Решение по делу № 2-140/2024 от 13.02.2024

77RS0002-02-2023-001013-38                                                                                          2-140/2024

Решение

именем Российской Федерации

п.Волоконовка                                                                                                                    02.04.2024

Волоконовский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой А.В.

при секретаре Малюковой Н.С.

с участием представителя истца Муленко А.В., представителя ответчика Аверич П.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

установил:

Белгородской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Волоконовка, находящейся на балансе Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, п.Волоконовка, ул.Первогвардейская, д.1 в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности.

Установлено, что в нарушение пунктов 5, 6 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1635, субъектом транспортной инфраструктуры - ОАО «РЖД» для защиты объекта транспортной инфраструктуры станции Волоконовка не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Кроме того, установлено, что упомянутая станция не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Сославшись на данные обстоятельства, Белгородский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился с иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении до 16.04.2022 на железнодорожной станции Волоконовка Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, п.Волоконовка ул.Первогвардейская, д.1, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635.

Просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волоконовка подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, а также оснастить объект транспортной инфраструктуры - железнодорожную станцию Волоконовка техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представитель ответчика признал наличие нарушений, однако просил установить более длительный срок для их устранения, что необходимо с учетом трудоемкости и высокой стоимости подлежащих выполнению мероприятий.

Исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Таким образом, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются в зависимости от уровня безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 №2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, при этом уровень безопасности №1, действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Обязательные к исполнению требования для субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 1, закреплены в пункте 5 указанных требований, дополнительные для объектов, на которых осуществляется обслуживание пассажиров - в пункте 6.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.

Согласно подпункту «е» пункта 5 указанных требований субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В дополнение к пункту 5 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней (подпункт «в» пункта 6 Требований).

При этом в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 утвержденные требования по обеспечению транспортной безопасности вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и действуют в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Поскольку Постановление от 08.10.2020 №1635 официально опубликовано 15.10.2020, установленный законодательством срок исполнения указанных требований истек 16.04.2022.

Как установлено при рассмотрении дела, что станция Волоконовка, расположенная по адресу: Белгородская область, п.Волоконовка, ул.Первогвардейская, д.1 является линейной железнодорожной станцией и входит в состав Белгородского центра.

При этом железнодорожная станция Волоконовка отнесена к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ), не подлежащим категорированию.

29.06.2021 утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, - железнодорожной станции Волоконовка Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» реестровый номер ЖСТ002345.

В подпункте «г» пункта 4 приведено описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности при уровне безопасности №1 (во исполнение пункта 5 Требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635) в виде образования (сформирования) и (или) привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В подпункте «в» пункта 6 предусмотрена мера во исполнение пункта 6 Требований - оснащение объекта транспортной инфраструктуры средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

При этом срок реализации мероприятий, предусмотренных паспортом объекта транспортной инфраструктуры, установлен - в течение одного года со дня вступления в силу данного документа (подпункт «е» части 4 Паспорта).

Поскольку указанные требования не выполнены, 01.06.2022 транспортным прокурором в адрес начальника Белгородского центра организации работы железнодорожных станций внесено представление об устранении законодательства о транспортной безопасности.

По результатам рассмотрения данного представления Юго-Восточной дирекцией управления движением совместно с Юго-Восточной дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений 17.06.2022 проведено совещание (по безопасности движения), произведен разбор нарушений выявленных при проведении Белгородской транспортной прокуратурой анализа соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах Белгородского центра организации работы железнодорожных станций.

Согласно протоколу от 17.06.2022 принято решение об организации Юго-Восточной дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений в ОАО «РЖД» работы по заключению с подразделениями транспортной безопасности на оказание услуг по защите железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства.

Для исполнения Требований по реализации паспортов объектов транспортной инфраструктуры дирекцией были представлены предложения на технико-технологический совет железной дороги по оснащению железнодорожных станций. Дирекцией в адрес Центральной дирекции управления движением 21.04.2022 были направлены предложения и обосновывающие материалы для включения в среднесрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2023-2025 годы по объектам Управляющего проектом «Департамент безопасности ОАО «РЖД». В перечне объектов транспортной инфраструктуры, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 №974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» сроком до 2025 года станция Волоконовка отсутствует.

Как не отрицал представитель ответчика в судебном заседании, вышеуказанные требования к обеспечению транспортной безопасности на станции Волоконовка не были выполнены.

Поскольку в Белгородской области, являющейся приграничным регионом с зоной проведения СВО, неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры Требований №1635 влечет незащищенность ОТИ, создает угрозы невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что, в свою очередь, может привести к неустойчивому функционированию и безопасности объекта в целом, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прибывающих и находящихся на станции Волоконовка, имуществу и интересам государства.

Ссылки представителя ответчика в своих возражениях на то, что распоряжением Правительства РФ №974-р от 21.04.2022 установлены этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» не ранее 2025 года; на выполнение полного комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности необходимо более 2 трлн. руб., за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрено до 2025 года 48,5 млрд. руб., а также на ограничения, возложенные международными санкциями не освобождает ответчика от выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в сфере транспортного комплекса.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности выполнить требования обеспечения транспортной безопасности.

При этом основания для признания незаконным бездействия ответчика по неисполнению упомянутых обязанностей не имеется, поскольку требование истца в этой части является чрезмерным, не влечет за собой какие-либо правовые последствия.

Ответчик не является субъектом публично-властных отношений, действия (бездействие) которого могут быть проверены на предмет их соответствия закону с позиции требований КАС РФ. Соответственно, проверка соблюдения ответчиком норм закона осуществляется в целях последующего применения одного из установленных гражданско-правовых способов защиты права (в данном случае, в виде возложения обязанности совершить действия), а не в целях самой констатации факта допущенного нарушения, что само по себе не повлечет восстановление нарушенного права.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что при установлении судом срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание характер допущенного нарушения, длительность периода с момента, когда требования обеспечения транспортной безопасности должны были быть выполнены до апреля 2022 года, вопреки просьбе представителя ответчика, суд полагает достаточным срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, что, по сути, обусловлено нахождением станции Волоконовка в приграничной с зоной СВО области и установленным в регионе уровнем угрозы.

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 333.20 НК РФ).

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Волоконовка подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» оснастить объект транспортной инфраструктуры - железнодорожную станцию Волоконовка техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в бюджет муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоконовский районный суд Белгородской области.

Судья                                                                                                              А.В. Пономарева

Мотивированный текст решения изготовлен 08.04.2024.

2-140/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Белгородский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Волоконовский районный суд Белгородской области
Судья
Пономарева Анна Васильевна
Дело на сайте суда
volokonovsky.blg.sudrf.ru
13.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Подготовка дела (собеседование)
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее