44RS0028-01-2019-001370-49
Дело № 2а-1143/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
с участием прокурора Черных К.В.
при секретаре Николаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области к Николаевой О.Н. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении административного ответчика - осужденной Николаевой Е.Н.
Свои требования мотивирует тем, что административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области. Николаева Е.В. осуждена приговором Одинцовского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года по ст. 228.1 ч.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу 14 сентября 2016 года Зачет с 23.03.2016 по 13.07.2016. Начало срока: 13 июля 2016 года. Подлежит освобождению из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области 22 марта 2019 года.
Согласно приговору, Николаева О.В. совершила тяжкое преступление в вечернее время суток на территории, на которой не имела регистрации по месту жительства. За весь период отбывания наказания неоднократно нарушала установленный порядок отбывания наказания, за что имеет два взыскания. В настоящее время считается не имеющей взысканий. Имеет четыре поощрения за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и активное участие в мероприятиях воспитательного характера. Характеризуется удовлетворительно. Наказание отбывает на обычных условиях. После освобождения намерена выехать к месту жительства по адресу: (адрес)). Со ссылкой на нормы Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 270, 271 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит установить в отношении Николаевой О.В. административный надзор на срок, установленный законодательством РФ, до погашения судимости по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а также установить административные ограничения в виде запрета на пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета на выезд за пределы территории пгт. (адрес); в виде обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области Михайлова А.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме и в соответствии с доводами, изложенными в иске. Не смогла пояснить, почему требуется запрет Николаевой О.В. на пребывание вне места проживания в ночное время суток; полагала, что установление такого ограничения возможно даже если преступление совершено не ночью.
Административный ответчик Николаева О.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, но не согласилась с перечнем административных ограничений. Считает, что пребывание в условиях заявленных ограничений будет равнозначно нахождению в местах лишения свободы. Не согласилась с запретом права на выезд за пределы территории пгт.(адрес), поскольку не намерена проживать по месту своей регистрации, так как в поселке трудно найти работу, а жилье некомфортное. Возможно, поедет трудоустраиваться в Ярославль, либо в Санкт-Петербург, либо останется жить в Костроме, где ей обещали сделать временную регистрацию, она намерена реализовать средства материнского капитала и приобреси жилье.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования частично, изучив материалы дела, обозрев материалы личного дела осужденной Николаевой О.В., суд приходит к следующему:
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрен главой 29 КАС РФ и Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года № 64-ФЗ (далее - Закон № 64-ФЗ).
Понятие «административный надзор» раскрыто в ст. 1 вышеназванного закона и означает осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗадминистративный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что приговором Одинцовского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года Николаева О.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима (л.д.6-7).
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 14 сентября 2016 года приговор Одинцовского городского суда Московской области от 13.07.2016 года в отношении Николаевой О.В. оставлен без изменения (л.д.8-9).
Приговор Одинцовского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года вступил в законную силу 14.09.2016 года.
Николаева О.В. признана виновной за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Данное обстоятельство является бесспорным основанием для установления в отношении Николаевой О.В. административного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3, к коим относится Николаева О.В.- на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 части 3 статьи 5 данного Закона № 64-ФЗ предусматривает, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Учитывая вышеизложенное, удовлетворительно характеризующие данные Николаевой О.В., суд считает обоснованными требования ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области об установлении в отношении неё административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст.4 Закона, вотношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики, утвержденной врио начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области 25.10.2019 года, следует, что осужденная Николаева О.В. прибыла в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области 18.05.2018 года. По прибытии ознакомлена с правами и обязанностями осужденных, распределена в отряд. 07.06.2018 года принята на должность дневальной отряда № 11. Со своими обязанностями справляется. К труду относится добросовестно. Трудовую дисциплину и технику безопасности не нарушает. Рабочее место содержит в чистоте. За период содержания в СИЗО-10 УФСИН России по Московской области допустила одно нарушение установленного порядка отбывания наказания. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области имела одно взыскание в виде выговора устно. Взыскание было снято досрочно в виде поощрения. Имеет четыре поощрения в виде благодарности за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и участие в мероприятиях воспитательного характера.
В обращении с администрацией корректна. Среди осужденных уживчива. Мероприятия воспитательного характера посещает, принимает участие в их подготовке и проведении. Развивает кругозор, посещает библиотеку. Принимает участие в работах по благоустройству территории учреждения согласно графику. Близких родственников не имеет. Связи ни с кем не поддерживает. Характеризуется удовлетворительно (л.д.15).
Из справки о поощрениях и взысканиях усматривается, что за весь период отбывания наказания Николаева О.В. имеет два взыскания, четыре поощрения (л.д.14).
С учетом характеризующих данных Николаевой О.В. суд соглашается с достаточностью заявленного количества двух обязательных явок для регистрации в органы внутренних дел.
Суд также считает обоснованным установление такого административного ограничения, как запрет на выезд за пределы территории пгт. (адрес), поскольку преступление, за которое осуждена Николаева О.В., было совершено ею в регионе, где она не имела ни постоянной, ни временной регистрации. Доказательств, позволяющих установить иное место постоянного проживания по факту освобождения осужденной из мест лишения свободы, в дело не представлено.
Вышеуказанные ограничения отвечают характеру поведения осужденной при совершении ею преступления, в период отбывания наказания, а потому суд приходит к выводу об удовлетворении данной части исковых требований.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для установления запрета Николаевой О.В. на пребывание вне жилого либо иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 22 Постановления от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В настоящем случае преступление было совершено не в ночное время; сведениями о склонности Николаевой О.В. к совершению правонарушений ночью в материалы дела также не представлено. При таких обстоятельствах недопустимо беспричинно полагать, что существует угроза нарушения административным ответчиком установленного правопорядка в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра следующего дня. С учетом изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого либо иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время.
По мнению суда, такие меры, как обязанность являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет на выезд за пределы территории (адрес) являются достаточными и смогут обеспечить достижение целей индивидуального профилактического воздействия на осужденную, предусмотренных Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области к Николаевой О.В. об установлении административного надзора - удовлетворить частично.
Установить в отношении Николаевой О.В., ДДММГГГГ года рождения, уроженки д. (адрес), административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением следующих административных ограничений:
- обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы территории (адрес)
Срок административного надзора исчислятьсо дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении остальной части административных требований ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
решение в окончательной форме изготовлено
в день принятия - 08.11.2019 -судья: