Решение по делу № 3а-291/2020 от 26.02.2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июня 2020 года № 3а-291/2020

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кононенко И.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Кононенко И.С. является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.25-26);

- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.28-30);

- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, садоводческое товарищество «Педагог», участок ..., что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.32-34);

- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.36-38).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 68 987 руб. 04 коп.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 69 216 руб. 99 коп.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 68 182 руб. 19 коп.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 215 517 руб. 64 коп.

Административный истец Кононенко И.С., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., от <ДАТА>№..., выполненные оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

Согласно отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 438 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 483 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 281 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 43 730 руб.

Административный истец Кононенко И.С. просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеуказанных отчётов оценщика, взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы в общей сумме 63 200 руб.

Административный истец Кононенко И.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков: Департамента имущественных отношений Вологодской области, Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., затрагивают права и обязанности Кононенко И.С. как налогоплательщика, что в силу статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... внесены в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано Кононенко И.С. в суд 26 февраля 2020 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... не пропущен.

В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., от <ДАТА>№..., выполненные оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

Согласно отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 438 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 483 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 13 281 руб., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года составляет 43 730 руб.

Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Содержание отчётов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.

Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц размер рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчёте оценщика, величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.

При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., <ДАТА>№..., от <ДАТА>№..., выполненных оценщиком ООО «МУВЭКС» К.Ю.А., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 17 Закона о кадастровой оценке, орган регистрации прав осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном 22 настоящего Федерального закона, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения Кононенко И.С. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 26 февраля 2020 года.

Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении ему понесённых по делу судебных расходов: на оценку рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 60 000 руб., на оплату юридических услуг по подготовке и составлению искового заявления - 2 000 руб., на уплату государственной пошлины - 1200 руб.

В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости Кононенко И.С. заключил с ООО «МУВЭКС» договоры от <ДАТА>№..., от <ДАТА>№..., от <ДАТА>№..., от <ДАТА>№... (т.1, л.д.13-20).

Стоимость работ по договорам по оценке объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... определена в размере по 15 000 руб. за каждый объект и оплачена в полном объеме, что подтверждается чеками Сбербанк онлайн от <ДАТА>, <ДАТА> (т.1, л.д. 9-12).

Кроме того, между указанными сторонами 21 февраля 2020 года заключен договор на оказание юридических услуг № 165-ЮР, в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 которого стоимость услуг по консультированию, разработке правовой документации, подготовке претензий, исковых заявлений, отзывов на исковые заявления составляет 2 000 руб., которые оплачены заказчиком через систему Сбербанк онлайн <ДАТА> (т.1, л.д. 21-23).

При подаче административного искового заявления в суд Кононенко И.С. уплачена государственная пошлина в общем размере 1200 руб., что подтверждено чек-ордерами от <ДАТА> (т.1, л.д. 7-8).

Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 5,13 раз, то есть на 80,52 %.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в 4,92 раза, то есть на 79,70 %.

Указанные показатели свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости.

Принимая во внимание изложенное, поскольку при рассмотрении административного дела правомерность требований административного истца подтверждена, так же как и превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над рыночной, административные исковые требования подлежат удовлетворению, постольку требование Кононенко И.С. о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных издержек, связанных с рассмотрением данного дела и подтверждённых документально, является правомерным.

Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области проведена в 2019 году, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся на территории Вологодской области, утверждены приказом Департаментом имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2019 года № 89-н.

С учётом вышеизложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о взыскании в пользу административного истца судебных расходов по данному административному делу с Департамента имущественных отношений Вологодской области в размере 63 200 руб., из них, расходы: на оплату услуг оценщика - 60 000 руб., на оплату юридических услуг по подготовке и составлению искового заявления - 2 000 руб., на уплату государственной пошлины - 1200 руб.

Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кононенко И.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 438 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 483 рубля по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для садоводства, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, садоводческое товарищество «Педагог», участок ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 13 281 рубль по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 43 730 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

Датой обращения Кононенко И.С. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... считать 26 февраля 2020 года.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Кононенко И.С. судебные расходы по административному делу № 3а-291/2020 в размере 63 200 (шестьдесят три тысячи двести) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года

3а-291/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кононенко Илья Сергеевич
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Правительство Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации"
Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Другие
филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация административного искового заявления
27.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
28.04.2020Предварительное судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
16.06.2020Производство по делу возобновлено
23.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Дело оформлено
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее