Решение от 24.09.2024 по делу № 33-5735/2024 от 16.08.2024

Судья Плотникова О.Л.                                       УИД 86RS0002-01-2023-006594-95

                                                                             Дело №33-5735/2024

       (1 инст. № 2-229/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2024 года                              г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего         Гавриленко Е.В.

судей                     Баранцевой Н.В., Кармацкой Я.В.,

при секретаре                Вторушиной К.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, в интересах неопределенно круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Нижневартовска детский сад №27 «Филиппок» и администрации города Нижневартовска о возложении обязанности по оборудованию здания,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Нижневартовская городская местная организация Ханты-Мансийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,

по апелляционной жалобе администрации города Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2024 года, которым постановлено:

«обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Филиппок» (<данные изъяты>) оборудовать здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 «Филиппок», расположенные по адресам: (адрес) санитарно-гигиенической кабиной уборной, с учетом требований СП 59.133330.2020 по приспособлению существующих помещений для маломобильной группы населения и инвалидов путем установки трех настенных опорных поручней (поручни размещаются вдоль стен, между оборудованием санузла (унитаз, раковина), установки 2-х крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы санитарной кабины уборной, установки системы вызова помощи для маломобильной группы населения, обеспечив доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и тотально слепых, слабослышащих и тотально глухих, инвалидов с ментальными расстройствами; установки тактильно-графической системы навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов (холл, коридоры каждого этажа объекта, входы/выходы в помещения классов, вспомогательных и административных помещений, где оказываются или могут оказываться услуги людям с инвалидностью и маломобильной группы населения, эвакуационные выходы), контрастной маркировки ступеней лестниц входной группы, эвакуационных лестниц, межэтажных лестниц, индукционными системами мобильного размещения, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Нижневартовска <данные изъяты>) организовать мероприятия по финансированию работ по обустройству зданий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 «Филиппок», расположенных по адресу: (адрес) вышеуказанными средствами доступности для инвалидов, в течение четырех месяцев с момента вступления в силу решения суда.».

Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., объяснения процессуального истца прокурора Чукоминой О.Ю., судебная коллегия,

установила:

прокурор города Нижневартовска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Нижневартовска детский сад №27 «Филиппок» (далее – МБДОУ г. Нижневартовска детский сад № 27 «Филиппок»), администрации города Нижневартовска о возложении обязанности по оборудованию здания, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Нижневартовска проведена проверка исполнения МБДОУ г. Нижневартовска детский сад № 27 «Филиппок» требований законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории г. Нижневартовска. В ходе проверки установлено, что МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» не обеспечивает в полном объеме доступность для инвалидов, а именно в зданиях данного детского сада, расположенных в (адрес), отсутствуют пандус, вспомогательное оборудование, визуальные, световые средства, тактильные моносхемы, информационные тактильные таблички на эвакуационных путях, сменная кресло-коляска. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» надлежащим образом не обеспечены. Просит, с учетом последующих уточнений исковых требований, возложить на МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок» обязанность оборудовать здания, расположенные по адресам: (адрес), санитарно-гигиенической кабиной уборной, с учетом требований СП 59.133330.2020 по приспособлению существующих помещений для маломобильной группы населения и инвалидов путем установки трех настенных опорных поручней (поручни размещаются вдоль стен, между оборудованием санузла (унитаз, раковина), установка 2-х крючков (держателей) для трости/костыля, контрастная маркировка входной двери санитарной кабины, установка мнемосхемы санитарной кабины уборной, установки системы вызова помощи для маломобильной группы населения, обеспечив доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и тотально слепых, слабослышащих и тотально глухих, инвалидов с ментальными расстройствами; тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов (холл, коридоры каждого этажа объекта, входы/выходы в помещения классов, вспомогательных и административных помещений, где оказываются или могут оказываться услуги людям с инвалидностью и маломобильной группы населения), эвакуационные выходы, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы, эвакуационных лестниц, межэтажных лестниц, индукционными системами мобильного размещения, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, также возложить на администрацию г. Нижневартовска обязанность провести организационные мероприятия по финансированию вышеуказанных работ по обустройству зданий образовательного учреждения.

Представители истца Лупашко Н.М., Гареева В.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам поданного заявления.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» Сингизова Ю.Ю. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время требования полностью не исполнены, но имеются коммерческие предложения, которые сейчас находятся в работе.

Представители ответчика администрации г. Нижневартовска Бирук Ю.В. и Максимова Е.А. в судебном заседании с требованиями не согласились по доводам, изложенным в возражениях.

Представители третьих лиц ГУ МЧС России по ХМАО–Югре, Департамента образования и науки ХМАО-Югры, НВГМО Ханты-Мансийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в ХМАО-Югре в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация города Нижневартовска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Судом неверно истолкован п. 4.1 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и сделан неверный вывод о том, что приспособление объекта для нужд маломобильных групп населения осуществляется на любом этапе эксплуатации здания, независимо от года постройки. Считает, что имеющиеся в материалах документы по факту проведенной экспертом Нижневартовской городской местной организации «Всероссийское общество инвалидов» в ХМАО-Югре Пащенко Р.С. проверки, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данный эксперт также входит в рабочую группу под руководством прокуратуры города Нижневартовска, то есть является одновременно третьим лицом по делу и членом рабочей группы, что говорит о конфликте интересов. При этом, какие-либо документы, подтверждающие проведение проверки в материалах дела отсутствуют. Обращает внимание, что действующим законодательством на органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, возложена обязанность по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в данной сфере. Ссылается на положения ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», согласно которой положения части 1 статьи 15 Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные указанным Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Утверждает, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. Положения п. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ на спорные правоотношения не распространяются, поскольку общеобразовательное учреждение находится в зданиях, которые построены в 1988 году. Утверждает, что ответчиками проводятся мероприятия по созданию условий для маломобильных групп населения, в том числе, по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Доказательств, свидетельствующих о неэффективности и (или) недостаточности принятых учреждением мер для соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры, истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено. Полагает, что истцу надлежало доказать, что ответчиками нарушаются предусмотренные законом права лиц, в защиту которых он обратился с указанным иском, а также то, что избранный способ защиты нарушенного или предполагаемого права соответствует закону и восстановит права указанных лиц. Однако, указанные обстоятельства истцом не доказаны. Выражает несогласие с возложением обязанности на Администрацию города по проведению организационных мероприятий по финансированию работ по обустройству. Указывает, что ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения городского округа. Вопрос обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в данном перечне отсутствует. Финансирование мероприятий по оборудованию объектов социальной инфраструктуры должно производиться за счет средств бюджета субъекта, что подтверждается постановлением Правительства ХМАО - Югры от 27.12.2021 № 596-п. Данным постановлением утвержден план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в ХМАО-Югре. Целями «Дорожной карты» являются обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и обеспечение условий для беспрепятственного пользования инвалидами услугами, в том числе в сфере образования. В план «Дорожной карты» включены мероприятия, которые осуществляются за счет средств бюджета автономного округа. Исполнителями «Дорожной карты» являются структурные подразделения Правительства ХМАО-Югры, в том числе и Департамент образования ХМАО-Югры. Органы местного самоуправления не являются исполнителями плана мероприятий «Дорожная карта». Задача по обеспечению равного и полного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней власти, органы местного самоуправления не должны нести всю полноту ответственности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры ХМАО – Югры просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет». Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц участвующих в деле.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор Чукомина О.Ю. просила решение суда оставить без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Нижневартовска проведена проверка по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что в зданиях МБДОУ детский сад №27 «Филиппок», расположенных по адресам: (адрес) отсутствуют пандус, вспомогательное оборудование, визуальные, световые средства для МГН, тактильные моносхемы, информационные тактильные таблички на эвакуационных путях, сменная кресло-коляска.

Согласно п. 1.1 Устава МБДОУ детский сад №27 «Филиппок», утвержденного приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 12.02.2016, данное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе, по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (т. 1, л.д. 19-27).

Учредителем МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» является муниципальное образование город Нижневартовск (п. 1.4 Устава), собственником имущества данного автономного учреждения является муниципальное образование город Нижневартовск (п. 1.5 Устава). Управление и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению, от имени собственника осуществляет департамент собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска (п. 1.6 Устава).

Согласно паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСП) № 01, МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования, категория обслуживаемого населения – дети в возрасте от 1,5 лет до 8 лет. Состояние доступности объекта: перепады высоты на пути есть, их обустройство для инвалидов на коляске есть. Доступность объекта для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, временно отсутствует (л.д. 62-66).

Согласно актам обследования объекта МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» к вышеуказанному паспорту доступности от 18.06.2021, 24.06.2021, выявлены нарушения, в том числе: перепад высот входных площадок не имеют лестницы и пандус, ширина путей движения, декоративные элементы оформления интерьера, расположенные вдоль стен на путях движения, а также перила лестничных маршей в коридоре не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016; требуется замена входных дверей; высота порога в тамбуре превышает допустимое значение 0,014м., отсутствует контрастная маркировка оконечных ступеней лестничных маршей; отсутствует тактильная маркировка продолжительности лестничных маршей; отсутствуют контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь-стена, дверь-ручка); отсутствует специальное оборудование для организации эвакуации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, для различных нозологий инвалидности и МГН; в кабинетной форме обслуживания отсутствует специализированное оборудование для обеспечения доступа к услуге, людей с инвалидностью категорий С,Г.

Также выявлены нарушения, в том числе: отсутствие тактильно-контрастных напольных указателей; ширина путей движения, декоративные элементы оформления интерьера, расположенные вдоль стен на путях движения, а также перила лестничных маршей в коридоре не соответствуют требованиям СП 59.13330.2016; отсутствует контрастная маркировка оконечных ступеней лестничных маршей; отсутствует тактильная маркировка продолжительности лестничных маршей; отсутствуют контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь-стена, дверь-ручка); отсутствие специального оборудования для организации эвакуации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, для различных нозологий инвалидности и МГН; отсутствие в кабинетной форме обслуживания специализированного оборудования для обеспечения доступа к услуге, людей с инвалидностью категорий С,Г.

Кроме того, в вышеуказанных актах обследования зданий МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» отражено, что для устранения выявленных нарушений в части туалетной комнаты, необходимо обеспечить наличие стационарных, откидных опорных поручней для организации туалетной комнаты общего пользования для нужд людей с инвалидностью категорий: К,О,С (поручни размещаются по обеим сторонам унитаза, при этом один поручень откидной, один стационарный, со стороны откидного поручня, на расстоянии 0,8 м. устанавливается дополнительный опорный стационарный поручень), также необходимо дополнительно предусмотреть установку крючков для одежды, держателей для трости и костылей, специализированных локтевых смесителей, автоматических сушилок для рук, кнопки системы вызова помощника, которая должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих влагозащищенность в антивандальном корпусе, снабжена шнурком с четко определяемой зоной нажатия в диаметре не менее 60 мм. Кроме того, в уборной необходимо разместить мнемосхему санузла возле входа в помещение, со стороны открывания двери (расположения ручки двери) на высоте 1,2-1,6 метра, с указанием расположения объектов внутри помещения, тактильную табличку с нанесением пиктограммы доступной универсальной кабины, тактильную табличку с нанесением пиктограммы «вызов помощи», тактильную табличку с нанесением пиктограммы «выход» и тактильную табличку с нанесением пиктограммы «направление движения», размер табличек не менее 150х150 мм. Необходимо оборудовать здания детского сада тактильно-графической системой навигации на объекте (контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входных групп, лестничных маршей), обеспечить наличие специализированного оборудования для оперативной эвакуации посетителей, включая людей с инвалидностью всех категорий и МГН, а также для обеспечения наличия специализированного оборудования для обеспечения доступа к услуге кабинетной формы обслуживания (т. 1, л.д. 72-174).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 15, 28, 31, 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей 2, 15, 18 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции, установив факт неисполнения ответчиком МБДОУ детский сад №27 «Филиппок» публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, признал требования прокурора к МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок» обоснованными и подлежащими удовлетворению, установив срок для устранения недостатков в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, суд первой инстанции учитывая, что обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры должны реализовываться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, каким является администрация г. Нижневартовска, удовлетворил требование о возложении обязанности по финансированию работ по обустройству здания МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок» приспособлением существующих помещений для маломобильной группы населения и инвалидов путем установки трех настенных опорных поручней (поручни размещаются вдоль стен, между оборудованием санузла (унитаз, раковина), установки 2-х крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы санитарной кабины уборной, установки системы вызова помощи для маломобильной группы населения, обеспечив доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и тотально слепых, слабослышащих и тотально глухих, инвалидов с ментальными расстройствами; установки тактильно-графической системы навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов (холл, коридоры каждого этажа объекта, входы/выходы в помещения классов, вспомогательных и административных помещений, где оказываются или могут оказываться услуги людям с инвалидностью и маломобильной группы населения, эвакуационные выходы), контрастной маркировки ступеней лестниц входной группы, эвакуационных лестниц, межэтажных лестниц, индукционными системами мобильного размещения, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, установив срок в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в части разрешения требований к МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок».

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу пп. 1, 3, 6 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 этой же статьи закона).

Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» также предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 1).

Нормами Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, приведенное выше правовое регулирование обязывает оборудовать объекты социальной инфраструктуры, к которым относится здание МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок», необходимыми устройствами и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, свободного передвижения их в здании.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание и на то, что согласно пункту 1 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1486-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 03.01.1976).

Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006, была ратифицирована Российской Федерацией 25.09.2012) признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования, в том числе основного общего образования, и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.

Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации прав, обеспечение им возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в доступе к объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.

При таких обстоятельствах, неисполнение дошкольным образовательным учреждением обязанности по обеспечению инвалидам условий по приспособлению существующих помещений для маломобильной группы населения и инвалидов и обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социального назначения, нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями и (или) инвалидностью на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок», является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в данной части, поскольку возложенные судом обязанности не требуют реконструкции или капитального ремонта помещения.

Суд правомерно возложил обязанности по оборудованию помещения, которые действительно предусмотрены Сводом правил 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования, утв. Приказом Росстандарта от 23.06.2022 № 528-ст.

Доводы жалобы о наличии конфликта интересов Пащенко Р.С., являющегося одновременно участвующим в деле лицом и членом рабочей группы прокуратуры г. Нижневартовска, судебная коллегия отклоняет, поскольку в данном деле Пащенко Р.С. действовал исключительно на основании доверенности и в интересах Нижневартовской городской местной организации Ханты-Мансийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом положений п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Несмотря на то, что п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ определяет, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо предусматривает, что в случае, когда существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

На это же указано Конституционным Судом РФ в определении от 18 июля 2019 года N 1943-О, согласно которому законодатель предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Между тем, доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание детского сада указанными в решении суда устройствами из перечисленных в СП 59.13330.2020, оборудование которых не связано с реконструкцией здания, ответчиком не представлено.

Приводимые в апелляционной жалобе доводы о том, что положения СП 59.13330.2020 применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, являются несостоятельными, поскольку требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).

По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые должны быть приведены в силу закона в соответствие с нормами действующего законодательства для обеспечения нужд маломобильных групп населения.

Доводы жалобы о том, что приняты альтернативные меры по организации доступа маломобильных групп населения в помещения учреждения и разработан алгоритм по оказанию ситуационной помощи, где услугу по обеспечению доступа оказывает квалифицированный персонал, не принимаются во внимание, поскольку не опровергают отсутствие приведенных в решении суда необходимых устройств, специальных приспособлений и оборудования для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, их свободного передвижения в нем.

При таких обстоятельствах, неисполнение обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности оборудовать здание детского сада необходимыми указанными в решении суда устройствами, является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.

Проверяя законность решения суда в части понуждения Администрации города Нижневартовска к финансированию мероприятий, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования прокурора г. Нижневартовска к администрации г. Нижневартовска и возлагая на данного ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по финансированию работ по обустройству здания МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок» средствами для доступности инвалидов, суд первой инстанции исходил из того, что именно администрация г. Нижневартовска является распорядителем бюджетных средств по отношению к дошкольному учреждению, является учредителем, собственником имущества детского сада, наделенным соответствующими полномочиями по регулированию вопросов финансирования расходов, в том числе на финансирование мероприятий по оборудованию здания детского сада средствами доступности для инвалидов.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции и находит доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживающими внимания.

Как предусмотрено п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

На основании п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце 1 пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п░░░░ 4 ░░░░░░ 154 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ 158 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 18-░░23-195-░4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 27 «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 27 «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░. (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░                                ░░░░░░░░░ ░.░.

                                ░░░░░░░░░ ░.░.

33-5735/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация г. Нижневартовска
МАДОУ г. Нижневартовска Детский сад №27 Филиппок
Другие
Нижневартовская городская местная организация Ханты-Мансийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов
ГУ МЧС России по ХМАО - Югре
Департамент образования и науки ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
16.08.2024Передача дела судье
24.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Передано в экспедицию
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее