Подлинник данного документа подшит в гражданском деле №, хранящемся в ФИО5 районном суде РТ
Копия УИД 16RS0№-55
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 августа 2024 года <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Исполнительному комитету Урманчеевского сельского поселения ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, ФИО3, акционерному обществу «Сетевая компания», акционерному обществу «Татэнерго», ФИО4 о прекращении права аренды на земельный участок, признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Урманчеевского сельского поселения ФИО5 муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, п. ФИО1, <адрес>, з/ 26, в силу приобретательной давности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен купли-продажи жилого дома и земельного участка общей площадью 1500 кв.м., находящихся в п. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан, между продавцом ФИО10 и Елабужскими электрическими сетями Республики Татарстан. Земельный участок принадлежал ФИО10 на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Фактическим владельцем данного имущества является истец. Работая в Елабужских электрических сетях Республики Татарстан из его заработной платы удерживалась сумма в счет выплаты стоимости земельного участка. Вместе с тем, сторонами не было соблюдено требование о письменной форме сделки по купле-продаже недвижимости, также переход права собственности не прошел государственную регистрацию. В настоящее время подать документы о регистрации перехода права собственности не представляется возможным, так как ПЭО «ТАТЭНЕРГО», в составе которого было предприятие – Елабужские электрические сети, ликвидировано. Указанным земельным участком ФИО2 пользуется и владеет открыто, непрерывно и добросовестно как своим собственным 27 лет, провел работы по межеванию, осуществило его постановку на кадастровый учет (кадастровый №), был присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, Мамадышский муниципальный район, Урманчеевское сельское поселение, п. ФИО1, <адрес>, з/у 26.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право собственности на земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, Урманчеевское сельское поселение, п. ФИО1, <адрес>, з/у 26, в силу приобретательной давности.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Исполнительный комитет ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, акционерное общество «Сетевая компания», АО «Татэнерго». ФИО3, ФИО4
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил прекратить право аренды ФИО9 на земельный участок площадью 1027 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по вышеуказанному адресу; аннулировать регистрационную запись № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН, признать за ним право собственности на земельный участок общей площадью 1027 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, Урманчеевское сельское поселение, п. ФИО1, <адрес>, з/у 26, в силу приобретательной давности.
Представитель истца ФИО2 - ФИО15 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Урманчеевского сельского поселения ФИО5 муниципального района Республики Татарстан ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета ФИО5 муниципального района Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Ответчик ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал и суду показал, что спорный земельный участок с мая 2023 года на праве аренды принадлежит ему. Данный земельный участок в указанной площади как самостоятельный объект права сформирован не был, на кадастровом учете не состоял, границы земельного участка не определялись. В ЕГРН информация об этом земельном участке, в том числе об его границах отсутствовал. В 2023 году он обратился в Палату имущественных и земельных отношений ФИО5 муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении земельного участка, после его обращения была утверждена схема расположения земельного участка на кадастром плане территории, участок был поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Палатой имущественных и земельных отношений ФИО5 муниципального района Республики Татарстан составлен договор аренды спорного земельного участка сроком на 3 года. Он отмежевал данный земельный участок, использует земельный участок под огород.
Представители ответчиков АО «Сетевая компания», АО «Татэнерго», третьего лица филиала АО «Сетевая компания» - Елабужские электрические сети в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Пленум №) разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (пункт 16 Пленума N 10/22).
Из указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Наличие титульного собственника и осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника само по себе не означает недобросовестности давностного владения и не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ, а также пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 являлся сотрудником Елабужских электрических сетей ПЭО «Татэнерго» Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ директором Елабужских электрических сетей ПЭО «Татэнерго» Республики Татарстан ФИО2 выдана доверенность № на заключение договора купли-продажи дома с земельным участком, находящихся в поселке ФИО1 <адрес> с ФИО10, проживающим по адресу: <адрес>, по цене 20 000 000 рублей, от имени Елабужских электрических сетей ПЭО «Татэнерго» (л.д. 9).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО10 и Елабужскими электрическими сетями в лице ФИО2, ФИО10 продал Елабужским электрическим сетям одноэтажный бревенчатый жилой дом с общей площадь. 55 кв.м., с надворными постройками, расположенными на земельном участке площадью 1500 кв.м., в п. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан. Земельный участок принадлежит ФИО10 на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № РТ №. Отчуждаемое домовладение продано за 20 000 000 рублей, денежные средства уплачены ФИО10 до подписания договора купли-продажи. Договор подписан ФИО10 и ФИО2, удостоверен государственным нотариусом ФИО5 государственной нотариальной конторы Республики Татарстан, зарегистрировано в реестре за №.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлено свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому казанному собственнику решением от ДД.ММ.ГГГГ для постоянного пользования землей предоставлен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование площадью 1500 кв.м., в том числе с/х угодий 1300 кв.м., прочие угодия – 200 кв.м.
Судом установлено, что ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти нотариусом нотариального округа <адрес> Республики Татарстан ФИО11 заведено наследственное дело №. Наследником является дочь ФИО4 В завещании, составленном при жизни ФИО10 в пользу дочери ФИО4, были указаны в составе имущества, в том числе, дача и земельный участок, расположенные на ФИО1 <адрес> Республики Татарстан.
Из показаний истца ФИО2 в судебном заседании установлено, что он работал начальником базы «Сосновый бор» Елабужские электрические сети. Для предприятия у ФИО10 был выкуплен земельный участок, был составлен договор купли-продажи. В дальнейшем с согласия руководителя на заседании профкома по его заявлению было принято решение о передаче ему этого земельного участка. Денежные средства в счет оплаты стоимости спорного земельного участка удерживались из его заработной платы.
Судом установлено, что в 1997 году Елабужские электрические сети являлись структурным подразделением ПЭО «Татэнерго». Между АО «Сетевая компания» и АО «Татэнерго» заключен договор хранения архивных документов. Документы, касающиеся деятельности определенного филиала АО «Татэнерго» переданы на хранение в созданный на его базе филиал АО «Сетевая компания». В архивных документах АО «Татэнерго» за 1997 год, находящиеся в филиале АО «Сетевая компания» Елабужские электрические сети и касающиеся основной деятельности Елабужские электрические сети ПЭО «Татэнерго», отсутствует информация о заключении ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи жилого дома и земельного участка общей площадью 1500 кв.м., находящихся в пос. ФИО1 <адрес> Республики Татарстан с ФИО10
Согласно расчетных листов, находящихся в личной карточке ФИО2, за 1997 год удержание в период с апреля по декабрь было произведено только в июле 1997 года в размере 43130 рублей за товары. Информация об иных удержаниях, а также о передаче ему объектов недвижимости, в архивных документах АО «Татэнерго» за 1997 год отсутствует.
Распоряжением МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан №П от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1027 кв.м. из категории земли-земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, Урманчеевское сельское поселение, п. ФИО1, <адрес>, образуемого из земель государственной собственности на кадастровом квартале 16:26:190201. Образуемому земельному участку установлен вид разрешенного использования – «ведение огородничества».
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка площадью 1027 кв.м., с кадастровым номером 16№, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок по акту приема-передачи передан ФИО3
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что земельный участок общей площадью 1027 кв.м., с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с видом разрешенного использования – ведение огородничества, категория земель – земли населенных пунктов, зарегистрирован на праве аренды за ФИО9, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Дата завершения кадастровых работ – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-15).
Оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок до 2023 года не был сформирован как объект права, местоположение границ не было определено. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1027 кв.м. утверждена распоряжением МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельный участок предоставлен ФИО12 Договор аренды земельного участка с ФИО12 не расторгнут, недействительным не признан, не оспорен. Доказательств предоставления испрашиваемого земельного участка ранее иному лицу, либо предоставления истцу в предусмотренном законом порядке не представлено.
Земельный участок, являющейся предметом спора, в силу части 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации является муниципальной собственностью, в связи с чем, истец не мог добросовестно в течение пятнадцати лет пользоваться им как своим собственным, поскольку применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения, признание на них права собственности в силу приобретательной давности невозможно.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для прекращения права аренды ФИО13 на спорный земельный участок и признания за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок в порядке приобретательной давности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Исполнительному комитету Урманчеевского сельского поселения ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений» ФИО5 муниципального района Республики Татарстан, ФИО3, акционерному обществу «Сетевая компания», акционерному обществу «Татэнерго», ФИО4 о прекращении права аренды на земельный участок, аннулировании регистрационной записи в ЕГРН, признании права собственности в силу приобретательной давности на земельный участок с кадастровым номером 16:26:290801:334, расположенный по адресу: <адрес> – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья подпись
Копия верна
Судья Гатина Г.Р.
Решение вступило в законную силу: «_____»________________
Судья Гатина Г.Р.