11RS0013-01-2022-001130-12 Дело № 2а-58/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Цильма 25 апреля 2023 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Рудомётовой С.П.,
при секретаре судебного заседания Муравьёвой Ю.Ю.,
с участием: прокурора Тырышкина Ф.А.,
представителя администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Чуркиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Усть-Цилемского района Республики Коми, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к администрации муниципального района «Усть-Цилемский» о признании незаконным постановления администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Цилемского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации муниципального района «Усть-Цилемский» о признании постановления администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 «Об исключении ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района по обращению Калашниковой Н.Г. проведена проверка, по результатам которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 07.10.2021 № 10/1088 попечителем над несовершеннолетним назначена Калашникова Н.Г., согласно пункту 3 указанного постановления за ФИО2 сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 12.11.2021 № 11/1175 ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее – Список). Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 ФИО2 исключен из Списка на основании подпункта 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 26.08.2022 № КУВИ-001/2022-147325230 ФИО2 на праве собственности принадлежит 1/6 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с выпиской ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.08.2022 № КУВИ-001/2022-147322089 собственником 1/3 доли и 1/6 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение является Калашникова Н.Г., 1/3 доли ФИО4, оба лица не являются членами семьи Калашникова А.А. Общая площадь жилого помещения, приходящегося на ФИО2, с учетом доли в праве общей долевой собственности, составляет 11, 2 кв. м, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета МО МР «Усть-Цилемский» от 23.06.2009 № 227 в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения. Таким образом, ФИО2 является нуждающимся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживание ФИО2 у попечителя Калашникова Н.Г. является временным, до достижения им совершеннолетия. В связи с изложенным постановление администрации МР «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 является необоснованным и противоречит требованиям законодательства, администрацией МР «Усть-Цилемский» нарушено право ФИО2 на получение государственной услуги по установлению факта невозможности проживания и включению в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Республики Коми, ФИО4
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации МР «Усть-Цилемский» Чуркина Н.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца на основании доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление.
Несовершеннолетний ФИО2, его законный представитель Калашникова Н.Г. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Калашникова Н.Г. просила рассмотреть дело в её отсутствие и в отсутствие несовершеннолетнего. В предыдущем судебном заседании Калашникова Н.Г. просила удовлетворить заявленные требования.
Министерство образования и науки Республики Коми, ФИО4 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
ФИО4 представлен отзыв, из которого следует, что она является собственником 1/3 доли в квартире, по адресу: <адрес>, пользуется принадлежащей ей квартирой, намеревается приехать в с. Усть-Цильма и проживать в указанной квартире. Считает исковые требования прокурора Усть-Цилемского района подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-PЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 134-PЗ включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и иного обстоятельства, при наличии которого проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, выдачи документов, подтверждающих невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 № 152 «О мерах по реализации статей 2, 3 и 7 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».
В силу пункта 2 Порядка установление факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми при наличии одного из следующих обстоятельств: обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; наличие у гражданина тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с гражданином в одном жилом помещении невозможно.
Перечень обстоятельств, указанных в пункте 2 Порядка, является исчерпывающим. Иные обстоятельства, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, отсутствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в с. Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми.
Родители ФИО2 - отец ФИО1 и мать ФИО3 умерли, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, что следует из свидетельств о смерти указанных лиц.
Таким образом, ФИО2 является лицом из числа детей-сирот.
Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 07.10.2021 № 10/1088 Калашникова Н.Г., проживающая по адресу: <адрес>, назначена попечителем над несовершеннолетним внуком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно пункту 3 указанного постановления за ФИО2 сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>.
Несовершеннолетний ФИО2 с 31.10.2007 зарегистрирован по месту жительства своей матери, по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение на основании договора о приватизации от 05.04.2004 находилось в собственности Калашникова Н.Г. (бабушки несовершеннолетнего), ФИО3 (матери несовершеннолетнего), ФИО4 (тети несовершеннолетнего по линии матери).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 02.11.2021 право собственности зарегистрировано за ФИО3 (1/3 доли), Калашникова Н.Г. (1/3 доли), ФИО4 (1/3 доли). По состоянию на 29.10.2021 право собственности на объекты недвижимости, в том числе на указанное жилое помещение, у ФИО2 отсутствовало.
02.11.2021 администрацией МР «Усть-Цилемский» проведена проверка сохранности и надлежащего технического состояния жилого помещения ФИО2 по указанному выше адресу, в ходе проверки установлено, что в жилом помещении зарегистрированы и проживают Калашникова Н.Г., ФИО2
Постановлением администрации МО МР «Усть-Цилемский» от 12.11.2021 № 11/1175 ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
25.03.2022 на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти ФИО3 зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за несовершеннолетним ФИО2 в размере 1/6 доли, за Калашникова Н.Г. в размере 1/3 и 1/6 доли, за ФИО4 в размере 1/3 доли.
Постановлением администрации МР «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 ФИО2 исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на основании подпункта 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, о чем 08.09.2022 Калашникова Н.Г. направлено уведомление.
Из протокола заседания жилищной комиссии администрации МР «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 следует, что основанием для исключения ФИО2 из списка послужили следующие обстоятельства: общая площадь квартиры составляет 67, 2 кв. м, на долю каждого (2 человека) из постоянно проживающих и прописанных, являющихся собственниками, приходится 33, 6 кв. м, что более учетной нормы, установленной решением Совета МО МР «Усть-Цилемский» от 23.06.2009 № 227/14 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» в размере 12, 00 кв. м общей площади жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что право проживания в квартире возникло у ФИО2 в силу вселения к матери, т.е. в качестве члена семьи ФИО3 После смерти матери у ФИО2 возникло право собственности на долю данного жилого помещения в порядке наследования.
Общая площадь жилого помещения, приходящегося на ФИО2, исходя из доли в праве собственности на указанное помещение, составляет 11, 2 кв. м общей площади в квартире.
ФИО2 членом семьи Калашникова Н.Г. (бабушка несовершеннолетнего) и ФИО4 (тетя несовершеннолетнего по линии матери), не является.
Администрация МР «Усть-Цилемский» и Министерство образования и науки Республики Коми полагают, что расчет нуждаемости в жилье необходимо производить исходя из общей площади жилого помещения на каждого из проживающих, а не из доли в праве собственности несовершеннолетнего на указанное жилое помещение, соответственно, приходят к выводу, что ФИО2 обеспечен жилым помещением более учетной нормы.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно пунктов 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета МО МР «Усть-Цилемский» от 23.06.2009 № 227/14 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека включительно.
В соответствии со статьями 209, 244, 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Исходя из приведенных норм, право собственности ФИО2 на жилое помещение влечет для него безусловную возможность пользования данным жилым помещением.
При определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на ФИО2 суд учитывает, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на несовершеннолетнего, с учетом его 1/6 доли, составляет 11, 2 кв. м, что менее учетной нормы, утвержденной решением Совета МО МР «Усть-Цилемский» от 23.06.2009 № 227/14.
Таким образом, доля в праве собственности (1/6) не свидетельствует об обеспеченности ФИО2 жилым помещением по учетной норме.
Учитывая, что ФИО2 не является членом семьи других сособственников помещения и не обеспечен жильем по установленной норме, нуждается в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Признавая незаконным постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 «Об исключении ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», суд в целях восстановления нарушенных прав ФИО2, возлагает на ответчика обязанность восстановить ФИО2 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с даты первоначального включения в данный список – 12 ноября 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Цилемского района, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 07.09.2022 № 09/777 «Об исключении ФИО2 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Цилемский» восстановить ФИО2, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с даты первоначального включения в данный список – 12 ноября 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.П. Рудомётова
Мотивированное решение составлено 28.04.2023.