой проверки. Таким образом, БГВ имеет непогашенную задолженность по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в размере 741 145 руб. 44 коп. В отношении задолженности, доначисленной по решению камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ , налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ от 01.06.2022 № 2а-1492/2022 о взыскании задолженности в отношении БГВ Федеральной службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отрицательное сальдо ЕНСН учетом частичной уплаты составляет 1 394 105 руб. 47 коп. В отношении недвижимого имущества зарегистрировано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о возникновении залога. Сумма неисполненного обязательства составляет более 5% от размера стоимости заложенного имущества.

Представители истца в предварительном судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что ответчик не является индивидуальным предпринимателем, в отношении него проведена камеральная налоговая проверка по части правильности оплаты налогов, по результатам которой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации приняты обеспечительные меры. Решение налогового органа о привлечении БГВ к ответственности не оспаривалось. Предложений о частичной оплате от ответчика не поступали. По состоянию на текущую дату с учетом того, что пени начисляются каждый день, сумма задолженности изменилась. Ранее обеспечительные меры были применены в отношении предыдущей задолженности. Намерены погасить задолженность по камеральной проверке, взыскание производится на ту сумму, по которой производилась налоговая проверка. Взыскиваемая сумма составляет 735 848 руб. 67 коп. На официальном сайте указано, что на автомобиль наложено обременение. Требование формируется на текущее сальдо налогового счета. Ответчик не погашал частично сумму налоговой проверки. В 2023 году у налогоплательщика имелись частичные налоговые погашения. Суммы погашения зачислились в недоимку, сумма задолженности стала меньше.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом заказной корреспонденцией, в том числе по адресу места регистрации, подтвержденному сведениями МВД России (л.д. 35), вместе с тем, почтовые отправления с судебным извещением не получил, письма возвращены с отметкой «истек срок хранения». Следовательно, ответчик уклонился от получения судебного извещения, воспользовавшись, таким образом, своим правом на получение судебного извещения, что судом расценивается как надлежащее извещение ответчика о месте и времени судебного заседания.

Третьи лица ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, Отдел судебных приставов России по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае представителей в суд не направили о времени и месте рассмотрения дела извещались в порядке, предусмотренном законом.

Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.

Оценив доводы искового заявления, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы административного дела № 2а-1492/2022, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый налогоплательщик (плательщик страховых взносов) обязан платить законно установленные налоги, сборы, страховые взносы.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, недоимкой признается сумма налога, страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица; на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1), вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 3) и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4).

Пунктом 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщики страховых взносов обязаны в том числе: - уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы (подпункт 1); - вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса (подпункт 2); - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам (подпункт 3); - представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов (подпункт 4).

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Как определено пунктом 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации нормативно закреплено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации). На основании пункта 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов предусмотрено начисление пени, залог имущества (пункт 1 статьи 72, статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пунктом 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В пункте 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.

Исходя из пункта 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 указанной статьи, в валюте Российской Федерации на основании указанных в пункте 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации документов.

Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (пункт 6 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок и процедуры принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов с налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов - организаций регламентированы статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в которые Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ также внесены изменения.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее также - Закон № 943-1) главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных Законом № 943-1, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Как определено подпунктом 5 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 7 Закона № 943-1 налоговым органам предоставляется право в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 7 Закона № 943-1 налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом.

Как определено пунктом 3 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 № 61н (далее также - Типовое положение № 61н), Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - инспекция) является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Типового положения № 61 закреплено, что инспекция осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Исходя из подпункта 6.5.3 пункта 6.5 Типового положения № 61 инспекция ведет в установленном порядке учет (по каждому налогоплательщику, плательщику сборов, плательщику страховых взносов и виду платежа) сумм налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.

На основании пункта 6.14 Типового положения № 61 инспекция взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам, предъявляет в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть обеспечена залогом.

Исходя из пункта 2 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем либо на основании закона в случае, предусмотренном пунктом 2.1 этой статьи.

Согласно пункту 2.1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в настоящем пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

В силу пункта 3 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) обязанности по уплате причитающихся сумм налога (сбора, страховых взносов) и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей.

К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 7 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Как установлено пунктом 1 статьи 334.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, залог между залогодателем и залогодержателем возникает на основании договора. В случаях, установленных законом, залог возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств (залог на основании закона).

В силу статьи 337 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание предмета залога и связанных с обращением взыскания на предмет залога и его реализацией расходов.

На основании правового подхода, приведенного в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 23 «О применении судами правил о залоге вещей», по общему правилу, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, включая суммы основного долга, процентов за пользование денежными средствами, неустоек, в том числе процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытков, причиненных просрочкой исполнения обязательства, обеспеченного залогом, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание предмета залога и расходов, связанных с обращением взыскания на предмет залога и его реализацией (статья 337 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства (пункт 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение взыскания на заложенное имущество не допускается, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества. Если не доказано иное, предполагается, что нарушение обеспеченного залогом обязательства незначительно и размер требований залогодержателя явно несоразмерен стоимости заложенного имущества при условии, что одновременно соблюдены следующие условия: 1) сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от размера стоимости заложенного имущества; 2) период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее чем три месяца.

В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 23 «О применении судами правил о залоге вещей» разъяснено, что под суммой неисполненного обязательства для целей определения незначительности нарушения и ее соразмерности стоимости предмета залога следует понимать объем обоснованно предъявленного к взысканию денежного требования, включая сумму основного долга, проценты, неустойку и др. (статья 337 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если требование об обращении взыскания на предмет залога предъявлено наряду с требованием о полном досрочном исполнении обеспеченного залогом денежного обязательства, исполняемого периодическими платежами, сумму неисполненного обязательства для целей установления незначительности нарушения и определения ее соразмерности стоимости предмета залога составляют размер всего обеспеченного залогом требования - остаток основного долга, начисленные, но не уплаченные проценты и т.д.

Согласно пункту 1 статьи 349 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

Если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество. В этом случае дополнительные расходы, связанные с обращением взыскания на заложенное имущество в судебном порядке, возлагаются на залогодержателя, если он не докажет, что обращение взыскания на предмет залога или реализация предмета залога в соответствии с соглашением о внесудебном порядке обращения взыскания" не были осуществлены в связи с действиями залогодателя или третьих лиц.

При обращении взыскания и реализации заложенного имущества залогодержателем и иными лицами должны быть приняты меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога. Лицо, которому причинены убытки неисполнением указанной обязанности, вправе потребовать их возмещения.

Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (во внесудебном порядке) допускается на основании соглашения залогодателя с залогодержателем, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 349 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 1 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено, на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном настоящим Кодексом и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 350.1 настоящего Кодекса.

Статьей 350.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок проведения торгов при реализации заложенного имущества, не относящегося к недвижимым вещам.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог действует до прекращения обеспеченного залогом обязательства.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (пункт 2 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

БГВ состоит на учете в качестве налогоплательщика, плательщика страховых взносов.

В отношении БГВ проведена выездная налоговая проверка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ , а впоследствии по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 6-11).

По фактам установленных мероприятиями налогового контроля нарушений, БГВ предъявлены к уплате налог на доходы физических лиц в общей сумме 580 062 руб., БГВ предложено удержать и перечислить в бюджетную систему НДФЛ в сумме 580 062 руб., также начислены и предъявлены к уплате пени за неуплату (неперечисление) в сроки указанных налогов в общей сумме 145 015 руб., БГВ привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116 012 руб., с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафов снижен в 2 раза итого в сумме 130 513 руб. 50 коп.

Общая сумма недоимки, задолженности по пеням и штрафам составила 741 154 руб. 44 коп.

В отношении БГВ на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации должностным лицом Межрайонной инспекции вынесено решение о принятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (легковой автомобиль легковой марки, <данные изъяты> без согласия налогового органа на сумму 741 154 руб. 44 коп. (л.д. 12-14).

По факту выявления недоимок по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, страховым взносам, сформированной задолженности по пеням и штрафам, примененным решением от ДД.ММ.ГГГГ , Межрайонной инспекцией №21 в адрес БГВ на основании статей 45-48, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимки по налогам, страховым взносам, штрафам в общей сумме 1 177 118 руб. 86 коп. (л.д. 18).

Поскольку указанное требование Межрайонной инспекции об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ БГВ в установленный срок не исполнено, должностным лицом Межрайонной инспекции № 21 вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Согласно сведениям с официального сайта Федеральной нотариальной палаты, в реестр уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата ДД.ММ.ГГГГ внесено уведомление о возникновении залога движимого имущества в отношении транспортного средства с в качестве залогодержателя указано ФНС в лице Межрайонной ИФНС России № 19 по Пермскому краю, залогодателя – БГВ (л.д. 20-21, 26-27).

Из сведений, представленных ГУ МВД России по Пермскому краю, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником транспортного средства <данные изъяты> является БГВ (л.д. 36-37).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми по делу № 2а-1492/2022 вынесен судебный приказ о взыскании с БГВ в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю недоимки по налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 580 062 руб., пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 30 578 руб. 94 корп., штрафа – 58 006 руб. Также с БГВ в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю взысканы штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчёта финансового результата инвестиционного товарищества, расчета оп страховым взносам)) в размере 72 507 руб. 50 коп. С БГВ в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 305 руб. 77 коп. (материалы административного дела № 2а-1492/2022)

Таким образом судом установлено, что в отношении БГВ проведена камеральная налоговая проверка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ , а впоследствии вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. По фактам установленных налоговой проверкой нарушений БГВ доначислены и предъявлены к уплате налог на доходы физических лиц, страховые взносы и НДФЛ в общей сумме 580 062 руб., также начислены и предъявлены к уплате пени за неуплату (неперечисление) в сроки указанных налогов в общей сумме 145 015 руб. БГВ привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116 012 руб., с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафов снижен в 2 раза итого в сумме 130 513 руб. 50 коп. Как указал заявитель, общая сумма недоимки, задолженности по пеням и штрафам составила 735 848 руб. 67 коп.

В отношении БГВ на основании пункта 10 статьи 101 Кодекса должностным лицом Межрайонной инспекции № 21 вынесено решение о принятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (легковой автомобиль <данные изъяты> без согласия налогового органа на сумму 741 154 руб. 44 коп.

Таким образом, законность увеличения БГВ налоговых обязательств, обязательств по уплате страховых взносов, начисления соответствующих пеней и применения налоговых санкций подтверждены в судебном порядке в рамках дела № 2а-1492/2022, обстоятельства которого с учетом субъективного состава участвующих в деле лиц в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение.

Ответчиком не представлено в суд доказательств, подтверждающих отсутствие спорной задолженности, как и доказательств ее погашения, также не оспорены представленные Межрайонной инспекцией № 21 документы, свидетельствующие о факте наличия задолженности по пени и штрафам.

Процедура взыскания недоимок по налогам и страховым взносам, задолженности по пени и штрафам соблюдена. Налоговым органом приняты меры, предусмотренных статьями 70, 46 Налоговым кодексом Российской Федерации, направленные на взыскание имеющейся у БГВ задолженности, вместе с тем, данные меры не привели к полному взысканию имеющейся у ответчика задолженности.

Исходя из приведенных нормативных положений, принимая во внимание, что между сторонами соглашение об обращении взыскания на имущество не заключено, залог на имущество возник в силу закона, ответчик уклоняется от исполнения обязательств по уплате оставшейся недоимки, задолженности по пеням и штрафам, требование заявителя об обращении взыскания на заложенное имущество ответчика в судебном порядке путем продажи с публичных торгов является обоснованным, соответствующим положениям статей 73 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 237, 349, 350 Гражданского кодекса Российской Федерации, и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 340 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимость предмета залога определяется по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом.

В силу пункта 3 статьи 340 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, соглашением сторон или решением суда об обращении взыскания на заложенное имущество, согласованная сторонами стоимость предмета залога признается ценой реализации (начальной продажной ценой) предмета залога при обращении на него взыскания.

Оснований для прекращения залога в порядке статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлено.

Как разъяснено в пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 23 «О применении судами правил о залоге вещей», реализация заложенной вещи, обращение взыскания на которую произведено в судебном порядке, осуществляется по общему правилу путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном статьей 350.2 Гражданского кодекса Российской Федерации для движимых вещей, статьей 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 56 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» - для недвижимого имущества и законодательством об исполнительном производстве.

Определение судом начальной продажной цены заложенного недвижимого имущества предусмотрено статьей 54 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (пункт 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 23 «О применении судами правил о залоге вещей»).

При этом действующее законодательство не содержит положений, обязывающих суд устанавливать начальную продажную цену заложенного движимого имущества. Указанный подход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2022 № 307-ЭС22-24401).

Согласно части 1 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон № 229-ФЗ) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 85 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества не согласен должник или взыскатель.

Указанное положение является надлежащей гарантией защиты интересов сторон в исполнительном производстве при продаже имущества в рамках исполнительного производства по справедливой (актуальной, рыночной) цене. Соответственно, судебный пристав-исполнитель оценивает имущество на момент его продажи или непосредственно перед этим, в том числе и с учетом его фактического наличия - состава, объеме и т.д.

Стоимость продажи заложенного движимого имущества подлежит определению судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 85 Закона № 229-ФЗ.

Таким образом, оснований для установления судом начальной продажной стоимости заложенного движимого имущества не имеется, поскольку начальная цена указанного имущества, выставляемого на торги, определяется в порядке, установленном Законом № 229-ФЗ на стадии исполнения судебного акта.

Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика БГВ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обратить взыскание на автомобиль легковой марки, <данные изъяты>, принадлежащего БГВ (<данные изъяты>), определив способ реализации заложенного имущества в виде продажи с публичных торгов.

Взыскать с БГВ (<данные изъяты>) в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

(мотивированное решение изготовлено 15.08.2024)

Председательствующий            - подпись -         И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-3407/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю
Ответчики
Бадоян Грайр Володяевич
Другие
Отдел судебных приставов России по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2024Предварительное судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
14.10.2024Дело оформлено
14.10.2024Дело передано в архив
16.10.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
16.10.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.10.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее