ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июня 2020 года № 3а-291/2020
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кононенко И.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Кононенко И.С. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.25-26);
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.28-30);
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, садоводческое товарищество «Педагог», участок ..., что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.32-34);
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.36-38).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 68 987 руб. 04 коп.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 69 216 руб. 99 коп.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 68 182 руб. 19 коп.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 215 517 руб. 64 коп.
Административный истец Кононенко И.С., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Согласно отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 438 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 483 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 281 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 43 730 руб.
Административный истец Кононенко И.С. просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеуказанных отчётов оценщика, взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы в общей сумме 63 200 руб.
Административный истец Кононенко И.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков: Департамента имущественных отношений Вологодской области, Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., затрагивают права и обязанности Кононенко И.С. как налогоплательщика, что в силу статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... внесены в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано Кононенко И.С. в суд 26 февраля 2020 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... не пропущен.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Согласно отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 438 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 483 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 281 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 43 730 руб.
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Содержание отчётов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц размер рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчёте оценщика, величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., выполненных оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 17 Закона о кадастровой оценке, орган регистрации прав осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном 22 настоящего Федерального закона, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения Кононенко И.С. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 26 февраля 2020 года.
Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении ему понесённых по делу судебных расходов: на оценку рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 60 000 руб., на оплату юридических услуг по подготовке и составлению искового заявления - 2 000 руб., на уплату государственной пошлины - 1200 руб.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости Кононенко И.С. заключил с ООО «МУВЭКС» договоры от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №... (т.1, л.д.13-20).
Стоимость работ по договорам по оценке объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... определена в размере по 15 000 руб. за каждый объект и оплачена в полном объеме, что подтверждается чеками Сбербанк онлайн от <ДАТА>, <ДАТА> (т.1, л.д. 9-12).
Кроме того, между указанными сторонами 21 февраля 2020 года заключен договор на оказание юридических услуг № 165-ЮР, в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 которого стоимость услуг по консультированию, разработке правовой документации, подготовке претензий, исковых заявлений, отзывов на исковые заявления составляет 2 000 руб., которые оплачены заказчиком через систему Сбербанк онлайн <ДАТА> (т.1, л.д. 21-23).
При подаче административного искового заявления в суд Кононенко И.С. уплачена государственная пошлина в общем размере 1200 руб., что подтверждено чек-ордерами от <ДАТА> (т.1, л.д. 7-8).
Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в 4,92 раза, то есть на 79,70 %.
Указанные показатели свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, поскольку при рассмотрении административного дела правомерность требований административного истца подтверждена, так же как и превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над рыночной, административные исковые требования подлежат удовлетворению, постольку требование Кононенко И.С. о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных издержек, связанных с рассмотрением данного дела и подтверждённых документально, является правомерным.
Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области проведена в 2019 году, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся на территории Вологодской области, утверждены приказом Департаментом имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2019 года № 89-н.
С учётом вышеизложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о взыскании в пользу административного истца судебных расходов по данному административному делу с Департамента имущественных отношений Вологодской области в размере 63 200 руб., из них, расходы: на оплату услуг оценщика - 60 000 руб., на оплату юридических услуг по подготовке и составлению искового заявления - 2 000 руб., на уплату государственной пошлины - 1200 руб.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кононенко И.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 438 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 483 рубля по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, садоводческое товарищество «Педагог», участок ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 281 рубль по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 43 730 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Датой обращения Кононенко И.С. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... считать 26 февраля 2020 года.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Кононенко И.С. судебные расходы по административному делу № 3а-291/2020 в размере 63 200 (шестьдесят три тысячи двести) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года