Судья Арефьева Т.Ю. дело № 33а-4171/2020 (№2а-507/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 31 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе Борисовой Марии Владимировны на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 июня 2020 года, которым
взысканы с Борисовой Марии Владимировны, проживающей по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, <Адрес обезличен>, в доход бюджета недоимка в общем размере 7569,32 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016-2017 годы - 1376,69 рублей, пени - 26,83 рублей, транспортный налог с физических лиц за 2016-2017 годы - 6060,00 рублей и пени – 105,80 рублей, в доход бюджета МОГО «Сыктывкар» государственная пошлина в размере 400,00 рублей.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г. Сыктывкару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Борисовой М.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в размере 1376,69 рублей, пени – 26,83 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 6060 рублей, пени – 105,80 рублей.
Административный истец и административный ответчик участия в судебном заседании не принимали.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Борисовой М.В. ставится вопрос об отмене решения суда на том основании, что в нем имеются неточности в части адреса нахождения объекта недвижимости, и судом неверно определен период взыскания недоимки по транспортному налогу.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, участия не приняли, в связи с чем, в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьёй.
При этом объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».
При разрешении заявленных требований судом установлено, что Борисова М.В. является плательщиком транспортного налога. По сведениям ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 02.02.2020, согласно карточке учета транспортного средства, Борисова М.В. в 2016-2017 годах являлась собственником транспортного средства марки FFFF с государственным регистрационным знаком «<Номер обезличен>», идентификационный номер <Номер обезличен>. Запись о прекращении регистрации владельца транспортного средства Борисовой М.В. была сделана 14.07.2018.
Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции правильным.
В силу пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ (часть вторая) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 1069-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Косаревой Елены Александровны на нарушение её конституционных прав частью первой статьи 357, пунктом 1 статьи 358 и пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации" федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
Ранее в Определении от 23 июня 2016 года № 1188-О Конституционный суд Российской Федерации указывая аналогичную правовую позицию, констатировал, что разрешение вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, поскольку обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в ГИБДД, а не от факта его фактического наличия и пользования им, недоимка по транспортному налогу за 2017 год была предъявлена к взысканию за весь 2017 год владения автомобилем, а не за 8 месяцев 2017 года, как об этом ошибочно указал административный ответчик в жалобе. В решении суда указан период 8 месяцев 2017 года для начисления недоимки по налогу на имущество физических лиц, а не транспортного налога, что полностью соответствует исследованным материалам дела.
Материалы дела не содержат доказательств обращения Борисовой М.В. с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД до 14.07.2018. С учётом изложенного, Борисова М.В. в силу действующего законодательства является плательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку транспортное средство в этот период было зарегистрировано на ее имя.
Согласно статьям 399 и 400 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статьи 401 НК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.
Как следует из материалов дела, с 24.02.2015 по 07.09.2017 Борисова М.В. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, <Адрес обезличен>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Борисовой М.В. направлялось налоговое уведомление № 60853851 от 14.10.2017 об уплате в срок не позднее 01.12.2017 налога на имущество физических лиц за 12 месяцев 2016 года на общую сумму 1175,69 рублей.
Также ей направлялось налоговое уведомление № 77427563 от 11.09.2018 об уплате не позднее 03.12.2018 транспортного налога за 12 месяцев 2016 года в размере 3030 рублей и налоговое уведомление № 46612087 от 28.08.2018 об уплате не позднее 03.12.2018 транспортного налога за 12 месяцев 2017 года в размере 3030 рублей и налога на имущество физических лиц за 8 месяцев 2017 года в размере 1473 рубля.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом ответчику 04.03.2018 было направлено требование № 15841 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 569,69 рублей и пени в размере 12,74 рублей, со сроком исполнения до 04.04.2018, который ответчиком не был исполнен.
26.02.2019 Борисовой М.В. направлено требование № 6577 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 807,00 рублей, пени в размере 14,09 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2016-2917 г.г. в размере 6060,00 рублей и пени в размере 105,80 рублей, со сроком исполнения до 19.03.2019, который ответчиком не был исполнен.
По правилам, установленным абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, обращение налогового органа с заявлением в суд о взыскании суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов производится в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Шестимесячный срок необходимо исчислять со дня окончания срока, предоставленного Борисовой М.В. для уплаты налогов и пени в требовании № 6577, когда общий размер недоимки по налогам на имущество физических лиц, транспортного налога и пени превысил 3000 рублей, то есть с 19.03.2019.
До истечения указанного шестимесячного срока, начавшегося с 19.03.2019, 06.09.2019 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара от 06.09.2019 с Борисовой М.В. взыскана недоимка по налогам и пени в размере 7569,32 рублей.
Определением мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара от 04.10.2019 указанный судебный приказ в связи с поступившими от Борисовой М.В. возражениями был отменен.
28.01.2020 налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Борисовой М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы, недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы и пени на общую сумму 7569,32 рублей.
При таких обстоятельствах, административным истцом соблюдены положения абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающих пределы срока предъявления налоговым органом требований в порядке искового производства, а именно, не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Доводы апелляционной жалобы Борисовой М.В. об имеющейся в решении суда неточности в части адреса объекта недвижимости, а именно «улица <Адрес обезличен>» вместо правильного написания «<Адрес обезличен> проезд» судом признаются необоснованными, поскольку такая неточность допущена только в одном месте описательно-мотивированной части решения, тогда как в других местах решения, в том числе в резолютивной части решения адрес указан верно. Вышеприведенная неточность не имеет юридического значения и не влияет на правильность решения.
Доводы апелляционной жалобы Борисовой М.В. о том, что судом неверно определен период взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год являются необоснованными и опровергаются материалами дела, поскольку по сведениям ГИБДД запись о прекращении регистрации владельца транспортного средства Борисовой М.В. была сделана 14.07.2018, несмотря на то, что ответчик указывает о продаже автомобиля 09.07.2017.
Исходя из вышеизложенного, решение суда является законным, отмене, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисовой Марии Владимировны – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи