УИД 11RS0001-01-2022-009032-28 Дело № 2а-7040/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием представителя административного истца Вовк Я.М., представителя административного ответчика Афанасьева А.Р.,
рассмотрев 20 сентября 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности провести мероприятия по приведению в нормативное состояние дорожного покрытия, обустройству водоотвода,
установил:
и.о. прокурора г.Сыктывкар обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части нормативно-эксплуатационного содержания проезжей части на ул.Комсомольская г.Сыктывкар, возложении обязанности в срок до 31.10.2023 провести мероприятия: по приведению дорожного покрытия на ул.Комсомольская г.Сыктывкара в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; по обустройству водоотвода на проезжей части ул.Комсомольская г. Сыктывкара в соответствии с п. 6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения», указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Представитель административного истца Вовк Я.М. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика Афанасьев А.Р. с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что выполнение работ по указанной дороге запланирован на 2024 год, выполнить работы в указанные в административном иске сроки не представляется возможным.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильная дорога в границе МО ГО «Сыктывкар» по ул.Комсомольская г.Сыктывкара является автомобильной дорогой общего пользования муниципального значения, находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» и на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.12.2011 № 12/4182 передана в оперативном управлении МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
В ходе проведенной прокуратурой г.Сыктывкар проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения нормативно-эксплуатационного состояния проезжей части ул.Комсомольская г.Сыктывкар, расположенного в границе городского округа «Сыктывкар», установлено несоответствие дорожного покрытия проезда общего пользования требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования от 13.05.2022, протоколе инструментального обследования (осмотра) от 13.05.2022, составленном должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар. Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, в том числе и по фотоматериалам.
Отсутствие недостатков, отраженных в акте от 13.05.2022, протоколе ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар от 13.05.2022, документально не подтверждено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (часть 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров, применению технических средств организации дорожного движения, является ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с п.6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» дождеприемники следует предусматривать в лотках улиц с продольным уклоном – на перекрестках со стороны поверхностных вод.
Из представленных в материалы дела доказательств, акта обследования, протокола инструментального обследования, следует, что на всей проезжей части ул.Комсомольская г.Сыктывкара имеются просадки и выбоины, на указанном участке дорожного проезда не обустроена ливневая канализация и водоотводные канавы, в рамках заявленных требований не отвечают требованиям установленных норм и правил.
Установленные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ). Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в полном объеме, возложении на ответчика как ответственного лица обязанности по приведению спорного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, основываясь на том, что несоответствие дорожного полотна на указанном участке улично-дорожной сети требованиям п.п.5.2.4, п.6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, суд учитывает, что срок устранения недостатков - 31.10.2023 отвечает принципу исполнимости судебного акта, с учетом времени, необходимого на его обжалование, гарантированного действующим законодательством, выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности провести мероприятия по приведению в нормативное состояние дорожного покрытия, обустройству водоотвода удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», выраженное в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части нормативно-эксплуатационного содержания проезжей части на ул.Комсомольская г.Сыктывкар.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 31.10.2023 провести мероприятия по приведению дорожного покрытия на ул.Комсомольская г. Сыктывкара в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 31.10.2023 провести мероприятия по обустройству водоотвода на проезжей части ул.Комсомольская г. Сыктывкара в соответствии с п. 6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Прилепова
...