Решение по делу № 2-2024/2024 от 06.02.2024

УИД 31RS0016-01-2024-000926-94 К О П И Я

Дело № 2-2024/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород 16 апреля 2024 года

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Семенова В.И.,

при секретаре Дятченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солярик Марии Филипповны к министерству строительства Белгородской области о предоставлении компенсации за утраченное жилье,

с участием истца Солярик М.Ф. и представителя ответчика Веретенниковой Е.В.,

У С Т АН О В И Л :

В исковом заявлении Солярик М.Ф. просит восстановить ей пропущенный срок для подачи в Министерство строительства Белгородской области заявления на получение компенсации в форме предоставления жилого помещения; признать за ней право на получение компенсации в форме жилого помещения.

В обоснование требований ссылается на следующие обстоятельства.

Распоряжением администрации Белгородской области от 23.03.2022 № 505 на территории Журавлевского сельского поселения Белгородского района Белгородской области введен режим ЧС. Постановлением правительства Белгородской области от 17.02.2013 № 82-пп утвержден порядок подачи заявления для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам. Жилое помещение гражданина должно соответствовать одному из установленных Порядком критерию.

Солярик М.Ф. является собственником 1/3 доли в праве на жилой <адрес>

20 февраля 2023 года в ее адрес было направлено уведомление о том, что она имеет право на предоставление жилого помещения для чего ей нужно до 01 июля 2023 года подать соответствующее заявление с приложенными документами.

Однако Солярик М.Ф. получила это уведомление только 23 ноября 2023 года, поскольку находилась за пределами Российской Федерации.

22 декабря 2023 года в ответ на заявление поданное в Министерство строительства Белгородской области получен отказ в предоставлении компенсации в связи с подачей заявления после срока, установленного п. 2.2 Порядка.

Таким образом, истец осталась без жилья, поскольку домовладение, находящееся на территории <адрес>, является ее единственным жильем.

В судебном заседании солярик М.Ф. иск поддержала.

Представитель ответчика Веретенникова Е.В. иск не признала, представила письменные возражения.

От представителя третьего лица администрации Журавлевского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области поступило заявление о разбирательстве дела без ее участия.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

Одной из целей указанного федерального закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций (абз. 3 ч. 1 ст.и 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абз. 2 и 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с п.п. 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Федеральные правила).

В соответствии с абз. 3 п. 2 Федеральных правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо утрачены (разрушены).

В п. 5 Федеральных правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты из федерального бюджета, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

В п. 6 Федеральных правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами.

В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона 21.12.1994 № 68-ФЗ, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. «а» п. 6 Федеральных правил).

Пунктом 8 Федеральных правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Размер трансфертов на предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения. Условием реализации мероприятий в отношении указанных граждан является соответствие приобретаемых жилых помещений требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (пункты 9, 20 Федеральных правил).

Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в п. 6 Федеральных правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 Федеральных правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (пункт 15 Федеральных правил).

Постановлением Правительства Белгородской области от 17.02.2023 № 82-пп «Об утверждении порядка предоставления в 2023 и 2024 годах компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись таким обстрелам до 31.05.2023 включительно» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 № 206-р утвержден соответствующий Порядок.

Пунктом 1.2 Порядка определены категории граждан, которые имеют право на получение выплат на приобретение или строительство жилых помещений. Компенсация предоставляется гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам (далее - граждане) - собственникам жилых помещений, расположенных на территории Белгородской области:

- в форме предоставления жилых помещений из состава имущества Белгородской области (далее - компенсация в форме жилого помещения);

- в форме выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, желающим получить жилое помещение площадью, превышающей площадь принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (за исключением условия, предусмотренного пунктом 1.6 раздела 1 Порядка), путем осуществления доплаты за счет собственных средств (далее - компенсация в форме денежной выплаты).

Жилое помещение гражданина должно соответствовать одному из следующих критериев:

- жилое помещение полностью утрачено в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов до 31.05.2023 включительно;

- жилое помещение стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов до 31.05.2023 включительно;

- жилое помещение расположено в населенном пункте Белгородской области в котором введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и террористическими актами до 31.05.2023 включительно.

Согласно п. 2.2 Порядка (в редакции № 7 от 18.11.2023, действовавшей на дату написания заявления Солярик М.Ф. от 23.11.2023 в Министерство строительства Белгородской области) наследники собственники жилых помещений, указанных в пункте 1.2 раздела 1 Порядка, не получивших компенсации, вправе подать заявление в министерство в течение 30 календарных дней с даты получения свидетельства о праве на наследство.

Пунктом 2.6 Порядка установлен срок, не превышающий 30 (тридцати) календарных дней с даты подачи заявления, для уведомления министерством заявителя способом, указанным в заявлении:

- о праве на предоставление компенсации в форме жилого помещения, и о готовности заключить соглашение о намерениях по передаче жилого помещения из состава имущества Белгородской области в собственность гражданина (граждан), и о передаче жилого помещения гражданина в собственность Белгородской области или об отказе в предоставлении компенсации в форме жилого помещения;

- о праве на предоставление компенсации в форме денежной выплаты, и о готовности заключить соглашение о намерениях по предоставлению компенсации в форме денежной выплаты, и о передаче жилого помещения гражданина в собственность Белгородской области или об отказе в предоставлении компенсации в форме денежной выплаты.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Белгородской области - следует, что граждане Российской Федерации, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу. Такое право им предоставлено законом в целях снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в данном случае правовыми актами Белгородской области.

Исходя из приведенных норм права в их взаимосвязи компенсация на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Компенсация предоставляется однократно и за одно жилое помещение.

Распоряжением администрации Белгородского района Белгородской области от 23.03.2022 № 505 с 16-00 23.03.2022 на территории Журавлевского сельского поселения Белгородского района Белгородской области введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» для сил и средств районного звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС).

Судом установлено, что истец является собственником 1/3 доли в праве на жилой <адрес> (л.д. 34-42).

20 февраля 2023 года в ее адрес было направлено уведомление о том, что она имеет право на предоставление жилого помещения для чего ей нужно до 01 июля 2023 года подать соответствующее заявление с приложенными документами (л.д. 48).

Однако Солярик М.Ф. получила это уведомление только 23 ноября 2023 года, поскольку находилась за пределами Российской Федерации, что подтверждается проездными билетами и паспортами истца (л.д. 49-88).

Поэтому истец обратилась к ответчику с заявлением и полным пакетом документов необходимых для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, только 23 ноября 2023 года (л.д. 26-27).

22 декабря 2024 года ответчик направил в адрес истца уведомление о несоответствии представленных документов требованиям Порядка, в связи с подачей заявления по истечении срока, предусмотренного Порядком, то есть позднее 01 сентября 2023 года.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную ст. ст. 45 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03. 2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01. 2020 № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абз. 3 п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).

Постановлением Правительства Белгородской области от 29.01.2024 № 28-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 17.02.2023 № 82-пп» в Порядок внесены изменения, из которых следует, что указанный порядок распространяется не только на 2023 год, но и на 2024 год.

Поэтому суд считает, что истец имеет право на получение компенсации за утраченное жилое помещение независимо от даты подачи заявления, поскольку изначально сам ответчик указывал ей на наличие у нее соответствующего права.

Доказательств того, что истец проявила волю на отказ от этого права суду не представлено.

Кроме того, как следует из возражений ответчика заявления иных собственников (Коваленко Т.Д. и Кочура С.Н.) принадлежащего истцу части домовладения приняты на учет в качестве граждан, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам с 01 июня 2023 года.

Пунктом 1.9. Порядка предусмотрено, что в случае если жилое помещение, соответствующее критериям, установленным в пункте 1.2 раздела 1 Порядка, находится в долевой собственности, то компенсация в форме жилого помещения предоставляется одновременно всем собственникам с пропорциональным определением размера долей в праве собственности на предоставляемое жилое помещение. При этом, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве собственности на указанное жилое помещение гражданина превышает минимальную площадь однокомнатного жилого помещения в соответствии с СП 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 мая 2022 года N 361/пр, по письменному заявлению гражданина и при наличии согласия остальных собственников ему может быть предоставлена компенсация в форме предоставления отдельного жилого помещения общей площадью, соответствующей общей площади жилого помещения, приходящейся на принадлежащую ему долю в праве собственности на жилое помещение, соответствующее критериям, установленным в пункте 1.2 раздела 1 Порядка.

Указанное предполагает, что ответчиком было принято решение о компенсации за все жилое помещение, в том числе за долю принадлежащую истцу.

Ссылка стороны ответчика на абзац 2 п 1.9. Порядка, определяющему размер компенсации при отсутствии возможности установить местонахождение всех собственников, не состоятельна, поскольку доказательств принятия ответчиком таких мер, в том числе обращение в органы миграционного контроля, суду не представлено.

Не убедительны и доводы об отсутствии возможности восстановления истцу срока подачи заявления на получение компенсации за утраченное жилое помещение.

Статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Возможность восстановление срока на принятие наследства, в том числе жилых помещений, предусмотрено ст. 1155 ГК РФ, поэтому суд считает, что истцу может быть восстановлен срок на полагающееся ей жилье.

В соответствии с Порядком компенсация предоставляется гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам собственникам жилых помещений, расположенных на территории Белгородской области (п.1.2 Порядка), жилое помещение гражданина расположено в населенном пункте Белгородской области, в котором введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и террористическими актами до 21 мая 2023 года включительно (п.1.2.3 Порядка).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что При разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Суду не представлено доказательств того, что у истца имеется иное жилое помещение, пригодное для проживания. В настоящий момент истец проживает в пункте временного размещения граждан.

Необходимо отметить, что за истцом фактически изначально было признано право на компенсацию за утраченное жилое помещение, отсутствие у нее возможности в установленный законом срок реализовать это право не является основанием для лишения ее жилища.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить Солярик Марии Филипповны (паспорт ) срок подачи заявления для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам.

Признать за Солярик Марией Филипповной право на получение компенсации в форме предоставления жилого помещения за утраченное жилое помещение в <адрес> (кадастровый номер ).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

УИД 31RS0016-01-2024-000926-94 К О П И Я

Дело № 2-2024/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород 16 апреля 2024 года

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Семенова В.И.,

при секретаре Дятченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солярик Марии Филипповны к министерству строительства Белгородской области о предоставлении компенсации за утраченное жилье,

с участием истца Солярик М.Ф. и представителя ответчика Веретенниковой Е.В.,

У С Т АН О В И Л :

В исковом заявлении Солярик М.Ф. просит восстановить ей пропущенный срок для подачи в Министерство строительства Белгородской области заявления на получение компенсации в форме предоставления жилого помещения; признать за ней право на получение компенсации в форме жилого помещения.

В обоснование требований ссылается на следующие обстоятельства.

Распоряжением администрации Белгородской области от 23.03.2022 № 505 на территории Журавлевского сельского поселения Белгородского района Белгородской области введен режим ЧС. Постановлением правительства Белгородской области от 17.02.2013 № 82-пп утвержден порядок подачи заявления для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам. Жилое помещение гражданина должно соответствовать одному из установленных Порядком критерию.

Солярик М.Ф. является собственником 1/3 доли в праве на жилой <адрес>

20 февраля 2023 года в ее адрес было направлено уведомление о том, что она имеет право на предоставление жилого помещения для чего ей нужно до 01 июля 2023 года подать соответствующее заявление с приложенными документами.

Однако Солярик М.Ф. получила это уведомление только 23 ноября 2023 года, поскольку находилась за пределами Российской Федерации.

22 декабря 2023 года в ответ на заявление поданное в Министерство строительства Белгородской области получен отказ в предоставлении компенсации в связи с подачей заявления после срока, установленного п. 2.2 Порядка.

Таким образом, истец осталась без жилья, поскольку домовладение, находящееся на территории <адрес>, является ее единственным жильем.

В судебном заседании солярик М.Ф. иск поддержала.

Представитель ответчика Веретенникова Е.В. иск не признала, представила письменные возражения.

От представителя третьего лица администрации Журавлевского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области поступило заявление о разбирательстве дела без ее участия.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

Одной из целей указанного федерального закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций (абз. 3 ч. 1 ст.и 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абз. 2 и 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с п.п. 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Федеральные правила).

В соответствии с абз. 3 п. 2 Федеральных правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо утрачены (разрушены).

В п. 5 Федеральных правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты из федерального бюджета, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

В п. 6 Федеральных правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами.

В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона 21.12.1994 № 68-ФЗ, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. «а» п. 6 Федеральных правил).

Пунктом 8 Федеральных правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Размер трансфертов на предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения. Условием реализации мероприятий в отношении указанных граждан является соответствие приобретаемых жилых помещений требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (пункты 9, 20 Федеральных правил).

Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в п. 6 Федеральных правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 Федеральных правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (пункт 15 Федеральных правил).

Постановлением Правительства Белгородской области от 17.02.2023 № 82-пп «Об утверждении порядка предоставления в 2023 и 2024 годах компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись таким обстрелам до 31.05.2023 включительно» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 № 206-р утвержден соответствующий Порядок.

Пунктом 1.2 Порядка определены категории граждан, которые имеют право на получение выплат на приобретение или строительство жилых помещений. Компенсация предоставляется гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам (далее - граждане) - собственникам жилых помещений, расположенных на территории Белгородской области:

- в форме предоставления жилых помещений из состава имущества Белгородской области (далее - компенсация в форме жилого помещения);

- в форме выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, желающим получить жилое помещение площадью, превышающей площадь принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (за исключением условия, предусмотренного пунктом 1.6 раздела 1 Порядка), путем осуществления доплаты за счет собственных средств (далее - компенсация в форме денежной выплаты).

Жилое помещение гражданина должно соответствовать одному из следующих критериев:

- жилое помещение полностью утрачено в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов до 31.05.2023 включительно;

- жилое помещение стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов до 31.05.2023 включительно;

- жилое помещение расположено в населенном пункте Белгородской области в котором введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и террористическими актами до 31.05.2023 включительно.

Согласно п. 2.2 Порядка (в редакции № 7 от 18.11.2023, действовавшей на дату написания заявления Солярик М.Ф. от 23.11.2023 в Министерство строительства Белгородской области) наследники собственники жилых помещений, указанных в пункте 1.2 раздела 1 Порядка, не получивших компенсации, вправе подать заявление в министерство в течение 30 календарных дней с даты получения свидетельства о праве на наследство.

Пунктом 2.6 Порядка установлен срок, не превышающий 30 (тридцати) календарных дней с даты подачи заявления, для уведомления министерством заявителя способом, указанным в заявлении:

- о праве на предоставление компенсации в форме жилого помещения, и о готовности заключить соглашение о намерениях по передаче жилого помещения из состава имущества Белгородской области в собственность гражданина (граждан), и о передаче жилого помещения гражданина в собственность Белгородской области или об отказе в предоставлении компенсации в форме жилого помещения;

- о праве на предоставление компенсации в форме денежной выплаты, и о готовности заключить соглашение о намерениях по предоставлению компенсации в форме денежной выплаты, и о передаче жилого помещения гражданина в собственность Белгородской области или об отказе в предоставлении компенсации в форме денежной выплаты.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Белгородской области - следует, что граждане Российской Федерации, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу. Такое право им предоставлено законом в целях снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в данном случае правовыми актами Белгородской области.

Исходя из приведенных норм права в их взаимосвязи компенсация на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Компенсация предоставляется однократно и за одно жилое помещение.

Распоряжением администрации Белгородского района Белгородской области от 23.03.2022 № 505 с 16-00 23.03.2022 на территории Журавлевского сельского поселения Белгородского района Белгородской области введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» для сил и средств районного звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС).

Судом установлено, что истец является собственником 1/3 доли в праве на жилой <адрес> (л.д. 34-42).

20 февраля 2023 года в ее адрес было направлено уведомление о том, что она имеет право на предоставление жилого помещения для чего ей нужно до 01 июля 2023 года подать соответствующее заявление с приложенными документами (л.д. 48).

Однако Солярик М.Ф. получила это уведомление только 23 ноября 2023 года, поскольку находилась за пределами Российской Федерации, что подтверждается проездными билетами и паспортами истца (л.д. 49-88).

Поэтому истец обратилась к ответчику с заявлением и полным пакетом документов необходимых для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, только 23 ноября 2023 года (л.д. 26-27).

22 декабря 2024 года ответчик направил в адрес истца уведомление о несоответствии представленных документов требованиям Порядка, в связи с подачей заявления по истечении срока, предусмотренного Порядком, то есть позднее 01 сентября 2023 года.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную ст. ст. 45 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03. 2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01. 2020 № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абз. 3 п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).

Постановлением Правительства Белгородской области от 29.01.2024 № 28-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 17.02.2023 № 82-пп» в Порядок внесены изменения, из которых следует, что указанный порядок распространяется не только на 2023 год, но и на 2024 год.

Поэтому суд считает, что истец имеет право на получение компенсации за утраченное жилое помещение независимо от даты подачи заявления, поскольку изначально сам ответчик указывал ей на наличие у нее соответствующего права.

Доказательств того, что истец проявила волю на отказ от этого права суду не представлено.

Кроме того, как следует из возражений ответчика заявления иных собственников (Коваленко Т.Д. и Кочура С.Н.) принадлежащего истцу части домовладения приняты на учет в качестве граждан, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам с 01 июня 2023 года.

Пунктом 1.9. Порядка предусмотрено, что в случае если жилое помещение, соответствующее критериям, установленным в пункте 1.2 раздела 1 Порядка, находится в долевой собственности, то компенсация в форме жилого помещения предоставляется одновременно всем собственникам с пропорциональным определением размера долей в праве собственности на предоставляемое жилое помещение. При этом, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве собственности на указанное жилое помещение гражданина превышает минимальную площадь однокомнатного жилого помещения в соответствии с СП 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 мая 2022 года N 361/пр, по письменному заявлению гражданина и при наличии согласия остальных собственников ему может быть предоставлена компенсация в форме предоставления отдельного жилого помещения общей площадью, соответствующей общей площади жилого помещения, приходящейся на принадлежащую ему долю в праве собственности на жилое помещение, соответствующее критериям, установленным в пункте 1.2 раздела 1 Порядка.

Указанное предполагает, что ответчиком было принято решение о компенсации за все жилое помещение, в том числе за долю принадлежащую истцу.

Ссылка стороны ответчика на абзац 2 п 1.9. Порядка, определяющему размер компенсации при отсутствии возможности установить местонахождение всех собственников, не состоятельна, поскольку доказательств принятия ответчиком таких мер, в том числе обращение в органы миграционного контроля, суду не представлено.

Не убедительны и доводы об отсутствии возможности восстановления истцу срока подачи заявления на получение компенсации за утраченное жилое помещение.

Статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Возможность восстановление срока на принятие наследства, в том числе жилых помещений, предусмотрено ст. 1155 ГК РФ, поэтому суд считает, что истцу может быть восстановлен срок на полагающееся ей жилье.

В соответствии с Порядком компенсация предоставляется гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам собственникам жилых помещений, расположенных на территории Белгородской области (п.1.2 Порядка), жилое помещение гражданина расположено в населенном пункте Белгородской области, в котором введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины и террористическими актами до 21 мая 2023 года включительно (п.1.2.3 Порядка).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что При разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Суду не представлено доказательств того, что у истца имеется иное жилое помещение, пригодное для проживания. В настоящий момент истец проживает в пункте временного размещения граждан.

Необходимо отметить, что за истцом фактически изначально было признано право на компенсацию за утраченное жилое помещение, отсутствие у нее возможности в установленный законом срок реализовать это право не является основанием для лишения ее жилища.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить Солярик Марии Филипповны (паспорт ) срок подачи заявления для получения компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающим в населенных пунктах, которые подверглись или подвергаются таким обстрелам.

Признать за Солярик Марией Филипповной право на получение компенсации в форме предоставления жилого помещения за утраченное жилое помещение в <адрес> (кадастровый номер ).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2024/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Солярик Мария Филлиповна
Ответчики
Министерство строительства Белгородской области
Другие
Администрация Журавлевского сельского поселения
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгород
Судья
Семенов Василий Иванович
Дело на странице суда
oktiabrsky.blg.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Подготовка дела (собеседование)
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее