УИД 11RS0001-01-2022-001216-02 Дело № 2а-3760/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Севиздрал А.Ю.,
представителей административных соответчиков Ивановой О.М. действующей на основании доверенностей от 02.06.2021, 18.12.2020,
представителя административного соответчика Жолудь С.С., действующего на основании доверенности от 27.01.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Севиздрал ФИО1 к МВД России, УМВД России по Республике коми, Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания
УСТАНОВИЛ
Севиздрал А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД России о признании незаконными действий (бездействия) в связи с ненадлежащими условиями содержания в камерах для подсудимых и в металлических заградительных решетках Сыктывкарского городского суда при участии в судебных заседаниях, взыскании компенсации в размере 2 000 000 руб. за ненадлежащие условия содержания.
В обосновании заявленных требований указал, что в период с ** ** ** по ** ** ** этапировался из ФКУ СИЗО-1 в здание Сыктывкарского городского суда, где приходилось испытывать физические и нравственные страдания ввиду нечеловеческих условий содержания. привози в суд рано утром, суд мог состоятся в любое время, отвозили обратно либо в обед либо в 18 час. На всех подсудимых предполагалось 3-4 бокса, площадь около 6 кв.м., без окон и вентиляции, с учетом курения остальных подсудимых, находится в таких условиях было тяжело. В камеру могли поместить до 15 человек. В клетке в зале суда не было стола, что не позволяло полноценно готовится к заседанию, полагает, что помещение его в металлическую клетку не было надобности.
Определениями от 27.01.2022, 13.04.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Судебного департамента в Республике Коми, Управление Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, УМВД России по г. Сыктывкару, заинтересованным лицом привлечено МВД по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, указав, что само содержание в клетке является нарушением. Содержался в камерах для подсудимых в старом зале суда.
Представители административных соответчиков заявленные требования считают необоснованными по изложенным в возражениях доводам.
Представители Судебного департамента на рассмотрение дела не явились, в письменных отзывах просили отказать в удовлетворении требований. Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Заслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (статья 3); каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (статья 13).
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21). При этом, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний. Под местами принудительного содержания понимаются учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальные органы, структурные подразделения и иные места, предназначенные для принудительного помещения физических лиц, исключающие возможность их самовольного оставления. Принудительное содержание лишенных свободы лиц должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействий) закону и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
По материалам дела следует, что истец в период времени с 01.01.2015 по 31.12.2016 конвоировался сотрудниками отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Сыктывкару из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Сыктывкарский городской суд 24 раза: 31.08., 28.10., 29.12., 30.12.2015, 02.02., 01.03., 30.05., 22.06., 23.06., 30.06., 05.07.,06.07., 11.07., 13.07., 27.07., 03.08., 06.10., 25.10., 03.11., 18.11., 25.11., 28.11., 01.12., 13.12.2016.
Камеры для подсудимых, находящиеся в помещении Сыктывкарского городского суда, введенного в эксплуатацию в 1970 году были оборудованы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суда Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154 (далее – Свод правил, СП 2000).
Пунктом 5.1 Свода правил определено, что в состав помещений зданий судов входят помещения для подсудимых и конвоя.
Данным сводом установлено, что группа помещений для подсудимых и конвоя включает в себя камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел. Допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (п. 5.35); площадь каждой камеры определена в размере 4 кв.м (п. 5.36); без естественного освещения допускается проектировать камеры для подсудимых (п. 7.2); в камерах для подсудимых следует предусматривать полы бетонные толщиной не менее 20 см., размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке, оборудование окон и дверей звуковой и световой сигнализацией (п. 8.7);
Таким образом, названным Сводом правил допускалось проектирование камер для подсудимых без естественного освещения. Оборудование камер туалетами, обеспеченность метража камер, количество лиц, находящихся одновременно в одной камере на время ожидания начала судебного заседания не регламентировалось.
Согласно приложению N 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 октября 2012 года N 185 "Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок" по временной норме N 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели, в том числе – столом для письма, как на том настаивает административный истец не предусмотрено, что связано с назначением данных помещений - размещение спецконтингента на время ожидания начала судебного заседания.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 N 140-дсп утверждены Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее - Наставление).
Наставление определяет порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах.
Названное Наставление не содержит запрета на осуществления курения в камерах конвойного помещения суда, табачные изделия являются разрешенными для хранения и использования подозреваемыми и обвиняемыми. В целях защиты интересов некурящих по возможности обеспечивается отдельное покамерное размещение с курящими.
Согласно пункта 8.3 СП 2000 в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см., ограждающую с четырех сторон место для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов. Ограждаемая решеткой площадь должна обеспечивать размещение от 3 до 20 подсудимых, она устанавливается в задании на проектировании. Заградительная решетка должна иметь дверь размером 200х80 см. и перекрытие (сетка рабица). Для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.
В периоды указанные в административном иске действовали СП 152.123330.2012 Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования» Свод правил введен в действие с 1 июля 2013г, утвержденные приказом Госстроя России от 25.12.2021 № 111/ГС (далее – Свод правил 2012).
Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции. При этом в соответствии с п.1.2 Свода правил 152.13330.2012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности.
В соответствии с пунктом 7.9 Свода правил 2012 для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматривались защитные кабины (Приложение «С»), согласно которому для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо было огораживать с четырех сторона высоту не менее 2,2м., формируя таким образом защитную кабину. Примыкание кабины к стене с оконными проемами не допускалось. Ограждаемая площадь должна была обеспечивать размещение до 20 лиц, содержащихся под стражей и принимается из расчета 1,2 кв.м. на человека. Скамьи устанавливались в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье – не более 6. Установка столов не предусматривалась. Защитная кабина, выполненная из металлической решетки, должна была иметь дверь размером 2 х 0,8м., оснащенную замком сувальдного типа, запирающимся только снаружи, задвижкой с возможностью фиксации в закрытом положении с помощью навесного замка и покрытие «сетка рабица». Для изготовления решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала. Также положение данного пункта предусматривает возможность установки кабины защитной изолирующей светопрозрачной из прочного стекла, устойчивого в огнестрельному оружию.
Кабины должны оснащаться скамейками с сиденьями из клееной древесины. Скамейки должны были жестко крепиться к полу или к каркасу кабины.
Пункт 307 Наставления содержит предписание о том, что в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании (абзац первый).
При этом доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.
При этом следует учитывать, что содержание лиц внутри ограждения в зале судебного заседания в здании суда рассчитано на временное пребывание.
В соответствии с положениями Свода правил 2012 (пункты 8.1, 8.6, 8.9, 8.12) группа помещений для лиц, содержащихся под стражей и конвоя включает, в том числе помещения для лиц, содержащихся под стражей (камеры); группу помещений для лиц, содержащихся по стражей и конвоя допускается размещать в подвальном или цокольном этажах зданий судов; помещения для лиц содержащихся под стражей отделяются от помещения конвоя решетчатой металлической перегородкой с решетчатой металлической дверью; коридор оборудуется принудительной приточно-вытяжной вентиляцией; площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна была составлять не менее 4 кв.м; каждая камера должна оборудоваться электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическим дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи; скамьи в камерах устанавливаются вдоль стен и жестко крепятся к полу и стене; раскладной стол для принятия пищи крепится к стене и полу; стены камер штукатурятся гладко, под покраску, окрашиваются; приточные и вытяжные отверстия системы вентиляции размещаются на противоположных стенах камеры.
Из выписки по технической документации по конвойным помещениям Сыктывкарского городского суда следует, что помещение для содержания конвоируемых лиц до 2018 располагалось на 1 этаже в основном здании суда по ул. Пушкина, 20 г. Сыктывкара. Помещение состояло из 3-х основных камер площадью 3,2 кв.м, 7,1 кв.м, 8,1 кв.м, не имели окон, были оборудованы специальными металлическими дверьми, деревянной скамьей на металлических ножках, закрепленных к полу. Камеры были оснащены системой вытяжной естественной вентиляции, стандартными электрическими светильниками с лампами накаливания.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Кроме этого, необходимо учитывать, что статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, иные места в случаях предусмотренных указанным Федеральным законом.
Следовательно, конвойные помещения для подсудимых в судах в указанный перечень не входят и не относятся к местам содержания под стражей. Данные помещения являются частью зданий федеральных судов и предназначены для временного пребывания в них подсудимых только в период ожидания судебного заседания.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, высказанной им в ряде постановлений (например, постановление ЕСПЧ от 11.02.2010 по делу Салахутдинова Х.С.; от 16.09.2004 по делу Нурмагомедова Т.С.), меры, связанные с лишением свободы, зачастую включают в себя элемент неизбежного страдания или унижения; тем не менее государство должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ и метод исполнения этой меры наказания не должны подвергать его душевным страданиям и трудностям в той степени, которая превышает неизбежный уровень страданий, свойственных лицу, содержащемуся под стражей, чтобы с учетом практических требований лишения свободы его здоровье и благополучие не подвергались угрозе.
Европейский Суд по правам человека в своем постановлении от 17.07.2014 по делу «Свинаренко и Сляднев против Российской Федерации» указал, что для отнесения к сфере действия статьи 3 Конвенции жестокое обращение должно достигнуть минимального уровня суровости; оценка указанного минимального уровня может быть различной: она зависит от всех обстоятельств дела, таких как длительность обращения, его физические и психологические последствия, и в некоторых случаях, пол, возраст и состояние здоровья жертвы (пункт 114); обращение квалифицируется как «унижающее человеческое достоинство» в значении статьи 3 Конвенции, если оно унижает или оскорбляет лицо, свидетельствуя о неуважении или умалении человеческого достоинства, или вызывает чувства страха, тоски или неполноценности, способные повредить моральному или физическому сопротивлению лица; публичный характер обращения может быть значимым или усугубляющим фактором при оценке того, является ли оно «унижающим достоинство» в значении статьи 3 Конвенции (пункт 115); для того, чтобы обращение рассматривалось как «унижающее достоинство», испытываемые страдания и унижение в любом случае должны выходить за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением данной формы правомерного обращения; меры лишения свободы часто включают такие элементы; нельзя утверждать, что содержание под стражей само по себе вызывает вопросы с точки зрения статьи 3 Конвенции; тем не менее в соответствии с этим положением государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось под стражей в условиях, совместимых с уважением человеческого достоинства, и чтобы формы и методы исполнения этой меры не причиняли ему страдания и трудности, превышающие неизбежный уровень страданий, присущий заключению.
Истцом не представлено доказательств того, что условия содержания как в камерах для подсудимых, так и в металлических заградительных решетках в залах Сыктывкарского городского суда в указанный им период, представляло собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости для целей применения статьи 3 Конвенции, что принимаемые меры по обеспечению безопасности в зале судебных заседаний являлись чрезмерными и посягали на его неимущественные, либо личные нематериальные блага.
Приведенные истцом неудобства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы и за который возможно взыскание компенсации.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 16.10.2003 №371-О, от 19.07.2007 №480-О-О, от 20.03.2006 №162-О-О) указал, что в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на определенные ограничения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нахождение истца в камерах для подсудимых и за металлическим заграждением в период судебных заседаний в зале судебного заседания Сыктывкарского городского суда не преследовало цель унизить или оскорбить истца, и не могло ущемлять его человеческое достоинство. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им период времени, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Севиздрал ФИО4 к МВД России, УМВД России по Республике коми, Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившиеся в помещении в металлическую клетку в зале суда и содержание в помещении для подозреваемых, обвиняемых во время ожидания суда, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 03 июня 2022
Судья А.П. Леконцев