Решение по делу № 33-9785/2015 от 21.08.2015

Судья - Шестакова С.Г. Дело № 33-9785/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2015 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Андреева А.А.

судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.

при секретаре Пахотиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пантелеева Александра Михайловича о признании незаконным отказа администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года, которым признан незаконным отказ администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения по адресу: <адрес>

На администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области возложена обязанность принять у Пантелеева Александра Михайловича заявление и документы для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пантелеев А.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

На основании постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от 16 июня 2014 года указанная квартира переведена в нежилое помещение.

С целью изменить целевое назначение помещения ООО «<.......>» изготовлена проектная документация реконструкции квартиры под офис.

15 мая 2015 года он обратился в администрацию городского округа – город Волжский с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры, предоставив необходимые документы.

Однако письмом № <...> от 21 мая 2015 года в выдаче разрешения на строительство было отказано, в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку реконструкция квартиры не уменьшает размера общего имущества многоквартирного жилого дома, а потому согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома не требуется.

Просил суд признать отказ администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) незаконным.

Обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области принять заявление и документы на строительство (реконструкцию) нежилого помещения по адресу: <адрес>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В судебное заседание явился представитель администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области по доверенности - Г.С.

Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Г.С.., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Пантелеев А.М. является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью <.......> кв.м., расположенной на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>

Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от 16 июня 2014 года указанное жилое помещение переведено в нежилое, на Пантелеева А.М. возложена обязанность получить разрешение на реконструкцию в установленном порядке, ремонтно-строительные работы проводить с соблюдением Городского Положения от 13 апреля 2007 года № 150-ВГД «О правилах благоустройства и санитарного содержания территорий городского округа – город Волжский Волгоградской области».

По заказу Пантелеева А.М. ООО «<.......>» подготовило проект реконструкции квартиры <адрес> под офис.

Из указанного проекта усматривается, что реконструкция предусматривает устройство отдельного входа, кровли козырька над тамбуром и дверного проема. Вход в офис выполняется по пристроенным ступеням, запроектирован вход с крыльцом и тамбуром из существующей лоджии с устройством козырька. Часть стены под окном разбирается для устройства входной двери.

15 мая 2015 года Пантелеев А.М.. обратился в администрацию городского округа - г. Волжский Волгоградской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, предоставив документы.

Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области письмом № <...> от 21 мая 2015 года отказала Пантелееву А.М. в выдаче разрешения, в связи с тем, что в результате реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, на что необходимо согласие всех собственников.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. 6.2 п. ч. 7 ст. 51 ГРК РФ, к числу документов, представление которых необходимо при получении разрешения на строительство, относится решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 6.2 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 65-ФЗ).

Исходя из положений указанных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме лишь в том случае, если в ходе реконструкции к реконструируемому объекту присоединяется часть общего имущества, и, соответственно, общее имущество уменьшается.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Между тем, из представленного проекта видно, что ни одного элемента многоквартирного дома, подпадающего под признаки приведённого выше понятия «общее имущество многоквартирного дома», в состав реконструируемого объекта не включается, следовательно, не повлечёт уменьшения общего имущества. Устройство входной группы нежилого помещения также размеры общего имущества не уменьшит.

В силу п. 7 и 8 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Как видно из материалов дела, изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с устройством входной группы, не произошло, площадь земельного участка остаётся неизменной.

С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с проектом реконструкции квартиры № <...> под офис по адресу <адрес>, уменьшения общего имущества многоквартирного жилого дома не предполагается, а потому для получения разрешения на строительство согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома не требуется.

Статьёй 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 6.2 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 65-ФЗ) (часть 7).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.

Принимая во внимание, что оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в связи с непредставлением согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме у административного органа не имелось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не может быть признано законным.

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, повторяют возражения заинтересованного лица, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявления Пантелеева А.М. в части возложения на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанности принять заявление и документы для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области по существу представленные заявителем документы не рассматривались на предмет их полноты и соответствия градостроительному законодательству, судебная коллегия приходит к выводу, что устранением в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод послужит повторное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) с учётом мотивов и оснований, по которым отказ в выдаче разрешения в связи с непредставлением заявителем согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию является незаконным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что принятое судом решение в указанной части нельзя признать законным, и оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Пантелеева А.М. о возложении на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанности принять заявление и документы для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанности принять у Пантелеева Александра Михайловича заявление и документы для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения по адресу: <адрес>, принять в указанной части новое решение, которым

в удовлетворении требований Пантелеева Александра Михайловича о возложении на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанности принять заявление и документы для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения отказать.

Обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области повторно рассмотреть заявление Пантелеева Александра Михайловича о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения по адресу: <адрес>

В остальной части решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9785/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пантелеев Александр Михайлович
Другие
Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Захарова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
02.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2015Передано в экспедицию
02.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее